Прага. Полеты под стенами Института благородных девиц.
В X-XI веке территория Пражского града была окружена крепостными валами, которые отвечали ландшафту южных склонов Града. Строить большое здания было негде. Последний фортификационный вал располагался рядом с дорогой, ведущей к восточным воротам Града. Это современная улица Йиржская, практически полностью повторяющая исторический маршрут. Но после постройки на валах кирпичной стены территория укрепленного района значительно расширилась к югу. Стену возвели на склоне холма и укрепили сторожевыми башнями.
Характер застройки этой части Пражского Града существенно изменился после пожара 1541 года. На территории между Йиржиской улцей и кирпичной стеной были построены два великолепных дворца, принадлежавших знатным семействам.
В 1600 году последний представитель знатного рода продает дворец за долги императору Рудольфу II, который хотел расширить Старый дворец.
В 1753 году по приказу императрицы Марии-Терезии в здании дворца началась масштабная реконструкция под Институт благородных девиц на 30 мест. В 1755 году состоялось торжественное открытие пансиона, первой аббатисой стала дочь императрицы Анна Мария.
1 мая 1919 года институт прекратил свое существование.
Почти параллельно аналогичные события происходят и в России. В 1762 г. в результате дворцового переворота к власти приходит Екатерина Вторая и уже через два года она основывает «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей полезных членов семьи и общества».
По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причём с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась таким образом создать «новую породу людей».
В 1765 году при институте открылось отделение «для мещанских девиц».
Екатерина Вторая через своих французских корреспондентов, среди которых был и Вольтер, знала о том, что в Европе происходит в сферах политической и культурной жизни и старалась ни в чем не отставать . Вопросам образования она придавала не меньшее значение и эта ее неуемная страсть идти, отставая лишь на пол шага, но с учетом национальных особенностей, делала ее безусловной наследницей Перта Великого. С тем отличием, что реформы в своем государстве она проводила, не выходя из Зимнего дворца.
Однако, что нам, живущим в эмансипированном времени, до новаций 300-летней давности? Нас окружают люди европейского, облегченного образования в государствах, не признающих дипломов советских и российских вузов. Оставим эту тему и посмотрим на то как чувствует себя современница под почти неприступными свиду стенами Института, приехав в Прагу учиться из сибирского далека.
Современницу зовут Анастасией.
Пытаюсь понять чувства человека, оказавшегося над красивейшим европейским городом. Это острое ощущение опасности через любование, простертые к небу руки, затем разговор по телефону об охватившем восторге, и прогулка по исторической кромке Пражского Града с мыслями о том, как повернулась линия судьбы, и первая съемка на память. Почему, зачем – не очень ясно, но «пусть оно будет – там разберусь».
Но сначала – вид на Пражский Град с противоположного берега Влтавы:
Эта перспектива дает представление о масштабе города в городе.
Пражский Град возводили, перестраивали и наслаивали десять веков.
Но следует посмотреть и «наоборот» — от стен Града на город:
Отсюда мы видим многие архитектурные бренды Праги. Здесь их удобно рассмотреть, назвать запомнившиеся, а главное – почувствовать себя в новом пространстве. Это состояние притупилось во мне, наблюдаю за Настей:
За ее спиной – почти крепостное по неподступности здание Института благородных девиц:
И бельведер с пологим пандусом:
На двух этих кадрах видим прогулочную аллею, справа от которой расположен террасный Сад На Валах.
Однако нужно скорее поделиться с кем-то первыми впечатлениями:
У главной обзорной террасы Сада На Валах наблюдаем «восточный сюжет», во все времена года создаваемый разросшимися акациями:
Есть места, к которым не подойти. Под острым ракурсом ловим объективом пейзаж с башенкой Гартиговского сада :
К сожалению после проведенной недавно реконструкции его закрыли для свободного посещения.
У беседки:
Хотелось бы отметить, что все пространство получающегося маршрута сформировано идеями приглашенного в Чехию словацкого архитектора Йозефа Плечника. Приглашение зодчему поступило от первого президента Чехославакии Масарика. Оно оказалось судьбоносным для всего Пражского Града, т.к. Плечник на долгие годы был назначен его главным архитектором. Здесь воплотились его идеи по художественному освоению больших пространств. Постараюсь позже развить эту тему в сюжетах, посвященных Саду На Баште и пражскому району Винограды.
При Рудольфе II с запада от Садов На Валах на месте бывших виноградников был разбит т.н. Райский сад. Это место предназначалось для созерцания королями Чехии из Королевского дворца, а после 1918 года – ее Президентами. Он долгое время был недоступен для простых горожан. Теперь же они спускаются в него по широкой террасной лестнице от Южного (Нового) схода Пражского Града.
Делаем кадр, чтобы лишний раз запечатлеть размах Йозефа Плечника, единицей измерения которого служило не просто здание или площадь. Этого было ему недостаточно. В свои создания он стремился по возможности включить ландшафт с удаляющейся к горизонту или ввысь перспективой:
Следуем за Настей к небольшому фонтану Райского сада:
На прощание и в память о замечательном осеннем дне с разрешения Насти делаю ее портрет для размещения в ТУРБИНЕ:
Все фотографии, кроме одной, сделаны фактически без постообработки малогабаритным репортерским фотоаппаратом G16 производителя CANON. Дата съемки – 3.10.2015. Время 16.30 – 17.30.
Теплице, 9-10.10.2015, Валерий Дмитрян, домашний архивариус и наблюдатель с аппаратом.