Поездка в Переславль-Залесский получилась спонтанной. То есть желание-то было давнишнее, как в анекдоте про Париж, а вот решение наконец-то поехать пришло неожиданно.
Переславль-Залесский... Родина князя Александра Ярославовича, прозванного Невским, и князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Город, где, так или иначе, отметились правлением многие Великие Князья Московского княжества. Город, где Сергей Радонежский принял священнический сан, а Петр I заложил первую верфь для строительства судов. Несколько раз мы проезжали его транзитом – то в Ростов Великий, то в Ярославль, но целенаправленно отправились в первый раз.
Первым делом мы ринулись осматривать историко-художественный музей-заповедник, который расположился в стенах Горицкого Успенского монастыря.
Я люблю всякого рода краеведческие, а особенно археологические музеи. Да, что уж стесняться, я вообще музеи люблю!
Мне нравится прежде, чем осматривать город, познакомиться с его историей, особенностями и легендами. И хотя на сегодняшний день все можно найти в интернете (что, в принципе и делается при подготовке к поездке), но разведка на местности приносит ни с чем несравнимое удовольствие.
Мы приехали немного раньше, чем музей распахнул свои двери для посетителей, но ворота монастыря были гостеприимно открыты, и нам удалось неспешно погулять по территории и насладиться яблочно-барбарисовым духом, наполняющим всю округу.
О!... Ворота… хотелось бы немного остановиться и рассмотреть ворота… На фоне почти гладких стен их резное великолепие не просто поражает. Я бы назвала их воротами в сказку, особенно, если принять во внимание барельефы двух коней в верхних углах.
Коней? Читаем источники и вот, что получается – кони плавно превращаются,… превращаются кони в двух… единорогов! Двух?! Ан, нет! И здесь не так! Изначально единорог был один! Тот, что справа.
А вот тот, что слева – и не единорогом-то был совсем, а львом!
Так что там с единорогом и львом?... Это давняя история… У одного очень умного человека я вычитала прелюбопытнейшую информацию. Привожу цитатой, поскольку мысль не моя и, да простит меня этот умный человек: «Cамое раннее из известных противостояний лев-единорог относится к 5 в. до н.э. Это персидская империя времен Дария (того самого великого царя, который носился за скифами по Краснодарскому краю). Стены дворца в столице Персеполе были украшены сюжетами из Авесты. В том числе была сцена терзания лев-единорог (поскольку некоторые изображения однозначно принадлежали сценам из Авесты, допускаем, что и наша «головоломка» родом оттуда же). Поскольку Авеста была не столько религией, сколько учением о восхождении человека до божественной сущности, то и вся символика сцен была наполнена глубоким философским смыслом.
Лев у персов обозначал не просто символ верховной земной власти, но сочетал в себе всё материальное благо и богатство, распоряжался которым царь. Т.е. научно выражаясь такой символический апофигиоз всего материального. )) По аналогии можно допустить, что его противником являлся идеализм. Реальный царь зверей и царь зверей мистический. Противостояние физической силы и духа.. …извечная схватка Царя и Жреца…»
А далее… Далее уже торговцы, бежавшие и освобожденные пленные и другие исторические и около исторические персонажи разнесли эти символы по миру. Постепенно кровожадная история трансформировалась и обрела более мирную сущность.
А на Руси вплотную символизмом «Лев-Единорог» занялся Иоанн III. Хотя и до Иоанна III символизм духовности на Руси не обходили стороной. Если мы вспомним Собор Покрова на Нерли, то уже там, на фасадах, присутствуют грифоны на первый взгляд терзающие лань. Но оказывается действие-то грифона несколько иное (Боголюбово. Монастырь, белокаменный храм и выхухоль).
А Иоанн IV, тот, что Грозный, развил тему, а потом сформИровал и углУбил. Царь и Жрец уже не были противопоставлены друг другу, они в едином порыве склонились пред Древом Жизни, перевоплощенном в образ Церкви Христовой.
Но вернемся к нашим баранам… Простите, единорогам. Еще в 1851-1856 годах всё было, как положено, лев – львом, единорог – единорогом. Когда произошла метаморфоза, и лев превратился в лошадь, а единорог потерял свой рог – информации я не нашла. Как и почему – эти вопросы я не задаю. Как? – в процессе многочисленных реставраций. Почему? — потому что гладиолус (ну, а каким словом можно охарактеризовать то, что неведомый нам реставратор увидел во льве коня?).
Ворота украшены «кокошником», в котором раньше, судя по различным источникам, находилась икона Успения богородицы. Но сейчас там пустой овал. Предположим, что икона на реставрации…
Сам музей поразил залом деревянной скульптуры.
Когда я, будучи в Мышкине, впервые столкнулась с данным видом русского искусства, меня удивил, как сам факт существования такой скульптуры в православии, так и мастерство, с которым это было выполнено. Позже, я немного поискала информацию и сделала для себя много открытий, но это тема для отдельного рассказа. А пока, вернемся к музею.
Среди выставленных скульптур и икон вызвали восторг Царские врата.
Прекрасна и коллекция русской живописи XIX века. Здесь представлены пейзажи, написанные Шишкиным и Поленовым, жанровые картины Маковского и Прянишникова. Эта еще одна причина любви к посещению художественных музеев в различных городах — никогда не знаешь, какое открытие для себя сделаешь. Так, например, художественный музей Новгорода Великого обладает уникальной картиной Айвазовского «Тройка в степи», а в Муромском художественном музее выставлены графические работы Шишкина.
Вторым сногсшибательным впечатлением меня одарил Успенский собор XVIII века, а точнее, его иконостас. Многоярусный золоченый, украшенный барочными колоннами и деревянными фигурами, он поражает своей узорчатостью и какой-то воздушностью, несмотря на внушительные габариты. Я, вообще, заметила, что старые мастера умели создать иллюзию невесомости габаритных вещей.
Выполнен иконостас был московским мастером Яковом Жуковым, а иконы для него писались мастерами из Нового Иерусалима. Всего иконостас имеет 19 икон и 26 деревянных скульптур.
Сам собор тоже не оставит никого равнодушным. Внутри он очень нарядный, я бы сказала даже, игривый, богато украшен лепниной и росписью в стиле барокко. И этот небесно-голубой цвет стен очень тонко подчеркивает богатство и пышность иконостаса. Все-таки умели делать… и знали законы гармонии цвета…
И, конечно же, мы не могли не поддержать свою традицию и не подняться на башню, а в данном случае на колокольню Богоявленской церкви,
чтобы полюбоваться великолепными окрестностями и Плещеевым озером.
Я сознательно не касаюсь истории самого Горицкого Успенского монастыря. Она у него настолько насыщена фактами, датами и личностями, что рассказ о нем займет невероятное количество времени. А нам надо еще город посмотреть. Ну, хотя бы, чуть-чуть…
И наш путь лежит к такому родному, ласкающему слух, адресу – Красная площадь, Кремль!
Кремль встречается во многих городах России, но вот такое сочетание слов «Кремль» и «Красная площадь» вместе я встречала всего в двух городах. Если я ошибаюсь – поправьте меня, могла и запамятовать…
От Переславского кремля, в отличие от Московского, остались только земляные валы высотой 10 метров. Было жгучее желание прогуляться по валам, пройтись по всей окружности в 2,5 км, но мои спутники почему-то воспротивились этому, казалось бы, разумному желанию.
Красная площадь представляет собой душевную лужайку с церковью Петра Митрополита (всю в лесах), двух соборов – Владимирского и Александра Невского, оставшихся от небольшого Сретенского Богородицкого монастыря и похожих друг на друга, словно близнецы-братья,
и… Спасо-Преображенский собор! Один из пяти храмов, построенных Юрием долгоруким в 1152 году. Один из двух, сохранившихся до наших дней. Второй храм находится в Кидекше (Ах, эта Кидекша).
К сожалению для меня (не вовремя приехали) и к счастью для собора на момент нашего посещения он находился на реставрации и был обнесен высоким забором так, что только его глава и виднелась. Поэтому, я даже фотографировать не стала.
Ну что же, подождём и приедем.
Тем более что при работах в соборе были обнаружены все те же знакомые нам "лица" – лев и единорог…
В выставочном зале Владимирского собора, в свободное от службы время, на постоянной основе проходит выставка работ художников. Вход на выставку бесплатный. Понравившееся произведение можно приобрести. Если денег на оригинал не хватает, можно купить небольшую копию, что впрочем, тоже не дешево, или, на худой конец, магнит с изображение особо популярных картин.
Мне жутко понравилась работа художника Романа Антонова «Персик», где изображен кот, сидящий на стуле. Денег, конечно же, на данный шедевр не хватило бы, поэтому купила магнит в подарок друзьям. У них четыре кошки – одной больше, одной меньше, значения не имеет, тем более что мой подарок есть не просит.
А себе на память я оставила фотографию вот таких милашек
Провинциальный городок тихим назвать нельзя. То ли модно нынче осваивать родные просторы, то ли этот шаг вынужденный в связи с известными всем факторами, но народу в Переславле видимо-невидимо. Здесь и экскурсионные группы – большие и маленькие, и такие же одиночные путешественники, как мы. Последних, правда, больше. Все они снуют от музея к музея, от церкви к церкви… Мы не являемся исключением.
Чтобы не перегружать сознание, кроме Горицкого монастыря, я выбрала для осмотра всего три музея: «Музей хитростей и смекалки», музей «Ботик Петра» и «Русский парк» (Не бывает знаний много...).
«Музей хитрости и смекалки» заинтересовал меня, как ни странно, именно хитростью и смекалкой наших предков, с успехом пытавшихся облегчить себе жизнь и труд всевозможными приспособлениями.
Особенно нас порадовала машинка для выемки (или вынимания?) косточек из вишен. Этакий «полуавтомат» на две ягоды. Ваша задача только насыпать их в контейнер и поднять рычажок, а потом опустить его. Правда, делать это придется каждый раз, как только удалите косточки из двух очередных вишен.
Но, положа руку на сердце, музей представляет собой простую антикварную лавку размером в одну небольшую комнату. Практически все то же самое можно увидеть в любом магазине со старьем, и, уверяю вас, абсолютно бесплатно… Ну, что же, отдадим дань хитрости и смекалке предприимчивым устроителям музея.
«Ботик Петра» меня сильно огорчил… В смысле, не сам ботик, а общение с грубыми тетушками-кассирами и невоспитанными смотрительницами музея. Правда, там есть еще художественный музей, но осматривать его мы как-то расхотели, а вот покинуть эту негостеприимную территорию, как раз, поторопились.
Что еще оставило неприятный осадок на дне моей ранимой души. За вход на любую территорию взимается дань. Сумма, конечно, символическая, но ни на территорию Горицкого монастыря, ни в парк, окружающий музей «Ботик Петра» бесплатно зайти не возможно. И это при том, что за вход в музеи отдельная плата.
Кроме того, чтобы попасть к Синь-камню также необходимо оплатить мзду. Здесь уже тариф поболее будет. Не удивительно — многие желают прикоснуться к волшебному камню и повязать ленточку, загадав желание.
Желающих так много, что приходится выстаивать очередь, чтобы получить заветный пятачок камня. А вокруг камня понастроено сувенирных палаток и проложены мостки.
И в довершение нашей поездки мы решили прикоснуться к высокодуховному и отправились в Никитский монастырь.
Монастырь во имя великомученика Никиты является самым древним в Переславле. По преданию, он был заложен ранее, чем сам Переславль, на месте языческого капища во время распространения православия на Руси, и датируется 1010 годом. Во второй половине ХII столетия эту обитель прославил своими молитвенными подвигами раскаявшийся грешник Никита столпник, здесь же принявший мученическую смерть.
Никита до пострижения в монахи был сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком и пользовался дурной славой корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги и каменную шапку.
Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов. Среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил.
Есть несколько версий гибели Никиты Столпника — либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя.
Мощи святого обретены в XV веке. В настоящий момент они покоятся в церкви Благовещения Пресвятой богородицы на территории монастыря. Там же находятся и железные вериги великомученика.
Строительство сохранившихся до наших дней каменных стен, башен и Никитского собора монастыря тесно связывают с именем Ивана Грозного, неоднократно бывавшего здесь на богомолье. Другие уцелевшие постройки – кельи, Благовещенская церковь с трапезной палатой, часовня над столпом Никиты и надвратная колокольня – сооружены в разное время и датируются ХVII – ХIХ веков.
В монастыре проживают около 15 насельников, принимающих паломников со всех частей света.
Мы не паломники, мы просто любопытствующие, поэтому мы тихонечко постояли в дверях Благовещенского собора, понаблюдав за службой, обошли территорию, зашли в часовню и отправились домой.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.