Часть 1-я. Вокзал и Казармы Государевой стражи.
Гитлеровские оккупанты оставили город Пушкин в руинах. Не уцелел и вокзал. Проектирование нового здания сразу после войны было поручено самому востребованному архитектору своего времени, приверженцу неоклассицизма Е.А.Левинсону.
Спешили к 1949 году, когда намечалось празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина.
Вот и мы чаще всего спешим во дворцы и парки, не замечая того, что рядом. А ведь это уже музей, тематические павильоны которого составляют анфиладу с доминирующим главным корпусом в центре:
Классическая школа архитектора видна повсюду. Издалека здание вокзала кажется родственным царскосельским шедеврам Д.Кваренги и Ч.Камерона.
Диссонируют композиции аркадных переходов между павильонами турникеты на перрон, которые напоминают о бдительности властей в отношении т.н. безбилетников.
Войдем в кассовый зал, расположенный в центре главного двухэтажного корпуса здания:
Плафон зала декорирован рельефом различных сооружений в пушкинских парках.
Зал покрыт лучковым сводом с росписью в виде условно трактованных деревьев с широко раскинутыми ветвями:
В оформлении фасадов и интерьеров отражена связь города с А. С. Пушкиным. Фасад главного корпуса декорирован медальонами и барельефными портретами учителей и друзей поэта Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева, В. К. Кюхельбекера. В зале ожидания установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера:
Сам двусветный зал ожидания с двумя рядами колонн и потолком – изыскан в оформлении и воздушен:
Левый павильон главного корпуса арендован рестораном быстрого питания:
Здесь интересно решена стена за буфетной стойкой, облицованная фарфоровыми плитами и расписанными красками гирляндами, венками и букетами роз. Литые фарфоровые плиты изготовлены на заводе имени М. В. Ломоносова.
Фасад здания со стороны Привокзальной площади оформлен арками из грубо околотого естественного камня. Большие полуциркульные окна для двустороннего освещения основных помещения свидетельствуют о стремлении авторов придать зданию вокзала черты, близкие к Камероновой галерее, шедевру шотландского архитектора.
Здание вокзала доминирует в ансамбле вновь созданной полуциркульной Привокзальной площади, определяя ее общее настроение:
Мы направляемся к остановке автобуса № 371:
,чтобы минут через 10 выйти у Египетских ворот и оценить сохранность казарм бывшего Казачьего полка.
Египетские ворота, находящиеся в северной части г. Пушкина в настоящее время реставрируются. В двух шагах от них — комплекс зданий в неорусском стиле. Это Феодоровский собор, Феодоровский городок, Ратная палата и здания Казарм.
Эта часть Царского Села открылась мне не сразу, лет через двадцать после того, как Екатерининский дворец и окружающие его парки уже стали любимы и часто посещаемы. То первое впечатление было неожиданным и ошеломляющим своим «непушкинским» настроением. С тех пор сюда манит надежда на то, что дошла уже очередь до серьезной реставрации этого города-музея под открытым небом.
Началось с того, что до своего отречения Николай Второй и его семья, предостерегаясь за свою жизнь, большую часть времени проводили в Царском Селе, подальше от бурлящей терроризмом столицы. Поэтому сюда было решено перевести Собственный ЕИВ Конвой со всеми необходимыми службами.
Это было элитное подразделение. Оно состояло из представителей знатнейших фамилий кавказских горцев, крымских татар, а также черноморских казаков .
Царская стража не только сопровождала высочайших особ, но и проявляла себя в сражениях. Особенно отличились конвойцы в 1877-1878 гг. и в годы Первой Мировой войны. Честь служить в этом воинском подразделении зарабатывалась большим трудом, и поэтому практически все, кто служил в этой части, являлись героями. Не только знатность рода, но воинская доблесть были главными мерилами для вступления в конвой. Любой из состава конвоя мог смело именоваться лучшим из лучших.
Николай Второй инициировал внедрение мотивов псковского и новгородского зодчества во всех постройках к северу от Александровского дворца. К проектированию Казачьих казарм привлекли молодого выпускника Академии художеств В.Н.Максимова , который до этого помогал архитектору В.А.Покровскому в строительстве Феодоровского собора (1910-1912).
Общий вид Казачьих казарм:
(фото из интернета)
В настоящее время бывшие Казармы Государевой стражи принадлежат Аграрному университету. Многое здесь разрушено временем, жизнь за стенами еле теплится. Однако главный фасад виден из окон экскурсионных автобусов, поэтому его время от времени подновляют:
(на переднем плане памятник В.В.Докучаеву — русскому геологу и почвоведу, основоположнику национальной школы почвоведения).
Но и беспощадное время не может пока скрыть самобытность неорусской архитектуры. Говорящие руины:
На этом первая часть прогулки по Царскому Селу заканчивается, чтобы в следующем эпизоде продолжиться в районе Ламских прудов Александровского парка.
Царское Село в интернете: kfinkelshteyn.narod.ru
03.08.2015 Санкт-Петербург, Валерий Дмитрян, домашний архивариус и фотограф.