Если ты настоящий путешественник, на твоем пути обязательно появятся другие путешественники и поделятся полезной информацией. Так случилось и со мной, когда на пляже Ао-Нанг я встретила Аню, которая рассказала мне о пещерных монастырях между Трангом и Пхаттхалунгом. В этот момент, после двух месяцев автостопного путешествия по Индонезии, Малайзии и Таиланду, я была уставшая физически и эмоционально до предела — от дороги, от такого огромного количества впечатлений, от постоянной жары, от людей. Услышав о возможности уединения и медитаций, на следующий день я собралась в путь на встречу с Буддой.
На самом деле, пещерных храмов в этом районе несколько, но я попала в самый большой — Sumano cave temple, состоящий из комплекса 14-ти пещер, нескольких храмов и даже обезьяньего заповедника. Это очень известное место среди тайцев, но мало кто из туристов слышал о нем. Поскольку я рассчитывала остановиться в другом храме, доехав в Sumano уже после захода солнца, я не знала — разрешат ли мне там остаться хотя бы переночевать или нет. Но после долгих разговоров с тайской семьей, которая меня подвозила, монахиня спросила меня только одно: "Как долго ты хочешь остаться здесь?".
Как оказалось, Sumano является одним из немногих "женских" мест — кроме монахов, в храме постоянно проживает около 60 послушниц и даже среди учителей (Pra Arjarn), есть женщины. Ежедневно сюда приезжают новые и новые люди, чтобы присоединиться к медитациям. Так же, как и я, можно остаться в храме на несколько дней — обычно от двух до четырех, но можно и на несколько недель. Это, можно сказать, "лайт версия". Женщины, проходящий "полный курс" живут в храме несколько месяцев, а некоторые остаются здесь навсегда. Сначала необходимо пройти одномесячную и очень тяжелую випассану, во время которой ты даешь обед молчания. После этого тебя ждет обряд посвящения, на котором тебе отрезают волосы и ты становишься Nun — буддийской монахиней-учиницей.
Но вернемся к той действительности, что ожидала меня. Каждой новопоступившей послушнице выдают набор белой одежды — рубашка, саронг и накидка, плюс сменная рубашка и брюки выступают в роли пижамы. Все женщины живут в специальных корпусах, состоящих из длинных комнат, вмещающих по 25-30 человек каждая. Спать на полу, вдоль стен напротив друг друга. Отбой примерно в 10 часов вечера. А подъем в 3:30, потому что в 4 утра начинается первая медитация, которая длится два часа. Затем ты можешь выпить кофе или шоколад и еще немного поспать, а в 8:00 начинается следующая двухчасовая медитация. Она включает в себя завтрак, который по сути является единственным официальным приемом пищи. Если у тебя есть заначка, ты можешь еще что-то съесть до полудня, после разрешено только пить. Но зато на завтраке еда представлена в изобилии (конечно, вегетарианская, но присутствует рыба). Рис, карри, несколько блюд из тушеных овощей (увы, все острые), салаты из свежей зелени, фрукты, соевое молоко и даже печеньки и какие-то сладкие напитки. Далее 3 часа отдыха и в 13:00 нас ждет еще 2,5 часа медитаций, после которых в столовой можно выпить кофе. И последняя, завершающая практика начинается в 18:00 и длиться до 21:00. Итого 9,5 часов медитация ежедневно, в которые входят молитвы, пения, непосредственно медитации и еще разговоры о чем-то на тайском (насколько я поняла, что-то вроде наставления от учителей в прозе).
Первые два дня стали для меня бесконечным потоком моих упадническиех мыслей о жизни, которые не давали сконцентрироваться на происходящем. Возможно люди, далекие от практик, думают, что медитация — это лишь какое-то эмоциональное переживание, и выполнить его не составляет никакого труда, но это мнение полярно реальности. В ответ остается вспомнить знаменитое выражение, что многие готовы отдать все, что угодно, чтобы не оставаться наедине со своими мыслями и 15 минут. Медитации призваны помочь человеку обернуться к себе и посмотреть вовнутрь своего сознания. Однако, уже на первом вечернем пении, я поймала себя на том, что в голове у меня нескончаемый вихрь всяческой ерунды и отнюдь не благостной. Столько всего накопившегося — за жизнь и за эти два тяжелых месяца азиатского путешествия — вдруг хлынуло наружу и не желало остановиться, несмотря на все мои попытки утихомирить эту реку и сосредоточится хотя бы на дыхании. Кроме того, еще одним фактором, который обычно белый человек не особо замечает на себе в мульти-туристическом Таиланде, но который отнюдь не способствует состоянию спокойствия — тебя выделяют. Да, поскольку Sumano место сугубо тайское, иностранка, не просто заглянувшая посмотреть пещеры, а оставшаяся здесь на несколько дней, чтобы принять участие в практиках стала настоящим веселым событием.В первые сутки все, мало-мальски говорящие по-английски, безостановочно преставали ко мне с вопросами стандартного набора — откуда я, что я тут делаю, почему я путешествую одна, куда я поеду дальше, студентка ли я и т.д. На медитациях зачастую находился кто-то гипер-активный, кто хотел мне подсказать, помочь, добыть мне воды или еще что-то, неизменно привлекая к решению "проблемы" еще 5-10 девушек. Такой вечный шухер вокруг меня вовсе не способствовал скромной попытке "чувствовать себя в своей тарелке". Но, вскоре ко мне пришло спасении в образе Эми — тайской девушки из южной провинции, раньше работавшей в гостинице на Сумано и отлично говорящей по-английски (надо признать, гораздо лучше меня). Это невероятное создание стало моей поддержкой и проводником на те несколько дней, что я провела в храме. Эми не тратила время на пустые разговоры, все, о чем мы говорили было наполнено глубоким смыслом и попытками осознать нас самих, окружающий мир и буддизм как пусть к просветлению. Но при этом, всегда очень просто и "по-свойски" она объясняла мне суть медитаций, рассказывала о том, как надо пропускать каждую свою мысль через сердце. А я улыбалась и говорила ей, что моя религия учит тому же и как это прекрасно. С каждым ее словом все во мне наполнялось радостью от того, что мои мысли находили такое четкое и концентрированное выражение в устах другого человека. Знаете, что в Эми такого, что отличало ее от других девушек? Во-первых, она по-настоящему буддийски спокойна. Она говорит плавно и размеренно, никаких восклицаний, характерных для таек, во всех ее движениях чувствуется особая грация и тишина. А, во-вторых, она смотрит тебе прямо в глаза. Когда она говорит что-то, она обращается с конкретной мыслью именно к тебе и ждет твоего непосредственного участия. И я вспомнила себя в школьные годы, такой настырной девчонкой, и как я тоже всегда смотрела людям в глаза. Тогда я не понимала, почему у многих есть эта странная привычка — во время общения отводить взгляд в сторону. В итоге я решила, что это, наверное, считается как-то чересчур нагло и тоже перестала смотреть на собеседника. Разговаривая с Эми я вновь поняла, насколько это честно и важно, это же так просто — глаза ведь зеркало души. Намасте — моя душа приветствует твою душу.
Эми объяснила мне значение шагов под пение во время медитаций (всего их 7 разновидностей, но я успела попрактиковать только три). Кхва-йа-но, сай-йа-но — правая нога поднимается вверх, движется вперед, опускается вниз, левая нога поднимается вверх, движется вперед, опускается вниз. Никаких мыслей, только сосредоточение на таком простом и маленьком движение, отслеживание своих ощущений и реакций. "Если у тебя есть какие-то тяжелые мысли, они уйдут", — сказала мне Эми. Лишь на третий день, когда мои переживания, расстройства и обиды начали утихать, я действительно смогла услышать голос учителя внутри себя. Как описать это невероятное чувство, когда ты наполняешься светом и радостью только от того, что ты идешь вперед? Это действительно удивительный опыт. А потом тяжелые мысли действительно начали уходить. Я смотрела на все те же ситуации, те же поступки и начинала принимать их такими, какими им было суждено произойти. Училась быть благодарной за то тепло и любовь, что мне была дана от близких мне людей, а не желать большего. Они, хоть и к сожалению, не могут дать мне этого. Но теперь я могу поделиться с ними тем спокойствием и светом, что есть во мне и это стало главным, что я не просто поняла умом и логикой, а что приняла и ощутила как истину, которая теперь останется со мной.
К вечеру четвертого дня мое физическое тело напоминало какой-то тюфяк — от недосыпа и голода сил хватало только на то, чтобы переместиться из комнаты для сна в пещеру для медитация и обратно. Но то, что творилось в моем внутреннем пространстве, заставляло меня улыбаться. Вновь улыбаться этому миру.
В последнее утро в храме, во время завтрака меня ждала целая минута слава. Меня позвали сесть рядом с учителями и устроили мне настоящее интервью перед всеми послушницами (а их в тот день было больше сотни!). Мы обменялись благодарностями через Эми, которая стала нашим переводчиком, и поделились нашим счастье от состоявшейся встречи.
За эти пять дней было столько всего курьезного, смешного, необыкновенного и прекрасного, что можно продолжать рассказ долгие-долгие часы. Но, как и тогда, меня снова ждет дорога, путь познания мира и себя. Поэтому просто... кхва-йа-но, сай-йа-но.