За наш очень ленивый отпуск на Кипре мы всё-таки один раз оторвались от бассейна и выбрались на экскурсию. Так как заранее я ничего не планировала, то гида пришлось искать уже на Кипре, по Интернету. Что удивительно, при огромном количестве предложений, далеко не каждая фирма готова организовать индивидуальный тур буквально на следующий день и приехать прямо к вашей двери, чтобы забрать. Мне повезло. Я такую фирму нашла. Причем покупать пришлось практически кота в мешке, но на мою удачу, кот этот оказался замечательным. Правда! Я уже давно не получала такого удовольствия от общения с гидом. Пунктуальный, ненавязчивый, интеллигентный, с огромными знаниями всего на свете от истории, географии и ботаники, до всяческих легенд и приданий, наш Владислав сделал эту поездку втройне приятной и необременительной. Он же помог нам окончательно определиться с маршрутом. В общем, если нужны будут контакты, пишите. Поделюсь с удовольствием.
Отправились в горы Троодос, где расположено несколько святых для православных мест. Решение это было очень правильным. Во-первых, сама по себе экскурсия очень интересная. Во-вторых она совсем не тяжелая. Температура в горах градусов на 5 ниже, чем у побережья и, что самое главное, там нет такой ужасной влажности, а воздух напитан ароматами хвои. В-третьих, на этой экскурсии нет необходимости долго ходить пешком по солнцу, поэтому после 8 часов странствий мы совершенно не устали и даже наоборот, успели напитаться сосновым воздухом и позитивной энергетикой кипрских гор.
Первая остановка на карте нашего небольшого путешествия – самая высокая точка Кипра, гора Олимпус, высота которой составляет 1952 м. Вопреки ожиданиям, ничего романтического на кипрском Олимпе нет. Напротив, на самой макушке находится британская военная база с радарами дальней локации.
Месту этому по всему положено быть сильно засекреченным и малодоступным для лишних глаз. Однако на самом деле база как будто мертвая. Кроме еще парочки туристов больше никаких людей, тем более в военной форме вокруг базы мы не встретили. Не было замечено какого-либо движения и на её территории. Наш гид сказал, что официально вершина горы закрыта для посторонних и шляться кому ни попадя в окрестностях военного объекта не положено, но за соблюдением этого правила никто не следит. Сейчас хотя бы закрыли доступ непосредственно к военным объектам, а раньше даже к радарам и вышкам можно было совершенно свободно пройти. В последнее утверждение мне, как человеку, рожденному в СССР, верится с трудом, но выглядит это место совершенно пустым и заброшенным.
Олимпус — единственное место на Кипре, где зимой выпадает снег. Из-за этого киприоты даже называют эту вершину Хионистра, т.е. «снежная». Причем снежный покров может быть более метра, а местные сосны под тяжестью снега со временем приобретают очень интересный вид с обломанными верхушками и пригнутыми к земле ветвями.
Естественно, что зимой это место превращается в горнолыжный курорт. Здесь есть 4 пригодных для катания склона с подъемниками, которые носят названия древнегреческих богов: Гера и Афродита для новичков, Гермес для более опытных и Зевс для продвинутых. Правда, сезон здесь недолгий – с начала января до конца февраля (в лучшем случае – до середины марта).
Летом же здесь начинается несколько маршрутов для трекинга.
В целом, очень приятное место, т.к. здесь очень легко дышится и не очень жарко. По дороге, которая ведет на Олимпус, расположено множдество небольших деревенек с колоритными ресторанчиками, а также можно найти оборудованные места для пикников.
С Олимпа мы должны отправиться в монастырь Киккос. Ехать тут недалеко, но по дороге нужно не пропустить маленькую, горную деревню Пендулас. С дороги лучше всего виден его главный храм, Церковь Святого Креста. Храм практически новый, построен в 1933-1935 гг., правда, стоит на месте более ранней церкви. Главная реликвия этой церкви — деревянное распятие с частицей Святого Креста. Еще в Пендулосе есть Византийский музей, в котором хранится деревянный иконостас XVI в. и несколько старинных икон.
Однако самое интересное место Пендулоса – это неприметная и небольшая церковь Архангела Михаила, больше похожая на деревенский амбар с косой крышей, один край которой почти касается земли. Построена она была в 1474 г. и основательно перестроена в 1695 г. по распоряжению архиепископа Германоса. Интересна она, прежде всего своей настенной росписью, выполненной Минасом из Мирианфусы. На фресках изображены 11 сюжетов Праздничного цикла, образы святых, сцены Распятия и Воскресения, история нового Завета, Рождество Богородицы, Введение Марии во храм, Благовещение, Рожество Христово, Сретение, Крещение, вход в Иерусалим, предательство Иуды. Особенно красивы два изображения Архангела Михаила – Михаил с расправленными крыльями и Михаил, скачущий на коне.
Также в церкви находится резной, позолоченный иконостас 1650 г., украшенный двуглавым византийским орлом и гербом королевской династии Лузиньянов, на территории которой была построена церковь. Еще одной интересной особенностью церкви Архангела Михаила, не свойственной для православных храмов, является изображение над южной дверью жертвователя Василиоса Чамадоса с семьей, на чьи деньги она была построена. С 1985 г. церковь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Недалеко от Педуласа, высоко на горе стоит небольшая белая часовня Святого креста и огромный, 25-метровый белый крест. Часовня построена в 1986 г. в честь праздника Воздвижения Креста Господня, который отмечают 14 сентября. А несколько лет назад рядом с часовней появился монумент в честь киприотов, погибших на Балканах в 1912-1913 г. Один из них, Михаэль Стиварос был родом из Педуласа. Отсюда открывается красивый вид на Пендулас и соседние деревни, Мутуллас и Калопанайотис, а в хороший день можно увидеть даже залив Морфу на северном побережье острова.
Следующая наша остановка — мужской монастырь Киккос. Он находится в 18 км от горы Олимпус, на высоте 1140 м. Монастырь основан в конце XI в. императором Алексеем I Комнином и считается одним из самых известных и популярных среди паломников на Кипре.
Возникновение монастыря связано с преданием о том, как около 1100 г., отправившийся на охоту византийский архонт Мануил Вутомитис, обидел святого старца Исаю, жившего отшельником в этих местах. После этого архонт тяжело заболел и, поняв, что болезнь послана ему в наказание, велел разыскать Исаю. После молитвы старца, Мануил исцелился, а в награду Исая попросил у архонта вернуть на Кипр из Константинополя икону Божией Матери, написанную евангелистом Лукой при жизни Богородицы.
Несмотря на сомнения в успехе этого дела, Мануил вместе с Исаей отправились в Константинополь и застали Императора Алексеея Камнина в великой скорби, так как его единственная дочь заболела той же болезнью, от которой молитва Исаи исцелила Мануила.
Старец молился за её исцеление и дочь императора полностью выздоровела. После этого императором дал согласие расстаться с драгоценной реликвией. Однако расставаться с ней он не хотел, поэтому велел сделать с неё точную копию, но во сне императору явилась Дева Мария, которая повелела оставить в Константинополе копию. После этого император не только отправил икону на Кипр, но и дал денег на основание обители, в которой икона хранится до сих пор.
Происхождение названия «Киккский» неизвестно. Есть версия, что оно происходит от названия растущего здесь кустарника коккос или повторяет пение какой-то местной птицы. Сейчас здесь живут 20 монахов и несколько послушников. Ансамбль монастыря, скорее всего, складывался стихийно и в настоящее время состоит из множества построек разных периодов. Все постройки расположены вокруг двух находящихся на разных уровнях дворов с колодцами.
Практически все монастырские коридоры украшены росписями и мозаиками на церковные темы. Кроме обычных библейских сюжетов есть здесь и различные притчи, а также изображение адских врат и различных животных.
Главный монастырский храм (кафоликон) находится на нижнем уровне. Он был построен специально для хранения образа Девы Марии, привезенного из Константинополя. Первоначально храм был деревянным, но несколько раз горел и в 1541 г. его отстроили из камня в виде трехнефной купольной базилики.
Киккская икона Божией Матери находится в центре иконостаса, она третья слева от царских врат. Икона закрыта бархатом. Объяснений этому существует несколько. Одно из самых распространенных состоит в том, что никто не смеет взирать на лик Богородицы, ибо недостоин из-за своих грехов. Монахи открывают лик иконы только в период засухи и только после того, как перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где устраивают молебен. Но даже тогда они не видят лика Богородицы, поскольку он обращен к небу.
Сама гора Трон – весьма живописное место. Все её склоны покрыты хвойными лесами, сосной, кедром, можжевельником. Виды отсюда открываются просто замечательные.
На вершине горы когда-то действительно находился деревянный трон, на который ставили икону. В 1935 г. вместо трона появилась каменная кувуклия. Здесь же находится захоронение первого Президента Республики Кипр, архиепископа Макария III, который был одним из монахов Киксского монастыря.
Собственно, это кипрский «Пост №1». Служб несут два солдата. Один, как и положено, стоит по струнке смирно у могилы, а второй спокойно себе отдыхает, сидя на парапете с прекрасными видами на кипрские горы.
От парковки, которая расположена у огромного памятника архиепископу Макарию, сюда нужно будет немногой пройтись пешком.
С горы Трон мы поехали в крошечный женский монастырь Божией Матери Трикуккя. Когда мы подъехали к воротам, я даже не поняла, что это и есть монастырь. Думала, нас привезли на винодельню, посещение которой входило в программу экскурсии.
Монастырь находится в 2 км от высокогорной деревни Кипра Продромоса, расположенной на высоте 1300 – 1540 м. Место удивительно тихое и уютное. Сестры, которых здесь меньше 10, очень гостеприимные. Всех приехавших угощают морсом и хлебом, а в монастырском магазинчике можно купить сделанный ими джем.
Сам монастырь – это простое, одноэтажное здание келий, еще несколько хозяйственных построек и главная церковь, которая очень похожа на обычный старый деревенский дом, увитый виноградом. Внутри темно, но как-то уютно и сразу чувствуется женская рука – даже страницы псалтыря практично по-женски прищеплены обычной прищепкой, чтобы место, на котором закончили читать, не терялось.
«Трикуккя» обозначает название боярышника с 3 косточками. Скорее всего, он стал названием монастыря как символ Святой Троицы. Точная дата основания монастыря не известна, но точно установлено, что он был основан как мужской еще в византийскую эпоху, даже ранее Киккского монастырь.
В монастыре находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Трикукотисса, которая считается защитницей от различных природных бедствий и исцеляет бесплодие.
При британцах здесь был цветочный питомник. И лишь в конце прошлого века монастырь вновь ожил, но уже как женский.
Следующая остановка – мужской монастырь Мужской монастырь Божией Матери Тродосской.
Монастырь возник в эпоху иконоборства. В VIII в. именно на Кипр бежали те, кто не соглашался уничтожать иконы. Был среди них и монах из малоазиатской области Исаврия. С собой у него была икона Пресвятой Богородицы.
Сначала монах нашел приют в монастыре св. Николая, где провел 25 лет, но из-за арабского нашествия вынужден был его покинуть. Монах ушёл в горы, где поселился в пещере. После смерти монаха в его пещере устроили часовню, а в 1250 г. рядом с пещерой был основан монастырь в честь иконы, получившая название Троодитисса.
В 1799 г. икону украсили серебряным окладом работы известного мастера Иоанниса Корнаро. Ей молятся об исцелении от бесплодия. Когда мы были в монастыре, туда приехала пара, которой один из монахов вынес чудотворный пояс, который возлагают на талию женщины, а потом читают молитву. Этот пояс когда-то принадлежал женщине, которая не могла иметь детей. Она много молилась чудотворной иконе. Наконец, чудо произошло и она подарила пояс в монастырь.
Еще в монастыре хранится камень, с которым связана еще одна чудесная история. Одна семья, у которой заболел сын, поклялась в случае исцеления, отдать его в монахи. Когда их сын исцелился, родители решили откупиться, отдав обители вместо ребенка богатые дары. Однако когда они прибыли в обитель, с горы упал камень, который чуть не убил их сына, но в последний момент чудом изменил траекторию.
Хотите верьте, во все это, хотите нет, но наш гид утверждал, что лично знает 7 семей, которые долго не могли зачать ребенка и родили только после посещения монастыря. Вот такие вот обыкновенные чудеса.
Кроме главной святыни в монастыре есть еще несколько очень интересных икон. В частности, вот эта XVIII в. Интересна она тем, что написана греческим мастером, но в совершенно не свойственной грекам европейской барочной манере.
А еще стоит обратить внимание на великолепный деревянный резной алтарь в главном храме. Одни ангелы, играющие на дудках, украшающие царские врата, чего стоят!
Сама обитель очень тихая и больше похожа на зеленую ферму в горах, окруженную расположенными на террасах садами. Монахи живут своими трудами, выращивают виноград и яблоки, которые можно тут же купить.
Если немного задержаться на террасе, то можно увидеть, как они снуют с тачками из сада и в сад, доставляя урожай на небольшой склад, специальное помещение, где яблоки моют и фасуют по ящика
Атмосфера в обители очень дружелюбная. Паломники, по большому счету, предоставлены сами себе, но ровно до той минуты, пока им не понадобится общение с братьями. Вот тут любой из монахов сразу бросит свою работу и терпеливо, добродушно и бесхитростно побеседует со страждущими.
Доброжелательность и бесхитростность – это вообще отличительная особенность всех православных монастырей Кипра, в которых мы были. Это такие места, в которых для тебя открыты все двери и где никто не будет на тебя шикать или смотреть косо, если ты что-то делаешь не так. И уж точно никому не придет в голову, что тебе можно отказать в беседе или совете, сочтя твою проблему неважной или сославшись на занятость. И в каждое из таких мест очень хочется вернуться еще раз. И это пишу я, человек от церкви весьма далекий. Хотя, тут, видимо, дело больше в церкви, чем во мне.
После монастыря мы заехали пообедать в небольшую деревню Платрес. Это очень популярное туристическое место. Интересно оно, прежде всего, прекрасными видами и своими водопадами, к которым проложено несколько пешеходных маршрутов с оборудованными местами для пикников.
В Платресе полно небольших гостиниц, пансионов и ресторанов. Часто туристы заглядывают сюда специально, чтобы пообедать на форелевой ферме Psilo Dendro.
Мы же променяли свежую рыбу на ферме на мезе в небольшом семейном ресторане. Мезе – это 20-30 различных блюд, подаваемых одно за другим. Начинается все с салатов и легких закусок, а заканчивается шашлыками и каре ягненка. В финале, когда нужна только пуля, чтобы застрелиться от обжорства, дают еще и десерты.
Последним местом в нашей экскурсионной программе стала деревушка Омодос, которая расположена на высоте 810 м и в которой проживает всего 300 человек.
Знаменито это место, прежде всего, благодаря монастырю Святого Креста. Сейчас монастырь не действует, а историю свою он ведет аж с 210 г., когда здесь была построена первая церковь. По легендой местные жители заметили над одной из пещер огонь, который пылал несколько ночей. Затем в пещере был найден крест, который поместили в церковь, сооруженную над пещерой. В IV в. эти места посетила императрица Елена, при помощи которой здесь был создан монастырь. По преданию Елена передала в дар монастырю святые реликвии, обнаруженные ей в Иерусалиме, а именно частицу Святого креста господня и Узы Христовы, т.е. части веревки, которой Спаситель был привязан к кресту.
Правда, никаких документальных подтверждений тому, что Елена передавала что либо монастырю, не имеется. Тем более, нет достоверных доказательств, что Елена вообще нашла на Голгофе именно крест, на котором был распят Иисус. И тем более сложно поверить, что в IV в. можно было обнаружить часть Агио скинии (Святой верёвки). В общем, в это нужно или верить, или не верить. Но в музее, существующем при монастыре, вам обязательно покажут комнату, в которой по преданию жила императрица Елена. При этом те ли в этой комнате стены, никто не гарантирует, т.к. это помещение несколько раз перестраивалось. А вот подлинность деревянной двери, которая сейчас спрятана под стекло, сомнений не вызывает, то есть она именно того периода, когда Елена могла посещать эти места. Также в монастыре хранятся мощи св. апостола Филиппа, частицы мощей св. Николая Чудотворца, великомученицы Варвары, великомученицы Марины, священномученика Харлампия, великомученика и целителя Пантелеймона, святого мученика Трифона и мощи еще 26 святых.
В 1192 – 1571 гг., после крестовых походов, православные монахи были изгнаны из монастыря и с 1471 г. он перешел в руки католического ордена бенедиктинцев. В 1426 г. монастырь разграбили мусульмане. Страдал монастырь и при османах. Причем они не только разграбили его, но и мученически убили большинство братьев. Однако в дальнейшем было получено разрешение на выкуп монастырских земель, а около 1700 г. монастырь, ввиду своей огромной популярности, получил привилегии от султана, который издал указ, запрещающий разрушение монастыря и захват его угодий.
В 1820-х гг., при настоятеле Дозиотисе, монастырь был перестроен и приобрел свой современный вид. Залы и коридоры были украшены деревянной резьбой в стиле рококо. В 1821 г. в Греции началось восстание против турецкого ига, и турецкие власти заподозрили кипрское духовенство в симпатии к восставшим. Тогда же настоятель Дозитеос вместе с другими священнослужителями был повешен в Никосии. В Омодосе, при входе в храм стоит его бюст. В 1850 г. был проведен очередной ремонт церкви, однако после этого монастырь просуществовал еще только 30 лет. И сейчас действует только церковь, которая открыта каждый день.
Я уже упомянула, что при монастыре есть музей. Он совсем небольшой, всего две комнаты, в которых собраны иконы, церковное облачение и другие церковные реликвии. Несмотря на небольшие размеры, очень советую сюда зайти. Части ли можно увидите иконы XV-XVI в. так, что до каждой из них можно дотронуться? Конечно, делать этого не нужно, но всё же.
Вот этот образ (предположительно Николай Чудотворец), XV в.
А это Апостол Павел XVI в.
Есть и другие, более поздние, но очень достойные образы.
И в конце несколько слов собственно про деревню Омодос. Красивых деревень на Кипре полно, знаменитых монастырей тоже хватает. Почему же стоит наведаться именно сюда? Чем же еще способно удивить туриста это место?
Тишиной, разлитой в воздухе ленью, настоящим патриархальным деревенским укладом, когда все мужики сидят в тавернах и тянут свои рюмочки, а их степенные супруги тихо вяжут на своих скамейках кружевные салфетки.
Что касается вышивки, то тут, конечно, кипрская пальма первенства принадлежит деревне Лефкара. Да и в других местах острова вышивки тоже делают. Однако и в Омодосе этим искусством владеют в совершенстве.
И еще, блуждая по сувенирным развалам, будьте осторожны. Здесь, как и теперь в Венеции, большинство товара, вываленного на прилавки, это отнюдь не шедевры местных мастериц, а машинная работа, привезенная из Китая. Настоящая, ручная работа здесь тоже есть, только такие вещи спрятаны подальше с глаз, чтобы не отпугивать своим ценником туристов. Цена — это первый признак подделки, так как вышитая руками салфетка никак не может стоить 15 евро, а цена полного комплекта для стола, т.е. салфеток и большой скатерти легко может подобраться к 2000 евро.
Улочки тут увиты виноградом и киви. Вместо цветочных горшков расставлены на узких улочках огромные глиняные горшки для вина, почти в каждом доме делают своё вино, а на некоторых дворах до сих пор хранят старинные виноградные прессы. Ничего удивительного в этом нет. Омодос находится в центре самого знаменитого винного региона Кипра и вино – это хлеб деревни. А винные традиции Кипра насчитывают больше 4000 лет. Поэтому дегустаций и покупок вина здесь не избежать.
В Омодосе самыми распространенными сортами местного винограда являются Мавро и Ксинистери, а вино здесь, по-моему, делают в каждом доме. Мы, наступив на горло собственной песне, сумели удержаться от стихийных дегустаций в туристических лавках Омодоса и поехали на винодельню Zenon. Это небольшое, семейное предприятие, которое было основано местным виноградарем Никосом Зеноном и управляется им и его сыном. Как обычно, в зале, где можно попробовать вино Zenon, находится небольшая экспозиция, посвященная истории виноделия, а также крестьянскому быту киприотов. А вот какие вины мы попробовали на Кипре, я расскажу в следующий раз.