В первые дни только начинающегося тогда 2015 года я прошелся по прохладной январской Барселоне. Обычно я проезжаю город мимо по дороге в аэропорт, но тут знакомая из Москвы попросила забрать из ювелирного сервиса на площади Каталонии ее "бриллиантовое колечко" и мне пришлось прогуляться. Впрочем, если уж судьба закидывает меня в Барсу, я всегда это делаю с удовольствием.
В этот раз прогулка пришлась на 7 января, день, когда в магазинах Испании начинаются новогодние скидки и магазины буквально ломятся... нет, не от товаров, а от наплыва человеческой массы, сметающей все на своем пути. К горожанам с удовольствием присоединяются туристы, на короткое время забывая о своем желании сфотографировать все достопримечательности города.
Припарковавшись под торговым центром Маремагнум в Старом Порту, я пешком двинулся через Готический Квартал в сторону Площади Каталонии. Толпа людей в районе соединяющей кафедральный собор и площадь самой магазинной улицы города Av. Portal de l'Àngel, переходящей в еще более магазинную и всем известную Passeig de Gràcia были большими, но далеко не рекордными.
Во всяком случае с другим подобным случаем пару лет назад, когда толпа в несколько сотен человек буквально штурмовала магазин фирмы Nespresso, который, вы вдумайтесь только в это — вообще не давал скидок в первый день распродаж, что я могу объяснить только массовым отчаянием людей, в никакое сравнение конечно не идет... В этот раз довольно слабое и слегка истеричное подобие штурма я увидел только у небольшого и явно недорогого обувного магазина.
Но бог с ними — магазинами. Во время прогулки я обратил внимание на то, сколько туристов делают фотографии на улицах города, и как совершенствуются их технические средства. Индустрия селфи делает гигантские шаги, постинг всего и вся в Instagram, SnapChat, Facebook и другие социальные сети набирает обороты. Далеко ходить не надо — даже на пустынной, расположенной рядом с Рамблой Королевской площади Plaça Real, первое, что я увидел, было это...
На заднем фоне конечно же фонари, созданные по рисунку Антонио Гауди, а также красивые фонтаны и освещаемые мягким светом пастельные фасады зданий и тропические пальмы.
На мой взгляд — это одно из самых красивых мест города и я всегда стараюсь сюда заглянуть когда есть возможность.
Лучшее время это сделать — фестиваль гигантов La Mercè, который проходит в сентябре, в другое же время здесь отлично обсуждать дела за столиком одного из кафе-ресторанов. В любом случае гуляя по соседней Рамбле сюда точно надо заглянуть.
В последние недели в мире в средствах массовой информации активно муссируется тема о том, что Европарламент в ближайшее время изменит законодательство, защищающее права "достопримечательностей" и особенно в части коммерческого использования их визуальных образов или проще говоря фотографий. Законопроект на эту тему готов, и голосование в первом чтении должно состояться буквально завтра.
Во всей этой теме интересный момент заключается в том, каким образом те туристические объекты, которые защищены "копирайтом" (к примеру зарегистрированной торговой маркой), будут защищать свои права?
Гоняться за многочисленными китайскими и русскими туристами, пытающимися сфотографировать самыми разными способами Casa Battlo или Pedrera — на все виды устройств, на разном расстоянии включая из автомобиля, занятие явно неразумное. Кроме того очень спорно, что можно оштрафовать человека за сам факт совершения снимка, скорее только за его коммерческое использование.
Далее вопрос — что считать коммерческим использованием? Публикация в соцсетях и открытом интернете в блоге с целью саморекламы по новому проекту уже будет считаться коммерческим использованием и если малоизвестного блогера будет довольно трудно привлечь к ответственности, то компании, которые ради своей раскрутки публикуют подобные образы — проще простого. Возможно, на этот элемент защиты авторских прав зданий и нацелен острый "меч правосудия".
Но как компании, журналисты и блогеры будут знать, что можно, а что нельзя снимать и публиковать? Нужна какая-то центральная база данных. Причем у каждого объекта есть масса нюансов. К примеру, срок давности авторских прав на Эйфелеву башню в Париже уже давно истек, а вот на ночную подсветку ее нет. Поэтому дневные снимки будут вполне законными, а за ночные уже могут оштрафовать.
Самая большая проблема может возникнуть не со старыми, уже отстоявшими свое объектами, а с новыми недавно построенными, по полной программе защищенными авторскими правами и уже ставшими достопримечательностями. Например, любые объекты современной архитектуры.
Либо раскрученные бренды знаменитостей — Дали или Гауди, особенно Дали, чей фонд прекрасно умеет защищать свои авторские права.
В общем пока все выглядит очень запутанно, но мир быстро ускоряется и я уверен, что вечная гонка "пиратов" и "защитников авторских прав" еще больше усложнит как правила игры на рынке, так и технические средства. К примеру, ваша камера , нацеленная на тот или иной объект, по GPS координатам будет отслеживать его статус и предупреждать вас о возможных последствиях снимка. Эта же информация будет сохраняться в цифровом файле. Так что решение о публикации вы будете принимать уже зная все возможные последствия. Как вариант.
И только чайки будут продолжать смеяться над вечной суетой, в которую все больше и больше впутывает себя человечество... :-)
P.S. Если что, на этом кадре я фотографию именно чайку, а не находящуюся на заднем фоне достопримечательность
P.S (2) К счастью скандальный закон не прошел и мир остался в прежних рамках