Наверное это самая тяжелая заметка опубликованная мной на Турбине. Несколько раз я брался за нее и не понимал, каким должен получиться результат. В конце концов, прочитав с десяток восторженных изданий в интернете, я решил писать то, что думаю, а не то что положено и приятно писать о Святых Местах. В конце концов, это только мое личное мнение и ничего больше, а для всех желающих прикоснуться к святости, есть тщательно отредактированные и с любовью отобранные церковью материалы. Настоятельно рекомендую пропустить сей опус тем, кто каждую субботу ходит в храм и верит в Бога так, как не дано верить мне.
И еще одна небольшая ремарка перед рассказом. Я вернулся из Лурда с полной охапкой фотографий и светлой верой в их…, ну пусть будет приемлемость. А потом попросил своего друга Андрея (IFREE) показать мне его работы. Разница между фотографиями человека, с любовью нажимающего на кнопку и профессионала оказалась слишком велика! В результате в текст я решился вставить лишь несколько собственных картинок и теперь ожидаю своего полного фиаско ☺. А для всех остальных (я очень надеюсь) это станет небольшим подарком. К тому же появится прекрасная возможность сказать: «Да, я тоже так могу!»
Итак ЛУРД.
15 ТЫСЯЧ ЛЕТ крохотный, мало кому известный Лурд был лишь едва различимой кляксой в многотомном фолианте под названием «История Франции». Прорвать паутину тысячелетий и доскакать из Лурда до наших дней смогла только маленькая лошадка из мамонтовой кости времен позднего палеолита. Она заняла свое почетное место в стойле археологического музея Парижа и не особенно взбудоражила умы и сердца современников. Не вызывает жарких исторических споров и тот факт, что в 778 году под сенью громадного средневекового дуба отдыхал после утомительного похода в Пиренеи сам Карл Великий.
Вот пожалуй и все, чем смог эпатировать специалистов за всю свою многовековую историю этот провинциальный, затерянный в лабиринтах предгорий городишко. Зато в XIX веке он как-то вдруг, начхав на авторитеты и иерархию, сумел воспарить до таких высот, о которых многим гламурным столицам мечтается только во снах. А виной тому стала юная мадемуазель, которая слыхом не слыхивала о Карле Великом, об иерархии, а возможно и о самом Париже.
Но обо всем по порядку.
Родители Марии Бернадетты точно не знали, зачем их нищей и вечно голодной семье понадобился пятый ребенок, но девочка назло всем не только родилась, но и выжила. Ни одна душа на этом большом и не совсем белом свете не интересовалась, чем занимается, чем болеет, о чем грезит и какие корни да грибы собирает в лесу маленькая, всеми забытая девчушка, пока она не принесла из лесу сногсшибательную весть.
Во время одной из прогулок внимание Бернадетты привлек яркий свет, льющийся волшебной рекой из небольшого грота. Смелый подросток не упал в обморок, не убежал прочь, а вступил с необъяснимым явлением в мирные переговоры. Свет на контакты не шел, вел себя отстраненно и только пускал вокруг затейливых солнечных зайчиков, да развлекал малых и несмышлёных птах.
Однако все это было лишь предтечей чуда; само чудо произошло тогда, когда из грота, сияя и переливаясь появилось Диво! «Что-то белое и похожее на барышню» — говорила потом Бернадетта. Церковь не уточняет, чем закончилась первая встреча девы и Дивы, потому как это были только цветочки. За пять месяцев Бернадетта еще ВОСЕМНАДЦАТЬ раз встречалась со своим видением и несколько раз даже по душам беседовала с ним. На двенадцатом свидании «барышня» призвала Бернадетту к покаянию, молитве за грешников и настоятельно рекомендовала передать местному священнику, чтобы тот не мешкая приступал к строительству часовни на том месте, где состоялась первая их встреча.
Эту беседу один в один передала восторженная девочка своему духовному наставнику, и вот тут, откуда-то из под алтаря на перепуганного святошу набросился нешуточный страх. Он не давал Святому отцу спокойно спать, пужал Страшным Судом и грозил Вечными Муками. О Чуде нужно было либо объявлять во всеуслышание, либо заставлять несмышлёное создание замолчать. Второй вариант отпал сам по себе. Бернадетта, почуяв недоверие старших, принялась прилюдно есть траву и пить грязную, мерзкую воду в углу грота, как наказание за грехи человеческие, она истошно вопила о своих встречах и требовала немедленно приступать к застройке.
Однако необразованной деревенской девочке было только 14 лет, а умудренная и повидавшая все на своем веку церковь уже отметила свой 16-вековой юбилей. Священники решили взять красивую, как сама вечность, мхатовскую паузу, успокоить общественность и подумать, что делать с навалившимся на их головы Чудом. Для начала Бернадетту упрятали с глаз долой, затем с ног до головы облили грязью и напоследок не по-детски пугнули тюрьмой.
Ее подвергли многочисленным допросам, а репортеры местной газеты, пооткровенничав с односельчанами, и вовсе объявила придурочной. Пять лет церковь нащупывала подходы к золотой жиле и наконец объявила всему миру о том, что Дева Мария, выбрав достойнейшую из достойных, восемнадцать раз кряду спускалась к ней с краткосрочными визитами. Главным аргументом, расставившим все на свои места, крестоносцы признали тот факт, что при встрече Мария назвала себя «Непорочным Зачатием».
Именно в это время в Риме обсуждалось включение Непорочности Девы Марии в доктрину Церкви, о чем Бернадетта знать конечно же не могла. Кстати, в обратную сторону этот не подвергающийся никакому сомнению аргумент сработал так же четко. Со слов Бернадетты Рим признал непорочность зачатия и закрыл крайне важную, но слегка затянувшуюся дискуссию.
Механизм был запущен, на суд стороннего наблюдателя, как по мановению волшебной палочки, явились многочисленные медицинские освидетельствования, признавшие полную вменяемость объекта исследования; с места постоянного жительства лурдский ЖЭК оперативно предоставил положительную характеристику, отмечавшую уравновешенный характер её личности и многие добродетели непорочной и чистой души. В том месте грота, где так любила откушивать траву девушка, грянул звоном игривых струй целебный источник и первый неизлечимо больной, пнув под зад старушку смерть, побежал нюхать лютики на соседней поляне.
Церковники так увлеклись процессом, а люди настолько соскучились по чудесам, что на общем собрании сторон было решено строить храм на народные деньги.
Саму виновницу столь неожиданного вознесения Лурда церковь предпочла более не являть широкой публике (уж слишком много новых подробностей всплывало в разговорах с ней).
Бернадетту наскоро постригли в монахини, а потом и вовсе перевели за 700 километров в монастырь Сестер милосердия Невера. Через одиннадцать лет она бесшумно отошла в мир иной, решив, что ее миссия на этой земле уже выполнена. Однако у храмовников были другие планы. Они прекрасно понимали, что процесс, запущенный юной девой уже не остановить, однако искусство подбрасывать поленья в ритуальные костры освоили уже очень давно.
В первый раз несчастное тело было эксгумировано в 1906 году. Причину любопытства церковь озвучивать конечно не стала, однако на весь мир воплем восторга подивилась неожиданности результата. Вы ни за что не поверите, но останки оказались нетленны! С уже меньшим эффектом Бернадетту беспокоили еще дважды: в 1919 и 1925 годах, а когда интерес заметно поостыл, канонизировали и выложили на всеобщее обозрение в Невере. Мария Бернадетта Субиру сделала свое дело и отныне могла спать спокойно.
Лурд превратился в один из наиболее посещаемых городов не только Франции, но и всей Европы. Ежегодно в него приезжает около шести миллионов паломников. Он занимает во Франции второе место после Парижа по количеству мест в отелях, обгоняя Ниццу и Канны. С 1858 года зарегистрировано около 7000 случаев излечения от всех недугов. Даже чудолюбивая церковь признала эту цифру несколько шокирующей, сократила в сто раз, и официально признала 69 исцелений.
Сегодня, как и желала Святая Бернадетта, над гротом гордо возвышается Базилика Непорочного Зачатия. Ее строительство длилось всего пять лет, а освящение состоялось в 1889 году. Когда стало ясно, что 700 мест — это лишь жалкая капля в море паломников, началось строительство Романо-византийской базилики Богоматери Розария. А когда и ее стало катастрофически не хватать, была заложена подземная базилика Святого Пия X, которая на сегодняшний день одномоментно может вместить до 20 тысяч человек. Ну а последняя постройка комплекса датируется совсем недалеким 1998 годом. Церковь Святой Бернадетты с передвижными перегородками была построена на том месте, где девушке в последний раз явилась Дева Мария.
В наш гуманный век человеколюбия церковь пошла навстречу людям с ограниченными возможностями, ленивым толстосумам и подвисшим на интернете индивидуумам. С недавнего времени работает интернет доставка святой воды из Лурда в любую точку земного шара. Конечно эффект от такого лечения может быть не столь оглушительным, но разве может это остановить «романтиков», верящих в настоящее ЧУДО!
А вообще я снимаю шляпу (ничуть не шучу и не лукавлю) перед всей организацией, которая (только вдумайтесь) уже семнадцать веков ведет этот прибыльный, но чертовски опасный и рискованный бизнес. Через что им только не пришлось пройти, сколько народа положить на этом пути, чтобы сегодня в один только Богом вспомненный Лурд приезжали 6 миллионов человек в год.
Уже сколько раз на моей не самой длинной и верной памяти после громкого разоблачения очередного педофила или мздоимца в рясе казалось, что рухнет все здание. Но нет, живет курилка…. То дышит на свой недешевый ладан, а то «РОВНЕМ-ГЛАДНЕМ РАЗМЕТНЕТСЯ НА ПОЛСВЕТА, ДА И СТУПАЙ СЧИТАТЬ КРЕСТЫ, ПОКА НЕ ЗАРЯБИТ ТЕБЕ В ОЧИ». И да простит меня Николай Васильевич Гоголь за одно исковерканное слово.