Принято считать, что названия многих сёл и деревень в России образованы от имён или рода деятельности их основателей. Как правило, то были простые люди, не графы или князья. Последние всё больше городам имена давали, а к деревням интерес проявляли слабый, масштаб мелковат. А случалось, и довольно часто, что представители животного мира, звери, птицы и рыбы, свои имена предлагали.
Простой люд их охотно брал, однако значимых на всех не хватало и приходилось довольствоваться названиями мелкими, от мышей и ворон до, простите, тараканов с клопами. Впрочем, столь необычный на первый взгляд выбор будет понятен, если вспомнить, как жили наши предки, а жили они в полной гармонии с окружающим миром, ценили природу и берегли каждую тварь, что в ней обитала, особенно тех, кто делил с ними места общего проживания.
В Волосовском районе Ленинградской области существует деревня, известная ещё с 1500 года по Писцовой книге Водской пятины, называется она Клопицы. Найти точного объяснения такому имени мне не удалось, книги на сей счёт молчат, однако местные жители утверждают, что причиной всему были клопы. Из их рассказов следует, что отличились эти миниатюрные создания вовсе не тем, что спасли сельчан от захватчиков, как в своё время сделали римские гуси, а как бы даже наоборот, сами напали и отчасти обескровили одну очень важную особу, которая имела случай останавливаться в той деревне.
Имени дамы называть не буду, дабы не бросать тень на её родственников, да и сам факт нападения в исторических хрониках не отмечен, замечу лишь, что была она голубых кровей и жила в XVIII веке. Впрочем, дело вовсе не в ней. Вероятно, клопы проживали в Клопицах ещё задолго до появления знатной дамы, а потому с тем же успехом могли напасть на любого, кто жил здесь или бывал проездом. Обитают ли сегодня в деревне наши герои, сказать не могу, сам не видел, а врать не хочу. Лучше поведаю о других, пока ещё сохранившихся, достопримечательностях.
Путешественник, проезжающий через деревню, непременно обратит внимание на небольшой водоём, что у самой дороги, и на руины некоего старинного сооружения. Сегодня уже трудно признать в них барский пруд, с некогда обитавшими на нём лебедями, и церковь Святых апостолов Петра и Павла, построенной в конце XVIII века местным помещиком, графом и государственным деятелем Валентином Платоновичем Мусиным-Пушкиным, дальним родственником великого русского поэта.
Отражаясь в грязных водах, кирпичные развалины выглядят уныло, а серое холодное небо только усиливает общее тоскливое настроение. Всё здесь поросло борщевиком, его огромные листья и стебли упрямо стараются скрыть то, что ещё не уничтожило время. Впрочем, больше всего к этому процессу причастен сам человек, ведь именно деяние его рук мы здесь наблюдаем.
Это произошло в двадцатых годах прошлого века, когда храм вначале закрыли, а затем и вовсе разрушили, растащив по кирпичику на хозяйственные нужды. Уж больно добротным был тот кирпич, таких сегодня уже не делают. Что ж, сломать старое легко, а что построили взамен? Увы, мы не заметили.
Исследуя развалины храма, меня сопровождали местные ребятишки. С интересом наблюдая за незнакомцем с фотоаппаратом, они задавали вопросы:
— Дяденька, а зачем вы фотографируете, что потом будете делать?
— Вот, пытаюсь таким образом сохранить то, что ещё существует – отвечал я им.
На что они удивлялись и говорили:
— А кому это нужно?
— Думаю, прежде всего, вам, ведь вы здесь живёте, а эти развалины – часть вашей история. Исчезнут руины и останутся в памяти только клопы.
При этих словах ребятня звонко засмеялась и убежала прочь, оставив меня наедине с прошлым.
Признаюсь, свидание с ним вызвало гнетущее впечатление, казалось, то не люди разрушили церковь, а некие гигантские и страшные насекомые. Уничтожив всё самое светлое, высосав его, они оставили после себя яд, и теперь только борщевик пускает здесь корни. Впрочем, этому храму ещё повезло, от него остались руины, чего нельзя сказать о другом сооружении.
Имелась в Клопицах и лютеранская кирха. Информации о ней практически нет, но бытует легенда о так называемом «Шоколадном доме».
Он существует, а построил его местный житель на том самом месте, где когда-то стояла кирха. Вероятно, своё название дом получил ввиду некоего сходства формой и цветом с названным продуктом питания, однако вернёмся к кирхе. Во времена её существования при ней находилось кладбище, затем их разрушили, а кирпич и камни вновь растащили. Так появился на свет Шоколадный дом.
Но правду говорят, нельзя построить счастье на чужом горе. И первой это почувствовала на своей шкуре корова, которая принадлежала хозяину Шоколадного дома. Гуляя как-то летним вечером по бывшему кладбищу, она угодила в провал. Оказалось, то был подземный ход. При падении бурёнка переломала все ноги и вскоре сдохла. Узнать, куда ведёт тоннель, не удалось, все попытки закончились неудачей. У исследователей появлялись страшные головные боли.
Не прижились в новом доме и хозяева, они покинули его. Так и стоит он сегодня с заколоченными окнами и запертой дверью, а рядом зияет провал, неведомо куда ведущий, и несколько разбросанных обломком каменных плит, спрятавшихся в густой траве, не то с кирхи, не то с кладбища. А Клопицы тем временем живут обычной размеренной жизнью, жители работают на полях, сеют рожь, сажают картошку, в общем, почти, как в былые времена, разве что дамы голубых кровей здесь больше не останавливаются, да и откуда им теперь взяться, однако клопы, думаю, всё-таки сохранились, хотя, врать не буду, сам их не видел.
Ленинградская область, Волосовский район, деревня Клопицы
Сентябрь, 2015 года