Следующим пунктом нашей программы по воронежскому «Мелогорью» было посещение Костомаровского Спасского женского монастыря. От Дивногорья до Костомарова было всего 67 километров – около часа пути.
Решили двигать в сторону монастыря и попутно попробовать поискать место ночлега, так как уже на этапе планирования поездки выяснилось: с жильем более-менее нормально будет на трассе М4. Мы же были на местных дорогах.
Доехав до самых ворот Спасского монастыря уже затемно, выяснили у сторожа, во сколько завтра распахнутся двери для посетителей. Про монастырскую гостиницу даже не уточняли: даже если бы она там была (а она там была) нас такой вариант ночлега не устроил бы. Так что забили внавигатор Павловск и приготовились к еще одному часу езды.
То ли мы в этот день налазились по горам и ступенькам, но на меня усталость и голодуха навалились окончательно часам к девяти вечера. Остановившись на перекрестке в поселке Подгоренском, выяснилось, что до Россоши втрое ближе, чем доПавловска. Влезли в интернет, обнадежились информацией о десятке гостиниц – и рванули в Россошь. Двадцать километров проехали неожиданно быстро.
На одной из главных улиц притормозили у отеля «Аллан». Девушка на ресепшен предложила несколько номеров на выбор и объявила, что если мы умотаем до девяти утра – с нас возьмут половину стоимости проживания. Правда, по карте расплатиться нельзя было, но поблизости было сразу два отделения банка, из которых нас устроил бы любой.
Гулять — так гулять: сняв деньги на проживание, решили остановиться в номере люкс, раз уж цена вопроса была всего в 1750 рублей.
Номер потряс «роскошью» — как ее понимают некоторые отдельные товарищи. А именно: шторы с ламбрикенами, зеркала на потолке, над кроватью, рядом с кроватью, огромный телевизор. При этом телевизор – самый дешевый, постельное белье – низкого качества (спасибо, что хоть не в цветочек), в ванной – самая дешевая сантехника и плесень в душевой кабине, вдобавок ко всему в номере явно не раз манкировали табличкой «У нас не курят».
Но это все капризы, так как хотелось в душ, есть и спать. Чтобы не тратить время в ожидании заказа, попросили принести нам ужин из кафе на первом этаже прямо в номер. «Тридцать процентов будет надбавка за обслуживание»,- но нам уже было все равно.
Повеселило меню: наименования блюд было написано по-русски и по-английски, а вот состав – исключительно по-заграничному. Уяснив, что «мясо по-казачьи» состоит из свинины, майонеза и сыра, меню решительно отодвинули в сторону и на чистом русском попросили принести жареной картошки с мясом и какой-нибудь имеющийся в наличии суп. На удивление, все было по-домашнему вкусно, а наценка за «поесть в номере» нам обошлась всего в триста рублей.
Занимательный факт: на тарелках с картошкой было по два кусочка помидора. Мысленное складывание сегментов в единое целое с уверенностью показало, что на двоих нам порезали ровно половину помидора. Мне прямо стало интересно: куда они девали вторую? Ну, я представила себя на месте повара: вот я достала помидор, помыла (надеюсь), положила на доску, порезала, по два кусочка положила на тарелки. Куда делись остальные? Только в рот повару. Потому что когда мы утром попросили к яичнице что-нибудь из овощей порезать, у них не оказалось вообще ничего. Куда делась наша вчерашняя половинка? – правильно: съели за наше здоровье.
Ресторан «Хуторок» — как и положено: со всеми атрибутами украинской сельской жизни в современной понимании.
Утром, как и планировали, умотали мы пораньше. Да, для нас девять утра – это очень даже «пораньше».
Единственная фотография города Россоши, сделанная в дороге:
Просьба ногами не пинать – большего, сколько мы не искали в интернете, найти не удалось. Город как город. В двадцати километрах – граница с Украиной.
Спасские чудеса
Уже в начале одиннадцатого поставили на парковку машину и присоединились к многочисленным посетителям Костомаровского Спасского монастыря.
Когда мы покидали монастырь, купили в числе прочего в церковной лавке книгу об истории монастыря: очень понравилась, написана ясным языком, но с экскурсами в историю, много интересных и красивых фотографией. Так что при рассказе о Костомарове привлеку несколько фактов из этого издания.
Местность, где расположен монастырь, очень своеобразная: монастырские постройки расположены в балке между двух пологих и практически лишенных кустарников и деревьев склонов.
Один из них – меловой породы, вдоль всего склона проложена тропа, ведущая к главным святыням монастыря- пещерным: Спасской церкви, кельям затворников, церкви Серафима Саровского и Пещере Покаяния.
Здесь приведу мысль из монастырской книги: пещера играет огромную роль для христианства, ведь два важнейших события земного пути Христа – рождение и воскресение – произошло именно в пещерах.
В Воронежской области, на территории Среднего Дона, около 50 рукотворных пещерных сооружений, из них порядка 40 – храмы и места жития православных подвижников.
Спасская церковь в Костомарово – сооружение совершенно уникальное.
Она воздвигнута на месте двух выходящих из толщи земли меловых див. Меловые столбы соединены звонницей.
Строители меловых пещерных церквей вынуждены учитывать способность мела к высокому влагопоглощению, поэтому основная часть икон внутри храма и на наружных стенах – мозаичная:
Если внутри церкви фотографировать «не благословляется», то вот устройство затворнических келий можно попытаться рассмотреть снаружи.
Кельи состояли из узкого коридора и нескольких камер, где затворники в глубочайшем уединении обращали свои мысли к Богу.
Пещера Покаяния – самая дальняя от входа в монастырь. Здесь мы снова попали с незнанием монастырского устава, хотя еще неизвестно, это правила монастыря или посетители сами это напридумывали. Вход в эту пещеру – по длинному изогнутому коридору, так что сразу даже трудно приспособиться к темноте. Ход ведет к небольшой камере, из которой, в свою очередь, под прямым углом идет еще один недлинный ход, завершающийся маленьким помещением, где-то два на три метра. Пока мы там находились, к нам успела подлететь тетка и принялась шипеть, что вход только по одному. Конечно, потом я прочитала, что раньше здесь совершалось таинство исповеди, но при чем тут сегодняшняя ситуация? Никаких объявлений перед входом нет, никакой информации не висит, что за тетка левая – непонятно. В общем, очумелость наших церковных бабок когда-нибудь загубит православие, это точно. По крайней мере, ни в одной италии или австрии на нас никто не кидался с воплями «не там стоишь, не туда идешь», а вот по родной стране мы на таких толкушек налетаем сплошь и рядом. Ее поставили пол мыть — а она распоряжается. Но это так, о наболевшем.
Не удалось нам посмотреть на подлинник чтимой иконы Божьей Матери Костомаровской, написанной во второй половине XIXвека художником В.Шокоревым на листе цинка. Эта икона находится в храме Взыскания погибших, но там в этот момент была какая-то вроде лекция, так что зайти внутрь показалось неловко.
Правда, мы видели список этой иконы в Спасской церкви монастыря, и поначалу даже приняли ее за подлинник. А все потому, что копиист детально отобразил следы от пуль, которыми икону расстреляли в богоборческое время!
У меня этот ход вызвал недоумение. По-моему, это столь же святотатственный поступок, только в первом случае стреляли безбашковые атеисты, а во втором раны на икону наносил человек, благословленный на написание. Если уж решили сделать список иконы, сохранить ее — зачем безобразить?
Еще одна чтимая икона монастыря – «Святое семейство – учитель труда». Жаль, что нет фотографии, просто я таких икон не видела в русских храмах. На ней изображен плотник Иосиф за своим плотницким делом, Богородица сидит за прялкой, а отрок-Христос (есть ли еще изображение Христа не младенцем и не взрослым человеком?!) помогает Иосифу мастерить немудрящую мебель. По словам монахини из церковной лавки, икона помогает в семейных делах.
Прежде чем покинуть Костомарово, мы решили проехать через деревню в поля по направлению к Дону.
Эх, места здесь конечно живописные, но вот после этой поездки путь у нас был только один – на мойку.
Нет, мы, конечно, машину нашу не мыли в реке Дон — дотерпели до Воронежа. Хотя мне казалось, что мел даже на зубах скрипит.
Правда, до Воронежа мы проехали еще через одно примечательное место – музей-заповедник Костёнки.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Это еще бокового зеркала не видно....