Одно из самых загадочных мест в Горном Алтае лежит на границе России, Казахстана, Монголии и Китая на высоте более 2000 метров - дикое плато Укок, название которого звучит как «Слушай небеса!».
Обширная долина расположена почти в центре необъятной горной страны. Со всех сторон она блокирована неприступными скалистыми хребтами, и проникнуть на плоскогорье непросто. Лишь труднопроходимые перевалы связывают Укок с внешним миром.
Плато принадлежит к тем немногим территориям Южного Алтая, которые в меньшей степени подверглись изменениям с древних времен, а потому и сохранили в малоизмененном виде ландшафтную структуру ледниковой эпохи.
Отсюда берут начало такие крупные сибирские реки, как Бухтарма и Ак-Алаха, несущие свои воды в Иртыш и Катунь. Укок богат зверем и рыбой. Говоря здесь можно встретить не только медведя и волка, лисицу и сурка, марала и косулю, но и экзотического снежного барса, сибирского козерога и черного грифа.
Суровая и дикая красота этих мест поражает впервые попавших сюда. Возвышающаяся громада Табын - Богдо - Ола завораживает взгляд. Это самый мощный горный комплекс оледенения в Сибири, во много раз превосходящий Белуху. Здесь находятся наиболее крупные ледники Алтая. На его вершине сходятся границы трех государств - России, Монголии и Китая.
Как нам рассказали, в массиве выделяются пять основных вершин плоской и куполообразной формы. Главная из них - гора Найрамдал (Кийтын 4374м) является второй по высоте на Алтае. «Пять святых гор» - по преданию это название дал Чингиз-хан, восхищенный величием сверкающих на солнце ледяных вершин.
На Укоке были открыты сотни разных по типам и культурам археологических памятников, включающих погребальные, культовые, поселенческие комплексы, наскальные изображения, каменные геометрические выкладки, оленные камни и древнетюркские изваяния.
Самыми древнейшими из разведанных памятников плато Укок пока считаются калгутинские рисунки. Это изображения быков и лошадей рядом с Калгутинским рудником. Образ быка был глубоко символичен. Серп Луны ассоциировался с рогами быка, а Луна почиталась как проявление природы,помогающее вести отчет времени. Символ быка был астральным, небесным. Конь у древних перевозил людей в загробный мир и возил "солнечного бога".
В Бертекской долине Укока на скале Кызыл-Тас были обнаружены и скифские петроглифы, получившие название бертекской писаницы. В них тоже много таинственного и священного смысла.
Суровые условия Укока сохранили в ряде курганов мерзлоту, этот природный консервант, благодаря которому до нас дошли уникальные предметы эпохи раннего железного века из кожи, дерева, войлока и шерсти, которые ни в каких других условиях просто не сохраняются. Там стояла даже еда, оставленная для покойного. Именно здесь в одном из могильников была обнаружена мумия женщины, которую сразу окрестили принцессой Укока. Алтайцы утверждают, что принцесса Укока - это их прародительница по имени Кыдым, что они всегда знали о ее существовании, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирские ученые, исследовав мумию, пришли к выводу, что принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих землю. Внешность ее напоминает европейскую, и было ей примерно 25 лет.
Интересно, что примерно два века спустя после погребения «алтайской принцессы» в кургане был похоронен еще один человек – воин-каракобинец (каракобинцы сосуществовали на Алтае с пазырыкцами, находясь в подчиненном положении). Именно он и «спас» захоронение принцессы Укок от разграблении. Дело в том, что довольно богатые захоронения каракобинца (оно содержало глиняные сосуды, железные ножи, скелеты трех коней с остатками железных удил и золотой фольгой от несохранившихся украшений сбруи) было довольно скоро разграблено, грабители посчитали, что воин – единственный человек, похороненный в кургане и не стали копать дальше. Так была сохранена мумия молодой пазырыкской женщины. Женщина была похоронена в срубе из лиственный, установленном на дне ямы. Сразу за ним и до самого дна ямы шел лед. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Женщина лежала на войлочной подстилке с подушкой под головой на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом. На коже рук «алтайской принцессы» была восхитительная голубая татуировка и представляла собой рисунки фантастических и реальных животных. Она могла указывать на принадлежность женщины к одному из правящих пазырыкских родов, возможно клану жрецов. Скорее всего, принцесса Укок была шаманкой, «избранницей духов», спасительницей племени.
Вместе с женщиной была захоронена шестерка украшенных коней золотисто-рыжей масти. Ее одежда из тончайшего шелка обрамлена толстым красным поясом. Как говорил нам агхеолог, что такой пояс они считают- знак воина и посвященного, а найденная в ее руках палочка из лиственницы - ритуальный символ, такие палочки еще в добуддисткие времена считались орудием «сотворения мира» и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе женщины, которая согласно древним поверьям хранила тайну бессмертия...
Еще лет 20 назад на плато кроме пограничников работала небольшая метеостанция и прилетал «АН-2». Сейчас от метеостанции остались лишь развалины, а пробраться на плато можно лишь на хорошем внедорожнике.
Для археологов плато Укок еще не одно десятилетие будет оставаться белым пятном и, не одно десятилетие будет тянуть к себе путешественников, поражая воображение неповторимой красотой и поистине сказочными пейзажами, заставляя возвращаться сюда снова и снова.
Плато Укок включено ЮНЕСКО в Список всемирного природного наследия, а та его часть, где находится знаменитые курганы, объявлена зоной покоя. Для посещения плато необходимо специальное разрешение административных структур Республики Алтай. Кроме того, надо получить пропуск в пограничную зону в погранотряде в пос. Акташ.