Папский центр Нотр Дам в Иерусалиме
Верно все же говорят, что порой за мелочами не видишь большого. Хотя, в данном случае выражение не совсем корректно — ну, разве можно назвать мелочами объекты в центре Иерусалима? — скорее здесь так: из-за изобилия объектов, привлекающих внимание, можно не заметить чего-то значимого.
А если еще проще сказать, в дневное время здание Папского центра Нотр Дам в Иерусалиме скрывают фасады, да и вообще, на самом подходе к Старому городу никто почти не смотрит по сторонам — все внимание сосредоточено на заветных крепостных стенах и близкой цели.
Нашей помощницей стала ночь. Опустилась, накрыла непроглядной чернотой глубину кварталов, и тогда в золотой подсветке прожекторов из темноты выступило внушительное строение.
Что это? И почему никогда раньше мы этого не видели? Время стремилось к полуночи, и ответ появился лишь на следующий день утром. Потому что здания Центра мы снова не увидели. Правда, теперь точно знали, что оно есть — прямо напротив Новых ворот, только фасад развернут не на улицу, а скрыт за другими домами, чуть в глубине квартала.
Любопытство со вчерашнего дня успело усилиться, и незнакомый объект привлекал чрезвычайно. Очевидно, это отель и судя по всему, из шикарных...только причем здесь статуя Девы Марии, венчающая крышу?
К помпезному фасаду мы поднимались по широкому пандусу, мимо маленького сада с фонтаном, окруженного пышными кустами роз.
Войдя вовнутрь, мы определили, что это, точно, отель, хотя рецепшен и стойка регистрации выглядели несколько необычно... Кругом иконы и полная тишина...
На одной из колонн мы прочли название места Pontifical Institute Notre Dame of Jerusalem Center и нашли указатель с надписью "Капелла". По лестнице, в пролетах которой снова были только иконы, мы поднялись этажом выше.
Оказались в помещении церкви, самой настоящей. Там тоже была полная тишина и несколько молящихся.
В отдельных помещениях мы обнаружили исповедальни и еще один зал с чашей для омовения рук.
Признаться, мы подумали, что попали в гостиницу, где останавливаются религиозные сановники из Европы и Ватикана, исключительно высокие гости так сказать.
Действительность оказалась куда как интереснее. Роскошное здание представляет собой обитель. И хотя именно здесь останавливался Римский Папа во время своего визита в Святую землю, двери обители открыты для всех. И цены доступные, к тому же для больших паломнических групп, семинаристов, священников и особо верующих натур (как это проверяется – одному Богу известно) предусмотрены привлекательные скидки.
Обитель возведена для размещения паломников, и история ее такова: в конце XIX века на центральной иерусалимской улице Яффо (Jaffo) уже было построено Русское подворье, так что у российских паломников имелось достойное пристанище, куда из царской России регулярно стекались толпы православных христиан. Вот тогда нашлась парочка французских монахов, выступивших с идеей, что и верующим католикам подобает иметь место для ночлега, не хуже чем у других. И к началу ХХ века в районе, издавна называвшемся "Французским подворьем" была возведена не самая скромная обитель Нотр Дам. Впоследствии красивое здание, построенное в классическом архитектурном стиле с современными и некоторыми восточными элементами, перешло в ведение Ватикана. Ныне оно является международным паломническим центром, хотя останавливаются здесь самые разные путешественники из многих стран.
Главная изюминка места — потрясающий вид на Иерусалим и, в особенности, на Старый город из окон большинства "келий".
Христианский квартал и Греческий Патриархат
Удалившись менее, чем на 50 метров от Папского центра, мы миновали Новые ворота и попали, образно говоря, от римлян к грекам. Контраст разительный! Здесь, в стенах старого города, в Христианском квартале, находится патриархия Греческой православной церкви, а также множество сувенирных магазинов, кофеен и обителей для паломников. Только это совсем другие, сохранившие дыхание былых веков обители.
Вот как-то так лет 300-500 тому назад выглядело желанное место ночлега для небогатого странника. Какой там душ-телевизор-кондиционер, ему бы укрыться за крепкими городскими стенами от разбойников и диких зверей, преклонить голову хоть на голом полу в тесной келье.
Все это и сегодня выглядит точно так же! Невозможно поверить, что в этих строениях, где даже в дверь можно войти лишь согнувшись пополам, кто-то обитает. Но вывеска при входе не оставляет в этом никаких сомнений.
Кварталы принадлежат греческому Патриархату, и что примечательно, здесь у некоторых улиц и проулков имеются двери. То есть, при желании, райончик можно запереть!
Но все по порядку. В Христианский квартал мы зашли, чтобы посетить церковь Св. Сальватора, которая является частью францисканского монастыря. И весь прикол в том, что мы не могли ее найти. Казалось бы, вот она, прямо перед нами — колокольня возвышается сразу за Новыми воротами, ан нет...
фото из инетаХаотичная застройка Старого города мгновенно сбивает с толку, улочки, арки, проходы...и высокая башня вдруг пропала из поля зрения.
Несколько раз мы забредали в какие-то частные владения и оказывались на территории неких обителей, откуда нас неизменно вежливо и дружелюбно выпроваживали. По незнанию мы посетили даже закрытую для посещения часть искомого монастыря.
Случайно набрели на лавчонку с красивыми изделиями, гордо именующую себя "Центром армянской керамики".
Каким-то чудом, в темном арочном проходе нашли лестницу, ведущую наверх...Да, вот она! Картинки на стенах подтверждают, и есть даже витражная розетка. Церковь Сальватора. С наглухо запертой дверью :(
Опоздали всего на час, такая жалость, церковь открыта лишь до полудня. Придется при случае, прийти сюда вновь, ведь судя по картинкам в интернете, католическая церковь Св.Сальватора может похвастаться одним из красивейших интерьеров среди иерусалимских храмов.
Дело в том, что хотя монастырь Сан-Сальвадор (Святой Спаситель) существует с середины 16 века, церковь Сальвадора построена значительно позже, в 1883 году при большой финансовой поддержке императора Франца-Иосифа, как тут не быть шику и богатой отделке. Сей факт немного противоречит, конечно, уставу францисканцев, которые проповедуют бедность...
Что ж, в следующий раз, так в следующий раз. Мы снова нырнули в извилистые улицы, поражаясь тому, насколько они затемнены, прохладны и продуваемы в самое солнечное и жаркое время суток!