На границах никого не было, поэтому прошли обе буквально за двадцать минут. И то за счет того что на грузинской были какие-то проблемы с компьютером. Получив "Мы очень рады видеть Вас в Грузии!" мы двинулись дальше...
Набор высоты шёл незаметно, и догадаться о том что мы постоянно едем вверх можно было только по растущей вверх температуре движка.
Тут с горизонтом всё в порядке, это дорога лезет вверх.
Добравшись до Степанцминды решили не ползти на перевал в ночь, а остаться и спокойно переночевать. К тому же очень хотелось посетить монастырь Святой Троицы в Гергети.
С ночёвкой всё оказалось совсем просто, центральная площадь, через которую проходит трасса Военно-Грузинской дороги, была вся забита машинами местных жителей, предлагающих и проживание и экскурсионные поездки. Основной заработок в поселке. Так что, с первым же подошедшим мы отправились на ночёвку к нему в гэстхаус, и надо сказать с Михеилом нам повезло, всё было чисто и уютно и очень радушно.
Яркий огонёк почти по центру — это как раз монастырь Святой Троицы
Настал вечер знакомства с грузинской кухней и домашним вином в близлежащей кафешке.
Непередаваемо! Кстати только тут, за всю поездку, мы попробовали креплёное (я так понял) вино, ээээ… одного бокала хватило чтобы перестать быть уверенным в надёжности земной тверди.
Ужин на троих нам обошёлся что-то рублей в 450.
Лунные Запорожецы…
Вид с веранды завораживал…
Рассвет над Казбеком.
На антресолях в комнате было много книг на грузинском…
С утра Михеил свозил нас к церкви. "Дорога" конечно проходима только на полном приводе, Запорожецы возможно бы и доехали, но лишь с зубастой резиной, т.к. в паре мест мокрые глинистые "спецучастки" не позволили бы пройти на шоссейке. К слову, основной местный транспорт — полноприводные японские бусики, как лево- так и праворукие, ну и джипы разных мастей. И кстати очень популярны короткие Нивы.
Итак, пора ехать знакомиться.
Немного wiki-информации:
Казбек ( ледяной(ая) пик (вершина), осет. Сæна) — потухший стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, расположен в восточной части Центрального Кавказа, на границе России и Грузии, в восточной части Хохского хребта. Последнее извержение произошло в 650 году до н. э. Высота в Балтийской системе высот 5033,8 м.
«В начале XIX в. при проходе селения у подножия горы владел князь Казбек, его имя и стало названием аула Казбеги, по аулу русскими принято название горы», — пишет исследователь В. А. Никонов.
Немного wiki-информации.
Троицкая церковь в Гергети (Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека в деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
Храм основан в XIV веке близ дороги через Дарьяльское ущелье (ныне Военно-Грузинская дорога), которая связывала Азию с Европой на протяжении столетий. Цминда Самеба (Святая Троица) в Гергети является единственной крестово-купольной церковью в регионе Хеви. Отдельностоящая колокольня датируется тем же периодом, что и церковь. Во время нашествия персов (XVIII в.) здесь прятали драгоценные реликвии Грузии, в том числе крест святой Нины.
Проживание и экскурсия нам обошлись что-то в 1300 за всё. Что думается вполне-вполне приемлемо.
Собрались и… на заправку!
Бензинки немаэ…
Подъём на Крестовый перевал в сторону Тбилиси довольно плавный и незаметный. Так что мы туда поднялись с минимальными остановками. Дорога в основном асфальт, но местами попадается грунтовка с текущим ремонтом. Вполне проезжабельно для любых машин. Основная опасность — внезапные коровы.
Арка Дружбы Народов (скульптор З. К. Церетели) — мозаичное панно, сооруженное в честь дружбы народов России и Грузии. Она была возведена в 1983 году, к двухсотой годовщине Георгиевского трактата о присоединении Грузии к России.
Кстати парный ему монумент установлен на Тишинской площади в Москве. И представляет собой колонну, составленную из букв грузинского и русского алфавитов, увенчанную бронзовым золочёным венком из колосьев и виноградных лоз. Буквы переплетены между собой и слагаются в слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство», «Дружба».
"Витязь в тигровой шкуре"
Шота Руставели:
Другу верный друг поможет.
Не страшит его беда.
Сердце он отдаст за сердце,
А любовь – в пути звезда.
Там за облаками периодически проглядывали вершины.
Следующей остановкой была запланирована крепость в Ананури.
Wiki-вставка: Крепость Ананури расположена в Грузии на Военно-Грузинской дороге в 70 км от Тбилиси там, где вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви. Ананури служила главным опорным пунктом для грозных арагвских эриставов, правителей этого края.
Главное здание комплекса — церковь Успения Богородицы, построена в 1689 году. Фасады храма облицованы тесаным камнем с резными рельефами, изображающими святых, животных и цветы. Отделка интерьера содержит остатки красивых фресок и настенных росписей с изображением 13 святых отцов, которые считаются лучшим образцом позднесредневекового искусства в Грузии.
Второй храм — церковь Спасителя (гвтаэба) — небольшое крестово-купольное здание с пристройкой 1674 года. Древнейшей постройкой комплекса является башня с пирамидальной крышей, основание которой относят к XVI веку.
Внутри усыпальница с остатками росписей фресок.
Солнце уже конкретно припекало, так что нам ничего не оставалось, как покорить Жинвальское водохранилище.
И ехать дальше в Тбилиси…
К Тбилиси подъезжали уже в вечер, и поскольку по плану ещё хотелось посетить монастырь Джвари — направились прямо туда. Единственно с ходу было трудно успеть разобраться как туда попасть, поэтому малость поплутали заехав в город.
Wiki-вставка: Джвари (досл. «крест») — грузинский монастырь и храм VII века (промежуток между 605 и 642 гг.). Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.
М.Ю.Лермонтов. — Мцыри
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
Обратно уже въезжали затемно, "почти" не плутая. По-перву было довольно сложно забраться на самый верх обитаемой части Мтацминды, уклоны там далеко не обычные 12 % тем более с учётом моего перегретого движка.
Но… получилось...