В моём стереотипном сознании К.Маркс всегда представлялся именно таковым: хмурым, монументально гранитным, в общем, классиком.
В советском прошлом было принято цитировать его и других основоположников, а вот читать... не очень принято. Помните знаменитое: "Пастернака не читал, но осуждаю?!". К.Маркса в то время, тоже почти никто, полагаю, не читал, но, в отличие от Пастернака, осуждать решались единицы. Из внушительного марксовского наследия в своё время я одолел лишь "Манифест коммунистической партии", да и то по необходимости и, кажется, в хрестоматийном изложении.
Начиналась в нём история, как помнится, с некоего мистического призрака, а заканчивалась призывом всех пролетариев к объединению.
Невнятность первоначального образа и вульгарность призыва в концовке произведения (тем более я не относил себя к пролетарским слоям населения) не сделали меня почитателем дарования Маркса, и поэтому дальнейшее прочтение классика не получило у меня внутренней мотивации, а внешней не было и вовсе, поскольку программа обучения тех времён требовала знания лозунгов, а не текстов.
Известно, что после Октября улицы едва ли не всех городов и весей нашей большой страны в одночасье обрели имя Маркса и других достойнейших людей своего времени. И Красноярск, разумеется, не избежал этой участи. Кстати, на глаза мне попалась статистика о том, что всего у нас названы в честь К.Маркса одна тысяча четыреста пять улиц. "Ни фига се!"- как говорит один знакомый пацан, проживающий со мной по соседству. А сюда ещё можно присовокупить и город в Саратовской области.
Одна из центральных улиц Красноярска (бывшая Гостинская) обрела данное наименование, ибо линия партии требовала этого, и никто не сомневался, что эта линия верна.
Как известно, в последние два десятилетия во многих крупных городах России пошёл обратный процесс:старые наименования улиц стали возвращаться. У меня к такого рода перетурбациям отношение противоречивое. С одной стороны, историческая справедливость, действительно, требует восстановить старое название, с другой,- всегда ли это целесообразно, если от прежнего облика улицы ничего не осталось, и нет планов реконструировать этот облик. По-моему, очень корректно решили этот вопрос жители Феодосии. Осматривая этот город, года 4 назад, я обнаружил на домах по две таблички: одна отражала старое название улицы, а другая — новое.
Мы остановились в Красноярске в съёмной квартире на Красной площади. Да, да, на Красной! Конечно, если б речь шла о столице страны, то многие вожделенно сглотнули бы слюну, ну а поскольку речь идёт о столице Красноярского края, то вышеуказанный рефлекс вряд ли у кого возникнет. Красная площадь, хоть и находится практически в центре города, но особой красотой, на мой взгляд, не отличается. Тем более, что в момент нашего приезда площадь реконструировалась.
Квартирка здесь, впрочем, оказалась вполне приемлемой и по цене, и по условиям проживания.
После долгих гуляний по "Роеву ручью" моё тело потребовало расслабления на пару часов. Я ублажил это естественное его желание, вздремнув после обеда, и уже к вечеру был готов к новым подвигам. Мне, естественно, захотелось посозерцать Красноярск в центральной его части. Со мной вызвалась прогуляться вечно живая Ника (Вероника).
Тучи враждебные по-прежнему реяли над городом, но дождя в себе, слава Богу, не несли.
Наш путь с Вероникой от Красной площади в сторону знаменитого коммунального моста как раз и шёл по одной из центральных улиц города — улице К.Маркса. Собственно, целью нашего вечернего моциона являлся не сам мост, а Поющий фонтан, располагающийся неподалёку, который стал в последнее время одной из самых колоритных достопримечательностей города.
Я уже упомянул выше о практике переименований в последние годы. Так вот, Красная площадь ранее именовалась Плац-парадная. Нетрудно догадаться — почему.
С Красной площади, на пересечении улиц Карла Маркса и Робеспьера (продолжение революционной тематики), хорошо видны два симпатичных здания со шпилями: жилой дом сталинской эпохи и здание, принадлежащее Красноярскому радиозаводу.
Чуть дальше расположен корпус Красноярского медицинского университета. Кстати, он долгое время ковал кадры медработников не только для Красноярского края, но и для Хакасии, поскольку у нас врачей стал готовить университет лишь 7-8 лет назад.
Вообще, Красноярск в молодые годы я частенько посещал: иногда по служебной надобности, иногда по личным делам. Признаюсь, город мне откровенно не нравился. Грязноватый, экологически неблагополучный, растянутый, с запущенными фасадами исторических зданий. Можно и дальше было бы продолжать перечень антикомплиментов.
Затем произошёл перерыв "в общении" лет в десять. В 2008 году мы с супругой заехали также, как и сейчас, на пару дней сюда, побродили по улицам города, и моё мнение о Красноярске резко изменилось. И это изменение было вызвано изменением самого города. Не знаю, как с экологией, но город буквально преобразился: стали лучше дороги, в основном отреставрированы старые дома в центре, появилось много фонтанов, скверов. Город стал, во всяком случае в центральной своей части, чистым.
А мы с Вероникой продолжаем двигаться к заветной цели по хмурому Марксу. Хмурому, поскольку погода не давала шансов в этот вечерний час даже на минуту улыбнуться из-за туч солнцу, которому в это время по штату положено было уже потихоньку покидать небесный свод.
Вот и площадь Революции, где Ильич традиционно должен указать нам единственно верный путь, но вождь здесь как-то, видимо, не определился с нужным направлением движения, и мы вынуждены продолжать путь по Марксу.
На площади, возле центрального городского парка, по-прежнему мостится кинотеатр "Луч". Помню, посещал я его ещё в советское время. Сейчас он осовременился внешне, да и внутри, видимо, всё модернизировано. Во всяком случае, надпись "5D" на афише об этом явно свидетельствует.
А вот и ещё один знакомец — ЦУМ. Когда-то он выглядел почти монументально. Сейчас, в эпоху гипер-, супермаркетов, смотрится весьма скромно.
Между тем мы, наконец, добрались до Театральной площади, где и располагается знаменитый фонтан.
Как я уже говорил выше, раньше фонтанов в Красноярске практически не было. И, как рассказывают, однажды бывший мэр Красноярска П.И. Пимашков, сказал, что стыдно жить на берегу Енисея, самой многоводной реки России, название которой в переводе с эвенкийского значит "большая вода", и не иметь в городе ни одного фонтана. Его замечание и стало стартом к возникновению в Красноярске "фонтанного бума".
Красноярск сейчас по праву называют городом фонтанов. По некоторым подсчетам, в городе примерно 150 больших и малых фонтанов. И это не просто струи воды, это целые жанровые композиции, каждая из которых о чём-то рассказывает или напоминает.
На Театральной площади нас ожидало большое разочарование: Поющий фонтан не только не пел, но и в принципе не функционировал. Возмущённый я, поддерживаемый не менее возмущённой Никой, стали громко, не стесняясь в выражениях, требовать для объяснений мэра города или, на худой конец, начальника коммунального хозяйства.
Поскольку они в отведённое им время не явились, то мы с дочерью, подобно Магомету, идущему к горе, отправились к зданию городской администрации. Благо, что до неё — рукой подать: нужно было лишь перейти дорогу.
В городской администрации извинились, сославшись на то, что сегодня выходной, да и час поздний, поэтому мэр объясниться с нами лично не сможет. Но в установленные нами сроки положение с фонтаном они поправят и к следующему нашему приезду всё будет надлежащим образом функционировать.
Развивать спираль конфликта мы с Вероникой не стали и для проформы пригрозив позвонить губернатору, мы вышли из здания, чтобы прогуляться по набережной Енисея.
Здесь я поздоровался ещё с одним знакомым — Краеведческим музеем, кстати, очень неплохим.
И далее, конечно же, приветствовал трудягу-Коммунальный мост.
Ранее я его назвал знаменитым. Это, на самом деле, так. Ведь именно он изображён на десятирублёвой бумажной купюре. Хотя слава моста постепенно тускнеет. Бумажные десятирублёвки изымают из оборота, и сегодня их уже почти не встретишь.
На набережной мы с Вероникой присмотрели подходящее летнее кафе и решили пригласить сюда остальную часть семьи. Остальная часть возражений не высказывала и по этой причине уже через час устроилась на удобных диванах и трапезничала с нами шашлычком и курочкой из тандыра.
А до этого нам с Вероникой всё же удалось увидеть действующим один из известных красноярских фонтанов. Поднимаясь с набережной к Театральной площади, мы увидели "Реки Сибири".
В центре композиции — 3-метровая фигура Енисея. А водный каскад украшают статуи рек, впадающих в Енисей. Говорят, что при "рождении" прекрасных статуй скульпторам позировали красноярские девушки. Авторы создавали бронзовые фигуры именно с той, в ком видели образ определенной реки, её характер.
Я, как житель Абакана, конечно же, да и как просто человек, не терпящий несправедливость, был неприятно удивлён, что среди рек-статуй нет Абакана. А ведь это один из основных притоков Енисея!
Чтобы исправить положение, я попросил Веронику временно, до создания бронзового образа реки Абакан, поолицетворять главную реку Хакасии, что она послушно и сделала.
P.S. А вот, как, кстати, выгляди Поющий фонтан.