Вот и подошла к концу наша экспедиция на Северный Урал, а точнее — на перевал Дятлова. Четыре дня мы стояли лагерем в том месте, где группа Игоря Дятлова ночевала в предпоследний раз — в ночь с 31 января на 1 февраля 1959 г. У нас была большая сборная группа, и это имело свои неоспоримые преимущества. Девушки в большинстве своем ходили на перевал Дятлова неоднократно и, пока мы бегали по отрогам Урала, готовили нам на костре изумительную еду: жареные с луком грибы, очень вкусную грибную похлебку и замечательные ягодные морсы. Молодая пара из Екатеринбурга занималась сбором каких-то трав и корений; несколько представителей сильного пола ставили свои рекорды по чисто спортивному туризму, а наш руководитель развлекал нас по вечерам всякими байками у костра. Каждый из нашей группы пошел в поход за чем-то своим. Мы не мешали друг другу, и каждый без суеты и толкотни мог заняться тем, чем хотел. Не обошлось и без приколов и розыгрышей. Особенно удачным был розыгрыш с лазерной линейкой, когда один из участников группы во время ужина спрятался в кустах и стал посылать лазерные лучи в небо. У костра как раз шел жаркий спор про инопланетников и вдруг... Зеленые всполохи в черном ночном небе буквально за ближайшими елками. Повелись на шутку практически все... Ну, и история с медведем, случившаяся в самый первый день Перевал Дятлова - самое загадочное место России, стала поводом для бесконечных шуток и подколов.
По физическим возможностям наша группа не в пример сильной и тренированной группе Игоря Дятлова тоже была весьма разношерстной. И мы, как не самые сильные ее участники, решили выйти из лагеря пораньше, чтобы не спешить и не так уставать.
Утром 8 августа мы взяли на троих еды из нашего общака и отправились в обратный путь. Наши сотоварищи по походу должны были выходить из лагеря на следующее утро — на сутки позже нас.
Мы, конечно, в автономных походах не новички, — ходили неоднократно по нашей Ленинградской области, но вот так, чтобы в дикой тайге втроем, где на десятки километров может не быть людей, — такой эксперимент мы поставили над собой впервые.
Хочется выразить особую благодарность "небесной канцелярии" за то, что порадовала нас отличной погодой.
Если бы лил дождь, как в первые дни нашего похода, нам было бы значительно тяжелее. За первый день мы прошли километров 12-15 и, не напрягаясь, расположились на ночлег.
На другой день тронулись дальше, накануне вечером долго сидели у костра и общались за жизнь. Ночная уральская тайга почему-то совершенно не пугала. Может потому, что над этими безлюдными местами проходит оживленный воздушный коридор Сыктывкар — Ханты-Мансийск, и в ночной тишине часто был слышен далекий гул самолетов, что прибавляло уверенности и спокойствия городскому человеку, оказавшемуся среди дикой природы.
Через сутки с небольшим после нашего выхода из лагеря на Ауспии у дятловского лабаза нас догнал один из участников нашей группы — опытный походник и турист-водник с солидными разрядами. За четыре часа он прошел расстояние, которое наша троица проползла за 11 часов. Пока мы тащились до места следующей ночевки, этот бравый хлопец уже поставил палатку, отобедал и набрал нам ягод.
К вечеру нас догнал наш приятель Андрей со своей подругой, и автономный поход стал еще веселее. К полудню следующего, третьего дня нашего автономного похода мы добрались до того места, где нас должна была забрать машина. Время коротали за купанием в Ауспии и за игрой в карты, а к вечеру нас догнал основной состав нашей группы. Это был последний вечер похода, и костровые посиделки затянулись далеко за полночь. Каждому участнику выдали диплом (красочную бумажку) и значок от Фонда памяти группы Игоря Дятлова. youtube.com/watch?v=9g6fZwmeH… [youtube]9g6fZwmeHfQ[/youtube]
На другое утро мы отправились навстречу цивилизации на автобусе, который привез нас сюда неделю назад.
В Ивдель мы прибыли днем, и до поезда оставалось еще несколько часов. Краеведческий музей, где в экспозиции будет большое место отведено трагедии группы свердловских туристов, пока на реконструкции, а больше в городе, в принципе, делать нечего. Да и находится сам город в 6 км от железнодорожного вокзала. Автобусы туда ходят редко, а качество местного автостопа нам неведомо. Поэтому мы решили не рисковать и предаться более примитивным развлечениям: поглощению того, о чем каждый мечтал вдали от цивилизации. Я соскучилась по коктейлям и пирожкам, а мой замученный походными буднями зять грезил о кока-коле (он очень любит этот вредный для здоровья и фигуры напиток).
Вокзал в Ивделе, кстати, тот же, в котором останавливались и дятловцы (здание вокзала построено в 1940 г) Сам Ивдель — здорово разбросанный по окрестным холмам затрапезный городок с несколькими многоэтажными кварталами и обширным частным сектором. От "Ивдельлага" здесь осталась парочка зон — общего и строгого режима. Где-то под Ивделем мотал срок осужденный в 1984 г за спекуляцию музыкальной аппаратурой популярный исполнитель шансона А.Новиков. В бывшую больницу "Ивдельлага", где делали вскрытие некоторых трупов из группы И.Дятлова, нас вряд ли бы пустили, так что мы сидели на станции, кормили местных собак пирожками и колбасой и переваривали впечатления от завершившегося похода.
Вечером мы покинули славный город Ивдель, чтобы снова вернуться в уральскую столицу.
Это был тяжелый физически, но очень познавательный поход. Я хотела увидеть самое загадочное место в России, и я его увидела. Надеюсь, что этот поход у меня не последний, и я соберусь куда-нибудь еще "за туманом и за запахом тайги".