Написав, что «Мейсен» всемирно известен благодаря мейсенскому фарфору, рецептуру которого открыли здесь в начале 18 века» — означает повторить тысячекратно копированное и всем известное.
Знакомство с Мейсеном мы откладывали несколько лет. Наверное, потому, что живем на расстоянии 2х часов езды.
Первый визит состоялся в ноябре 2013 года после того, как на глаза попалась реклама с изображением китайского мастера, владевшего секретом изготовления фарфора.
Стояла поздняя осень. Из тех, когда бледнеют, выцветают ее краски, когда городские ограды обнажают рисунок, а озера становятся прозрачными. Лучшее время для визитов в новые места.
В Мейсене мы нашли скульптуру китайского мастера недалеко от замка Альбрехтсбург:
Так нам казалось, ибо никакой достоверной информации об этой фарфоровой скульптуре найти не удалось. Так из незнаний вырастал маршрут, в котором догадка заигрывала с истиной, ее не познав. Возможно, истина кроется в том, что в 2010-ом году отмечалось 300-летие открытия фарфора в Саксонии и эта скульптура была одним из доказательств художественных возможностей фарфора. Экспонаты юбилейных выставок давно вернулись на места постоянных дислокаций, а эта впечатляющая скульптура задержалась в парадном дворе замка на три года.
Другой экзотический экспонат красовался прямо под ногами на одной из площадей Мейсена:
И снова догадка приводит к Поднебесной. Уж больно похож панельный рельеф на свободную вариацию образа восточного дракона. Включенный механизм поиска конкретных сведений результата не дал и все же привел к заметке:
«По части сочинять неведомых зверушек в Мейсене был свой выдающийся специалист: художник Адам Фридрих фон Левенфинк. Три созданные им тарелки с парнокопытными очкастыми собаками и прочей нечистью из уникального "Сервиза с черными и золотыми полосками" выставлены в Эрмитаже. Левенфинк, увы, отличался не только свободой фантазии, но и свободолюбием, рассорился с мейсенским руководством и ушел, но все же оставил на фабрике целый полк учеников и подражателей. Кто-то из них, наверное, и расписал пару чаш из сервиза барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена — того самого. И как знать, может быть свои правдивые рассказы он выдумывал, глядя на такую вот пурпурную винторогую борзую».
( liveinternet.ru/users/arin_le… )
Винторогости не наблюдается, но все остальное заставляет осторожно обходить треугольник, готовясь к новым открытиям.
Но сначала о том, как возник замок Альбрехтсбург по пути от ж.д. вокзала:
Это фото из второго визита в Мейсен, который состоялся в апреле 2015 года.
Замок Альбрехтсбург эффектен при первом появлении на горизонте. Он стоит на выступающей над берегом Эльбы скале. С противоположного берега реки на него открывается великолепный вид. Любители клеить звучные ярлыки называют его «Саксонским Акрополем».
Казалось до замка рукой подать, однако сначала следовало перейти мост Альтштадтбрюке (Altstadtbrücke) через Эльбу:
чтобы оказаться в городе, сохранившем свой исторический облик, несмотря на фактически уничтоженный налетами американской авиации, Дрезден.В 100 метрах от моста — площадь Генриха.
Сама эта личность отображена здесь дважды: в идеализированном виде как дополнение к фонтану-колодцу:
и в виде реалистического рельефа на бронзовом медальоне под ногами:
Вот умеют же рельефом на земле напомнить о персоне, заложившей колдовской образ замка на скале еще в Х веке.
Именно по инициативе немецкого короля Генриха I Птицелова был возведен замок, который постепенно, как кочан капусты, «обернулся» улицами. Листья-улицы будто насажены на радиальные спицы, с разных сторон ведут ввысь к фрагментам замка:
к типовым для 19-20-го веков не вылизанным, но опрятным кварталам:
и к сохранившемуся слепку торговой средневековой жизни, куда мы и продолжим свой путь, отметив, что за спиной Генриха – францисканская церковь Петра и Павла, сохранившаяся от монастыря. Стоят внимания и фрагменты обходной галереи (клуатра) с надгробными плитами разных столетий.
Источники исторических знаний сообщают, что «начиная с X века на берегу Эльбы под замком возникает рыночная площадь, и что здесь появляется поселение немецких и еврейских торговцев, а с начала ХII века место это благоустраивается и становится не только торговым, но культурным и административным центром Мейсена. Да и не могло быть иначе на пересечениях старинных европейских торговых путей.
Рыночная площадь.
Место начала лошадиного маршрута
и вальяжного поглощения пива. Кто за столиками, а кто и на скамейках. Все радостно, в ожидании чего-то смотрят на церковь Богоматери.
За спинами на церковь смотрящих — городская ратуша:
Построенное в 15 веке здание удивляет высокой двускатной крышей с тремя окнами – люкарнами (разновидность мансардных окон). Размеры крыши поражают высотой. Несоразмерность ее размеру самого здания удивляют. Чтобы покрыть подобную крышу площадью 13 000 квадратных метров, потребовалось 52 тысячи черепиц. Мейсенская ратуша практически не перестраивалась и очень хорошо сохранилась, она считается самой ранней светской общественной постройкой в саксонском регионе.
На другой стороне Рыночной площади — церковь Девы Марии, 16-го века. Её колокольню с 1929 года украшает карильон из 37 фарфоровых колоколов, которые с интервалом в 2-3 часа играют 6 мелодий:
Мейсен — единственное место в мире, где льют фарфоровые колокола для часов и карильонов.
Их отличает мягкий, насыщенный звук, особенно на высоких тонах. Идею создания фарфорового карильона приписывают курфюрсту Саксонскому Августу Сильному.
В основном колокола отливают белого цвета, исключение — колокола часового павильона в Цвингере (они позолочены). Изготовил эти уникальные колокола талантливый художник и скульптор Мейсенской мануфактуры Эмиль Пауль Бёрнер (Emil Paul Börner) (1888-1970). Этот же мастер является автором выразительных фигур мемориала павшим в Первой мировой войне в мейсенской церкви Св. Николая — самых крупных в мире фарфоровых скульптур, созданных также в 1929 году.
Следующий визит в Мэйсен планируем совершить в 2017 году после установке на Фрауэнкирхе 7-регистрового органа с трубами из мейсенского фарфора. Так Мейсен готовит новый рекорд для книги Гиннеса. Технология изготовления таких труб опробована. Вопрос в пожертвованиях для реализации этого проекта.
В завершении старгородской прогулки пройдем по Эльбштрассе (Elbstraße) и прилегающим к ней улицам, отметив, как изыскан архитектурный маскарад в одеждах XVII-XX веков, и что сама эта улица, став пешеходной, служит увертюрой для восхождения к Средневековью.
Нам повезет, если с Рыночной площади донесется мелодия церковного карильона, деликатно напоминая о том, что мы посетили самый «фарфоровый» городок Европы:
Заманчиво-красиво, но не секрет, что фарфор тут не Мейсенской мануфактуры, а других, менее известных производителей. Настоящий мейсенский фарфор демонстрируют и продают в фирменном магазине при мануфактуре. Не забудьте кошелек.
Дворовая (она же — походная) кухня:
Забытый дворик:
И снова осень:
О, больная, прекрасная Осень,
Ты погибнешь от зимнего холода,
Когда ветры засвищут средь сосен,
И укроют сады белым пологом.
Так умри же среди изобилия,
Среди спелых плодов, Осень бедная…
Гийом Аполлинер.
Во второй части прогулки посетим Замковый холм с первым в истории Германии скальным дворцом.
Теплице, 21.06.2015, домашний архивариус и фотограф Валерий Дмитрян.