Почти 4 часа в автобусе и я в Юрино, это Мари-Эл. Т.к. прямой автомобильной дороги из Нижнего туда нет, пришлось ехать окольными путями, через Воскресенское и Семёнов. Можно, конечно и по Волге, но «метеоров» на реке давно не видно… А поскольку наш профсоюз расщедрился на эту поездку, то я неприменула воспользоваться таким случаем!
Я с детства много слышала об Шереметевском замке. Он давно оброс ореолом загадочности и тайны, я помню рассказы о подземных ходах, о замурованных людях, о зарытых кладах, о хрустальных куполах и прочих его чудесах и красотах.
И вот он стоит передо мной во всей красе с башнями и балконами с причудливыми окнами. Чудесное творение рук человеческих, словно вышедшее из иллюстрации старинной сказки!
Сразу оговорюсь, что фамилия владельцев замка пишется без мягкого знака, ибо это другая, хотя и родственная, ветвь так хорошо нам всем известная как Шереметьевы.
И так, история замка такова:
При царствовании Петра I Юрино называлось селом Архангельским Нижегородской губернии (в 1924 году территория Юринского района и некоторые прилегающие земли были переданы вновь образовавшейся Марийской Автономной Республике ) и принадлежало генералу Головину, с тех времен сохранился якорь, поставленный на постамент на берегу Волги.
Кто и когда переименовал село мне не известно, но уже в 17 веке граф Головин продал посёлок с соседними деревнями известному заводопромышленнику Никите Демидову. Он Юрино подарил своему наследнику, сыну Николаю. Николай ехать в эту глушь не захотел. Юринские земли перешли к камергеру Александру Жеребцову. В год войны с Наполеоном, село с прилегающими землями купил у вдовы Ольги Жеребцовой В.С. Шереметев. Юринские земли, находящиеся в отдаленной лесной глуши, не зря привлекали его внимание. Там было много строительного леса, нетронутых заливных лугов, близость Волги и Ветлуги, что сулило ему большие барыши.
В 1874 году началось строительство Юринского "главного дома". Усадьба занимала площадь до 60 гектар. Вокруг замка были воздвигнуты каменные крепостные стены. Стена начиналась от смотровой башни и старой деревянной церкви, поднималась по склону вверх, здесь возвышался корпус, вобравший в себя баню, прачечную и кастелянскую, различные склады, в конюшни. Стена огораживала всю усадьбу. Внутренняя сторона стены была выложена вулканическим туфом, вывезенным из Италии.
Стены, башни, многочисленные башенки, эркеры были выложены из обожжённого красного и черного кирпича, балконы и окна декоративно оформлены белыми полуколоннами, колоннами и балясинами.
Поместье строили, аш, 7 архитекторов, отсюда такое нагромождение архитектурных стилей. В разработке проекта участвовали архитекторы А.Штерн, А.Барланд, А.Корш, Кристофоли, П.П.Малиновский и пр.
Это был великий долгострой. Шереметевы взяли у государства ссуду, пообещав ее вернуть, как только здание будет достроено. В итоге, родовое поместье строили три поколения. Что-то постоянно перестраивалось и изменялось.
Замок замышлялся не столько для жилья, сколько для размещения бесценных произведений искусства. В Романовском зале висели полотна Эль Греко, Брейгеля, Айвазовского, Боровиковского, Брюллова (сейчас это экспонаты Нижегородских музеев). Там же хранилась коллекция личного оружия героя войны на Балканах генерала Скобелева. Его сестра Ольга Дмитриевна была женой Василия Шереметева
У замка была довольно интересная система отопления и вентиляции. Огромная печь затапливалась в подвале, а тепло распространялась между стенами замка, там же были специальные заслонки, которые можно было открыть и проветрить комнату.
В поместье было электричество! Электростанция была привезена из Германии. В те времена это было великим чудом.
Видимо повезло последнему хозяину замка, что не дожил он до октябрьской революции, а умер молодым в конце 1916 года, не оставив наследников. А его молодая жена-француженка уехала после его смерти на родину, оплакивать своё горе.
Замок подвергся разграблению с приходом Советов. Многие ценности исчезли безвозвратно, многое было просто уничтожено. Разломаны крепостные стены, окружавшие замок, большая мраморная ванна хозяев была разбита на мелкие кусочки, все это стало местным строительным материалом.
Это ванная комната, площадью метров двадцать, здесь и находилась прискорбно известная мраморная купель...
Очень немного осталось от великолепного, занимавшего 40 гектаров, Шереметевского парка. Непоправимый удар нанесла ему Чебоксарская ГЭС, было вырублено более 400 вековых дубов-великанов, стеной заслонявших заповедник от рвавшихся с Волги ветров.
А теперь о сегодняшних днях.
Внешне дворец почти не претерпел изменений, а вот внутреннее убранство его сильно пострадало. Печально видеть облезлые стены, провисший потолок, подпёртый деревянными неотёсанными стойками.
На входе гостей замка встречает надпись по-латыни — Здравствуйте!