Закончив осмотр главного дворца-замка в Леднице, и все, что его окружало поблизости, мы, последовав рекомендациям путеводителей, спустились в парк.
Первое, что бросается в глаза — высокая башня, возвышающаяся где-то на горизонте за озером. Минарет? Точно, минарет! Но откуда в замковом парке минарет? Чехия ведь не мусульманская страна?
Впрочем, обо всем по порядку. Были эти места когда-то летней резиденцией семейства Лихтенштейн, того самого, что сегодня управляет одноименным государством.
Когда-то в этой местности жил-был один шахтер. Был он ничем не знаменит, как и многие его собратья по нелегкому подземному труду, добывал целыми днями руду в своей шахте. Богатства за всю свою нелегкую жизнь так и не нажил. Зато был честным и трудолюбивым, его все уважали, но имя его затерялось где-то в шахтах и до наших дней не дошло. Он никогда не жаловался, надеясь только на себя. Как-то раз он работал в шахте и ему прямо под землей явилась фея.
Она взяла шахтера за руку и повела его к заброшенной штольне, к самой дальней точке шахты. Остановившись в самом темном конце, она сказала: "Копай здесь!" Шахтер послушался и буквально через пару ударов его кирка наткнулась на что-то твердое. Это был драгоценный камень, горевший в руках, как тысяча звезд.
После некоторых размышлений он решил, что драгоценный камень нужно показать князю, которому принадлежит земля. Так он и сделал, отнес камень в замок и отдал князю сокровище. Князь восхитился честностью шахтера, отдал ему камень обратно и добавил кусок земли, и вдобавок наградил титулом барона. Шахтер забросил свою шахту, начал заниматься сельским хозяйством и зажил благополучно. По тому драгоценному камню, он сам и его потомки стали называться Лихтенштейн (licht — светлый, stein = камень) и жить на этой земле.
Это легенда, не подкрепленная никакими документами. Но если это действительно так, то можно констатировать, что род Лихтенштейнов сделал себе приличное состояние и сегодня является одной из европейских монарших династий.
А замок в том виде, в котором мы видим его сегодня был перестроен на границе XVIII и XIX веков, во время владения замком Алоиза II Лихтенштейна. Тогда же был организован великолепный пруд, являющийся главным укрешением парка.
Для этого пришлось на время перекрыть речку Дию и вырыть для нее новое русло. Старое русло реки сейчас можно наблюдать в парке, оно является частью водной системы.
В то же время был построен и минарет
Минарет хозяин замка построил как бы назло местной христианской общине. Изначально он хотел построить католическую церковь.
И то ли не мог согласовать место для ее строительства, то ли местное церковное начальство не хотело уступать ему монополию на строительство культовых сооружений, то ли еще что-то, но церковь Алоизу построить не разрешали.
Нельзя было строить церкви без согласования. А минареты, оказывается можно!
"Ну, раз вы так, то построю-ка я на своей земле минарет! Пусть им пользоваться никто не будет, зато вы все тогда узнаете!" — подумал, наверное, князь и дал соотвествующие распоряжения.
И получилось у него самое высокое мусульманское сооружение в немусульманских странах. Зато сегодня современный турист может с гордостью подняться на высоту 60 метров и оглядеть окрестности.
Оглядывать там есть что — парк великолепен и с высоты и снизу.
Его длинные дорожки можно преодолеть пешком, но не каждый турист вынесет довольно длинный путь — можно ходить часами, наматывая петли и круги вокруг озер, прудов, проток, каналов. В помощь уставшему туристу приходят средства передвижения — лошадки и плавба.
Все-таки интересно словообразование в родственных языках. Вперед получается ходьба, а обратно — плавба :)
Это такие лодочки, плавающие по каналам парка и имеющие расписание и несколько пристаней. Типа речного трамвайчика. Очень удобно.
А семья Лихтенштейн до сих пор имеет претензии по поводу замка. Чехи конфисковали замок, парк и все, что находится в замке после Второй мировой войны на том основании, что не считали Лихтенштейн нейтральным государством во время войны. А Лихтенштейн говорит, что ему формально никто войну не объявлял, военных действий не его территории не было и он, как и Швейцария, сохранял нейтралитет. Сейчас княжество Лихтенштейн отказывается от денежных компенсаций за замок, хотя их никто ему и не предлагает, и надеется рано или поздно вернуть в свое лоно объект национального достояния Чехии.
Что ж, поживем — увидим. А пока можно наслаждаться замком и парком, на испрашивая на это монаршего соизволения.