"Покуда ноги есть,
Дорога не кончается,
Покуда ж**па есть,
С ней что-то приключается."
На старости лет мне довелось познакомиться с людьми, в основном, моложе меня, увлеченными вольными путешествиями, не зависящими от расписаний транспорта. Вы, конечно, поняли, — речь идет об автостопщиках. Я заканчиваю съемки любительского документального фильма про Ленинградскую область и, чтобы достичь глухих уголков нашей области и мало кому известных объектов, использую все свои связи.
Итак, в один из майских выходных дней с одним из приятелей-автостопщиков я отправилась в Лужский район, чтобы снять для моего фильма старинную усадьбу в глухой деревне на берегу реки Луги.
Мы доехали до села Красные горы, сменив четыре машины. Особенно интересным был десантник, который вез нас от Выры (это там, где музей почтовой станции, про которую написал А.С.Пушкин в повести "Станционный смотритель") до Толмачево. Он — контрактник, ехал домой в Псков; по дороге рассказывал нам про свою службу, про участие в недавнем параде на Дворцовой площади 9 мая, а главное — про свое участие в боях в Донбассе в конце лета 2014 года. Наконец-то я лично от непосредственного участника событий услышала то, что знала и так и во что не верят многие мои зомбированные российским телевидением знакомые. Этот молодой человек готов был нас везти до самого Пскова, но, увы, нам надо было выходить за мостом через Лугу. На прощание он подарил нам по набору армейского сухого пайка.
Последним нашим водителем был пожилой пчеловод, пригласивший нас в июле на свою пасеку на дегустацию свежего меда этого года.
Вышли мы возле мемориала интернациональной партизанской бригаде, воевавшей здесь в годы немецкой оккупации.
Судя по карте, нам надо было дойти до реки Луги через лес по грунтовой дороге, которая должна нас привести на паромную переправу. Но мы с пчеловодом слегка проехали, а возвращаться 2 км по шоссе назад поленились. Решили пойти по более короткой дороге, но она уперлась в болото.
И тут выяснилось, что мой напарник совсем не ориентируется в лесу. Он — опытный автостопщик, но вот с ориентиром на местности у него неважно. Пришлось вспоминать походную молодость.
Часа два мы блудили по болоту, поели прошлогодней клюквы и, наконец, мокрые по колено, вышли к вожделенной реке.
Моста здесь никогда не было. Дачники и жители деревни Муравейно доезжают до берега на своих машинах, бросают из здесь и переправляются через реку на пароме. На переправе самообслуживание, нам пришлось покорячиться, но паром сдвинуть с места не удалось. Мы мучились около получаса, и вот на наше счастье на том берегу появилась веселая компания молодежи. Как потом выяснилось, к местному дачнику приезжала на праздники компания друзей, и теперь он провожал их домой в город. Это их машины стояли на пустынном берегу Луги. Наш спаситель переправил к машинам своих друзей и на противоположный берег доставил на пароме нас — беспомощных горожан, и даже прокатил по деревне на квадрацикле. В деревне 19 постоянных жителей и с десяток семей дачников. Проезжих дорог сюда нет, по заросшей грунтовке, вьющейся вдоль берега Луги, может проехать лишь квадрацикл, велосипед и подготовленный внедорожник.
Деревня Муравейно интересна лишь одним: здесь сохранилась усадьба купчихи Евгении Барсовой (в девичестве Печаткиной) — замечательный образец модерна начала ХХ века.
Е.Барсова — жена сенатора Барсова, помимо усадьбы в Муравейно, владела еще доходным домом на Кронверкском проспекте в С-Петербурге. Ее дача — симпатичный деревянный особняк с элементами эклектики.
Рядом с домом была деревянная часовня 1903 г постройки. Ее проектировал инженер Малков-Панин — муж сестры Евгении Барсовой Екатерины. До наших дней она, увы, не сохранилась.
В годы оккупации части Ленинградской области гитлеровцами усадьбу занимал дом отдыха летчиков Люфтваффе. После войны здание продолжило нести функции дома отдыха для ленинградских трудящихся. В те времена здесь появилась вот эта бетонная лестница.
Сейчас усадьба заброшена, но пока в неплохом состоянии.
Однако, в этот "медвежий угол", куда нет нормальных дорог, вряд ли придут инвесторы, чтобы восстановить усадьбу и открыть в ней базу отдыха или кабак, или что-либо еще. А значит, судьба памятника дачной архитектуры будет предсказуемо печальной: либо он будет медленно разрушаться, либо сгорит от случайно брошенного окурка. Такова судьба многих старинных храмов и усадеб в Ленинградской области, да и во всей России.
После осмотра усадьбы мы отправились по берегу Луги, чтобы полюбоваться на живописные обрывы из красного песчанника, украшающие кое-где берега рек юга нашей области.
Между деревнями Вяз и Муравейно существует уникальный природный уголок — своеобразная "замля Санникова" Ленинградской области. Климат этого места более теплый и мягкий, чем в окрестных районах. У дачников здесь вырастают фруктовые деревья и огородные культуры, совсем не характерные для нашего региона. По берегу Луги растет широколиственный лес из ясеней и вязов, — как будто мы не на 59-й параллели, а где-то в Крыму или в Карпатах.
Дорога, правда, ужасная. Нам часто приходилось обходить заболоченные участки и форсировать многочисленные ручьи, впадающие в Лугу.
Но красоты местной природы того стоили.
В общей сложности по бездорожью мы отмахали более 20 км. Когда мы вернулись обратно в Муравейно и собрались переправляться на лодке (помимо парома,по одной общественной лодке имелось на каждом берегу), выяснилось, что мой напарник не умеет грести и вообще боится воды. А течение в Луге очень быстрое. Жаль, что некому было снять на видео, как я корячилась с тяжеленными веслами, борясь с течением. Мой спутник искренне пытался помочь, но было только хуже. С третьей попытки мне удалось причалить к заросшему кустами берегу. Еле живые от усталости мы выбрались на сушу и побрели по грунтовке к шоссе. И тут удьба смилостивилась над нами и послала нам дачника на "опеле", который направлялся в Лугу за водкой. Он довез нас до шоссе, а там довольно быстро застопился молодой человек на "десятке". Мой приятель разругался с домашними и собирался ехать к своему другу в Псков, ну, а мне на следующий день надо было на работу. До электрички на С-Петербург оставалось 7-10 минут. Любезный владелец "десятки" устроил нам настоящие автогонки до ближайшей платформы "Партизанская слава". В электричку я влетела уже в закрывающиеся двери. Экономия примерно 350 руб. на дорогу "туда", эпичные съемки для моего фильма и масса попутных приключений были мне наградой за это первое в моей жизни путешествие автостопом. Думаю, стоит этот метод иногда практиковать и в дальнейшем.