Спасо-Преображенская церковь в подмосковном Переделкино,
садово-парковый ансамбль с ныне утраченным родовым имением "Лукино-Переделкино"
и окрестные земли принадлежали знаменитым личностям древнего рода бояр Колычевых.
К этому роду относился святитель Филипп — предстоятель Русской Православной Церкви
в XVI веке, во времена царствования Иоанна IV Грозного.
Благодарные потомки бояр Колычевых своё имение и храм сделали местом почитания предка —
— митрополита Филиппа (Феодор Иванович Колычев, 1507-1569 гг.).
Вот, что написано о нём, на православных сайтах.
В 1537 году молодой боярин покинул Москву и ушёл в Соловецкий монастырь и, не открывая
своего происхождения, поступил в послушники. За свою богоугодную праведную жизнь через
одиннадцать лет инока Филиппа поставили игуменом монастыря.
Строгий аскет и подвижник игумен Филипп имел не только огромный духовный авторитет,
но и стал образцовым хозяином обители.
При нём был возведён главный каменный собор в честь Преображения Господня, а также вместо
деревянного Успенского собора построен каменный. На отровах стали выращивать овощи и
разбили фруктовые сады, он устроил сеть каналов между озёрами и поставил на них мельницы.
Деятельность Соловецкого игумена приобрела всеобщую известность и в июле 1566 года
царь Иоанн Грозный стал понуждать Филиппа принять митрополичий сан.
Игумен согласился стать предстоятелем Русской Православной Церкви с условием сохранения за собой права протеста против всех безнравственных и противоречащих христианским законам
явлений, таких как массовые расправы опричников.
Первый год святительства Филиппа прошёл благоприятно, но в 1567 году возобновились
казни невинных людей — зверства опричников и жестокость самодержца терроризировала всю
Москву.
Беседы святителя с царём не принесли результата, тогда он принародно лишил Грозного
своего благословения и обличил его в ответственности перед судом Божьим за жестокость,
кровопролитие и беззаконие.
Это вызвало ярость самодержца и 8 ноября 1568 года во время литургии в Успенский собор
Московского Кремля явились опричники и сняли с митрополита Филиппа архиерейское
облачение. В монашеской одежде святой был сослан в Тверской Отрочь монастырь, где
опричник Малюта Скуратов задушил святителя во время молитвы.
В 1591 году мощи мученика Филиппа перевезли из монастыря Отроча на Соловки, а в1652 году,
во время царствования Алексея Михайловича, они были перенесены в Успенский собор
Московского Кремля.
В то же время святитель Филипп был канонизирован.
Памятник ему стоит возле нового соборного храма (об этом в следующей заметке).
В XIX веке по мужской линии род Колычевых пресёкся, и мать барона Михаила Львовича Боде (1824-1888) была последней представительницей этого древнего рода.
По высочайшему разрешению, барон принял герб и фамилию Колычевых в 1875 году,
и стал заниматься не только государственной службой, но и богоугодными делами, а также восстановлением истории родового древа бояр Колычевых.
Построил в подольской усадьбе "Мещерское" церковь Покрова Пресвятой Богородицы,
часовню и усыпальницу покойным родителям, прах которых позже перенёс в усадьбу
Лукино-Переделкино.
Особо почитал барон своего предка — митрополита Филиппа, для этого соорудил в имении
Лукино-Переделкино из соловецких булыжников часовню с большим Поклонным Крестом.
В течение многих лет Михаил Львович собирал архив и реликвии рода бояр Колычевых,
которые вошли в уникальный родовой музей, здание которого было построено в дворцово-
мемориальном ансамбле.
С введением новых усадебных построек в 1860-1870 годах возникла необходимость
в переустройстве Спасо-Преображенской церкви.
К ней пристроили новые престолы — храм стал пятипрестольным,
два новые крыльца в стиле русской архитектуры XVII века,
а главы получили витые формы.
Фасады украсились белокаменной резьбой и цветными керамическими изразцами.
Вот, что написано в Википедии:
"В своей подмосковной усадьбе Лукино-Переделкино (М.Л.Боде-Колычев) построил комплекс
зданий в старо-русском стиле,
включая "кремль", часовни, мемориал рода Колычевых, и церковь Св.Филиппа, где похоронены
многие члены семьи Боде, включая его самого и его супругу."
После смерти М.Л. Боде-Колычева начинаются трудности по содержанию храма,
поэтому причт церкви сдал в аренду церковные земли. В буре революционных событий
и гражданской войны, усадьба и музей с уникальной коллекцией исторических реликвий
сгорела. Уцелевшее было похищено или уничтожено, а земли усадьбы отданы под распашку.
Преображенский храм оставался действующим, только богослужения были не регулярными.
Важный этап в истории Спасо-Преображенского храма начался в 1952 году,
когда правительство предоставило Московской Патриархии под резиденцию территорию
бывшей усадьбы Колычевых с частично уцелевшим зданием "Боярские ворота".
Началось восстановление зданий и реставрация церковных построек.
Святейшие Патриархи Алексий I и Алексий II очень любили резиденцию в Переделкино,
жили и работали там постоянно.
Спасо-Преображенский храм был подворьем Троице-Сергиевой Лавры (1952-1975),
затем подворьем Афонского Русского монастыря (1975-1991),
а ныне получил статус Патриаршего подворья.
В храме — чтимая икона образа Казанской Божией Матери в окладе украшенном камнями
и крест красного дерева с распятием — подарены М.Л. Боде-Колычевым в 1854 году.
Я дважды приезжала сюда и искала хотя бы усыпальницу последнего представителя рода
Колычевых — ничего нет. Вход посторонним на территорию патриарших зданий запрещен,
может там всё находится — не понятно. Спросила в церковной лавке книгу или брошюру на эту
тему, хотя бы открытки — нет, должны издать фотоальбом комплекса, только когда — неизвестно.
Единственный свидетель — Спасо-Преображенская церковь, сохранившаяся с давних времён,
несёт в себе память о той эпохе и людях, но к сожалению, не может поведать нам этих тайн.
Окружённая некрополем высших церковных служителей,
под высокими тенистыми соснами и ухоженными цветочными клумбами,
дремлет она в тишине за высокой каменной стеной.