27 апреля 2015 года,19:30. Наш морской трамвай отходит от остановки Zattere
Через двадцать минут мы будем у себя на терминале Fusina. Венецианская страница уже перевёрнута. Как сложится дальше, увидимся ли мы вновь… . Вдруг забил колокол. Венеция прощалась с нами. И мы с грустью смотрели на уходящие в прошлое берега. Не получилось рационально. Всё было отдано на волю Провидению…И вот что из этого вышло.
Я попыталась разложить город по маршрутам ещё дома. Обновила массу информации по нему и даже закачала на свой ноутбук. Предупредила мужа, что в Венеции нас будет трое: я & он … и мой любимый Пётр Вайль. Именно от него зародилась мысль войти в город с парадного входа, с воды.
Небольшой уютный городок Мира, как нельзя лучше подходил для этого маршрута. Расположившись вдоль канала реки Бренты, в 16 км от Венеции, он является великолепным отправным пунктом для дневных поездок. До терминала Fusina на машине около десяти минут, и дальше на катере ещё двадцать минут неспешного перехода вдоль морского шоссе Адриатики, со скоростью 14 км в час. Через двадцать минут причаливаешь к остановке Zattere, самому центральному (не считая Сан-Марко) и самому спокойному месту Венеции.
Мы взяли билеты на три дня. Это выгоднее. 28 евро. Однодневный стоит 13 евро. Вапоретто ходит каждый час. Последний рейс в апреле совершается в 20:30.
Уже привыкнув к вальяжной жизни на вилле в Мире, муж по достоинству оценил моё решение входить в город только с моря. Десять лет назад мы въезжали в Венецию на поезде. Сегодня, возвращаясь с Тревизо, мы промазали на кольце и ушли на Венецию. Всё это ни в какое сравнение не идёт с тем, что мы прочувствовали.
Я миллион раз повторю…. ВХОД В ВЕНЕЦИЮ ДОЛЖЕН БЫТЬ С МОРЯ!!! Если, конечно, вы натура чуточку сентиментальная.
Мы ступили на землю Венецианской республики 25 апреля в день святого Марка, покровителя города. Туристы были обмотаны венецианскими флагами как шарфами, площадь Сан-Марко пестрела от тех же рубиновых стягов с крылатым львом. Среди них одиноко реял наш российский триколор.
Была суббота. У станции Заттере раскинулся воскресный антикварный рынок. Бижутерия, стекло, бронза, зеркала, кружево, книги и многое другое было разложено на прилавках. С любопытством обойдя столы, не рискнув даже прицениться, мы углубились в узкие улочки города. На следующий день мы выйдем с этого рынка увешанные пакетами с венецианским стеклом. Отныне мы – счастливые обладатели роскошных винных бокалов из глубокого зеленого стекла с изумительной позолоченной росписью, а так же настольной лампы 60-х годов, и нескольких иных, милых сердцу вещиц.
Это так удивительно, но от толчеи мира, даже в Венеции, можно укрыться, сделав лишь шаг в сторону .
Побродив в тишине и почти одиночестве вдоль каналов, мы вернулись на проторенную дорогу.
Ну не то это место, где нужно искать тишины. Это ей, Венеции, противоестественно. Это город бойкой торговли. Это место вечного движения, драйва, нон-стопа. И мы топали, до боли в ногах…
Прошлись по Сан-Марко, огляделись и присели за столиком кафе на Большом канале.
Здесь не стоит спешить. С бокалом вина так приятно посидеть у воды и понаблюдать за разноликой людской волной, за скользящими по водной глади гондолами, за переполненными речными трамваями-вапоретто. А потом случайно набрести на концерт в одной из церквей. И замереть, потрясённой, и простоять там … не в силах даже опуститься на скамью.
Так чувственно бездарно, скажет кто-то, прошёл весь день.
Второй день был посвящён острову Мурано, а точнее обзору всей береговой линии Венеции с конечным пунктом на острове стеклоделов.
Очень долго добирались туда, ещё дольше и с приключениями обратно.
Муж всё время порывался найти хоть одно производство, на этом крошечном пятачке земли и никак не мог успокоиться от увиденных люстр. Такого количества муранских светильников нам никогда раньше видеть не доводилось. Напоследок мы набрели на шоу-рум с удивительными лампами, разговорились с его владельцем, обменялись впечатлениями о прошедшей в Милане выставке, и расстались если не друзьями, то добрыми знакомыми.
Обратный путь складывался нервозно. Всё шло не так. Остановки не те, время поджимает…
В конечном счёте выяснили, что сели не на тот маршрут. Всё бы ничего, да только последний катер уходил через сорок минут. Мы же были в районе авто-паркинга. Прикинув по карте, что это не так уж и далеко, мы отказались от идеи водного такси и пошли пешком. Чудовищная ошибка. Вот когда я поняла, что Венеция — гигантский лабиринт, в котором очень легко затеряться, сбиться с пути, потерять все ориентиры и стать заложником и пленником каменных стен и полумрака узких улиц. Иллюзия и обман, надежда, скрытая за поворотом, тупик и новый виток. Все дороги здесь ведут к Сан-Марко. Рано или поздно мы тоже выйдем. Но наш вапоретто вот вот отчалит… .
Добрая Фея сжалилась над нами и послала русскую девушку, которая вывела двух бедолаг к причалу по GPS-навигатору.
Второпях, мы даже не успели спросить её имя. Она растворилась в сумерках Венеции, как только мы вновь обрели дорогу.
Оставался ещё один день. Как построить его, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно праздное шатанье… . Я действительно не знала, каким маршрутом пойти. Вновь, как десять лет назад, прокатиться по Большому каналу, и возможно увидеть тот дворец, на ступеньках которого умер Рихард Вагнер, найти палаццо Джустиниани, в котором висит семиметровая в диаметре люстра ручной работы (1864 г.) составленная из 356 деталей, или посетить Скуолу Святого Роха и окунуться в живопись Тинторетто, а может отправиться в район Риальто и прочесть на фронтоне церкви Сан-Джакопо ди Риальто клятву торговцев: «Да будет у этого храма купеческий закон справедлив, вес – без обмана, а слово договора — верно”… . Вдруг на ум пришла фраза Чайковского: “Куда ни пойдёшь, пропадёшь в лабиринте вонючих коридоров, никуда не приводящих; и пока не сядешь где-нибудь в гондолу, и не велишь себя везти, не поймёшь, где находишься”. В гондоле мы уже катались, поэтому решено было засесть в баре… . К тому же ещё свежи были ощущения потерянности от лабиринта этого странного города.
На всякий случай, черканула на листке бумаги подсказанные Вайлем культовые, особенные ресторанчики. Этакий вариант must visit: Harry’s Bar, ресторан Fortuny и знаменитое кафе Florian.
Дождь следующего дня скорректировал и окончательно утвердил программу. Дворец Дожей и что-то из списка Вайля.
Harry’s Bar был первым. До сих пор удивляюсь, как мы на него вышли. Ведь и не искали специально, целенаправленно. Просто спрятались на углу площади Сан-Марко от дождя, подняли глаза и увидели надпись в окне. На входе никаких вывесок. Место для посвящённых…
Harry’s Bar – это культовое место на углу Калле Валларессо. Здесь богатые туристы сорят деньгами. Здесь бывали Чаплин, Ротшильд, Онассис…
Здесь можно попробовать знаменитый коктейль Беллини, смесь персикового сока с мякотью и prosecco, придуманный основателем бара Джузеппе Чиприани в 1931 году.
С опаской зашли в бар. Он оказался совсем небольшим. С первых же мгновений было ясно, что здесь особая публика и камерная, не позволяющая вскинуть камеру и заснять, атмосфера.
— Вы обедать, или… drink?
— Drink, выпалила я, и тут же призналась, что хочу попробовать их знаменитый коктейль.
Таких как мы, было три пары. Зрителями сидели мы в уголке бара и наблюдали за входящей публикой. Вот солидная компания джентельменов уверенно прошла на второй этаж, вот дерзкая парочка заскочила на вход, быстро сделала селфи, и также молниеносно исчезла, вот двое прямо с порога попросили меню, посмотрели, извинились и вышли…
В моей сумочке было двести евро налички и кредитка. И я понятия не имела во сколько нам обойдётся Беллини… . 36 евро. Не так уж и дорого за возможность прикоснуться к истории.
Чтобы действительно осознать величие Венецианской Республики, надо непременно посетить Дворец Дожей.
Блеск и жуткое подземелье. Пройдя Мост вздохов, оценив тяжесть засовов и толщину решёток, я поняла…. . Казанова не мог сбежать сам из этого гиблого места. Очевидно Венеция потеряла лицо с его заточением, и я соглашусь с теми, кто считает, что ему помогли бежать.
После холода тюремных стен захотелось согреться. И мы направились в знаменитое кафе Флориан. Дождь не кончался. Почти все столики были заняты. И всё же нам повезло. Мы нашли удобное место как раз напротив музыкантов. Горячий шоколад Казанова, приятная музыка, роскошный интерьер и нескончаемый поток уже не робких посетителей. Здесь нет той камерности как в Harry’s Bar, здесь без устали щёлкают фотокамеры, здесь шумно и непринуждённо, здесь растаял дух величия и осталась только тень…
Так показалось мне. В любом случае, я бы вновь вернулась в Harry’s Bar… Теперь уже на ланч. У них есть восхитительное ризотто с устрицами. Есть зачем вернуться…
Если подвести итог трёх дней, то с грустью констатирую, что я ничего не увидела, ничего не узнала, ничего не открыла… . Я только дышала этим затхлым воздухом, сливалась с толпой, погружалась в коридоры улиц, и тонула в отражениях каналов. Венеция безгранична. Её невозможно охватить ни за день, ни за год… . И этих трёх дней мне хватило, чтобы понять…, на этот раз всё. Иначе как у П.И. Чайковского сказавшего, что если бы ему пришлось прожить здесь неделю, то на пятый день, он бы удавился от отчаяния.