Сад воспоминаний в Дублине
В самом центре Дублина, там где острым готическим шпилем тянется к тучам церковь Пресвитерианского Аббатства, есть тихий и красивый парк.
Говорят, он популярен. Только отчего-то мы не застали здесь ни души. Возможно, мы просто попали в такое время. Хотя, с другой стороны, был полдень и буквально у входа шумел и громыхал, толкался, спешил и дышал неугомонный Дублин.
А тут, всего в двух шагах от суеты, такое уединенное и торжественное место, и странная тёмная скульптура манит к себе то ли крыльями, то ли руками. В голове сразу пронеслось воспоминание о сказке Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди". Об одинадцати братьях, заколдованных мачехой-ведьмой и их преданной сестре Элизе.
Нет, это не они. Хотя близко, очень близко. Андерсен, скорее всего, писал свой сюжет по мотивам древнего кельтского мифа "Дети Лира", который является частью Ирландских мифов.
Князь Бодб Дёрг, желая избежать междоусобиц, дал в жёны князю Лиру свою дочь Еву (Aoibh). Она родила в счастливом браке девочку и трёх сыновей, но рано умерла. Тогда, желая утешить Лира, Бодб отдал за него другую свою дочь, Иффу (Aoife). Но Иффа страдала и ревновала, видя, как отец любит детей, как дети любят друг друга, и как все вместе тоскуют о её сестре.
Иффа подговаривала слугу убить детей, но тот гневно отказался. Иффа хотела покончить с собой, но ей не достало мужества. И тогда она прибегла к магии, и превратила пасынков и падчерицу в лебедей. Бодб тоже был сильным колдуном. Узнав о проступке дочери, он превратил её в демона воздуха, но не смог снять заклятие с детей.
300 лет жили лебеди на озере возле своего отчего дома, 300 лет летали над морем, и ещё 300 лет на заливе Irrus Domnann. За это время в Ирландии многое изменилось, Святой Патрик уже обратил людей в христианскую веру. Один монах благословил лебедей, и заклятие рассеялось. Снова став людьми, братья и сестра приняли крещение, но, увы, начали необычайно быстро стареть и вскоре умерли.
Какое неожиданное окончание сказки, не правда ли? Они крестились! А ведь мифы — языческая традиция, много ли вы знаете подобных историй, связанных одновременно и с христианством? Для меня это стало ярким примером того, как бережно относятся в Ирландии к своему культурному наследию и истории, как изящно протягивают нить от древнего кельтского прошлого к сегодняшнему дню.
И, конечно, Ирландия, как всякая страна, дорожащая своей независимостью, чтит и помнит своих героев, тех, кто в разные годы погиб в борьбе за её свободу. В память о них в самом центре Дублина создан этот мемориальный парк — Сад воспоминаний (Garden of Remembrance).
За последние 200 с небольшим лет в истории Ирландии было немало кровопролитных восстаний: восстание Общества Объединенных ирландцев в 1798 году и восстание Роберта Эммета в 1803-ом. Восстание молодых ирландцев в 1848 году, Пасхальное восстание добровольцев и ирландской гражданской армии в 1916. И была ирландская война за независимость в 1919-1921 годах.
Сад Воспоминаний открыл в 1966 году Имон де Валера в честь пятидесятой годовщины Пасхального восстания, в котором сам лично участвовал и был командиром.
Архитектурная задумка мемориала очень хороша — у подножия монумента "Дети Лира", в самом центре сквера находится бассейн в форме креста с мозаичным полом.
Возле бассейна можно посидеть в тишине на скамейке, окруженной цветами.
Но нам не повезло, бассейн был на реставрации.
Вернее, я сначала подумала, что не повезло. А потом сообразила, что будь в бассейне вода, вряд ли мне пришло бы в голову так внимательно разглядывать мозаику.
Эти старинные щиты, сломанные копья и мечи должны лишь угадываться на дне под водой. Я отчего-то считала, что эти рисунки символизируют мир и окончание войны. Однако, решила себя проверить, и узнала неожиданные вещи.
Исследователи кельтской мифологии утверждают, что родники, колодцы, и вообще вода, были связаны в сознании язычников с загробным, потусторонним миром, и означали, видимо, точку перехода. Воины этих племён, бросая мечи и копья в воду, совершали жертвоприношение.
Археологи часто находили в северных странах Европы старинные мечи и копья, которые были брошены в море или болото, реже закопаны в землю. О том, что это не часть клада, а именно ритуальное жертвоприношение, свидетельствует тот факт, что все эти предметы, имевшие высокую стоимость, были специально испорчены и сломаны, чтобы быть непригодными для будущего использования.
Самое интересное, что современный невинный обычай бросать монетки в фонтаны и колодцы на самом деле имеет прямое отношение языческим верованиям, а наши монетки — это вотивные дары потустороннему миру.