В Германии есть два известных курорта с давними традициями, интересной историей и особой атмосферой — Баден-Баден и Висбаден. Для меня знакомство с одним из них началось с прочтения произведений классиков 19 века ещё в юности, но в них, в то время, больше привлекали отношения героев, нежели описания местности, в которой они развивались. Потом об этом курорте я и вовсе забыла.
А вот в дальнейшем, всё чаще, о городе можно было прочитать или увидеть в средствах массовой информации, и связано это стало с отдыхом наших известных и неизвестных, но состоятельных людей, на курорте Баден-Баден. Мне тогда и в голову не приходило, что я могу там оказаться, но уже значительно позже.
И как оказалась история этого места, и его природа не менее интересны, чем упоминание о них в литературных произведениях.
Баден-Баден – небольшой старинный немецкий городок в начале XIX века волею судеб, связавших его с судьбой Империи Российской, становится известен во всём мире. Его, в то время, можно было назвать "Летней столицей Государства Российского".
История самого города уходит в глубину веков. Уже в первом тысячелетии до н.э. здесь проживали кельты. Остатки их поселений обнаружены археологами в долине реки Оос. Может быть и дожили ли бы они и до наших дней, но в первом веке н.э. стали их вытеснять вездесущие римляне и появились здесь римские поселения, крепости и лагери легионеров.
А Баден-баденские горячие источники предопределили название этого города. "Civitas Aurelia Aqwensis" — "Вода Аврелия", в честь Марка Аврелия Антония Каракаллы — римского цезаря. Именно по его указу строятся первые бани и бассейны, а также купальни для воинов. Было замечено, что раны их заживают быстрее после наложения повязок смоченных в источниках, а солдаты, употреблявшие воду из питьевых источников, всегда полны сил и энергии.
По приказу Каракалы стали воздвигаться всё новые и новые купальные сооружения. Бассейны были мелкими, в них можно было только лежать и смачивать больные участки тела. После чего использованная вода стекала по бронзовым трубам в раковины и затем — в клоаку. Умели римляне всё учитывать при строительстве.
Под Рыночной площадью города были обнаружены остатки самой большой и самой знаменитой римской бани в мире, её за роскошь называли "Царской". Сейчас под стенами старейшей церкви (Штифтскирхи) можно увидеть участок, выложенный чёрным камнем. Это и есть место расположения Царских бань. Размеры и формы этих объектов обозначены тёмным булыжником в брусчатке Рыночной площади.
Но после того как римское владычество закончилось, город был разрушен и о целебных свойствах воды было забыто. Немцы считали горячие источники исчадием ада и обходили их за версту, но однако потом всё же нашли им применение: мясники мыли в них туши, а прачки стирали бельё.
И всё же чудесное действие баденских вод особенно проявило себя в средневековье во время нашествия чумы. Согласно легенде маркграфине Катарине явилась Дева Мария, сказавшая, что для спасения города необходимо открыть все источники и пустить воду по улицам. Та поступила по слову Богоматери, и эпидемия была побеждена.
Но о целебной воде снова забыли и только в эпоху Ренессанса была заново открыта могучая лечебная сила баденских вод. Источники стали использоваться по прямому назначению, спрос на них возрастал, римские купальни возрождались, так появился и термальный комплекс "Каракала". После чего Баден-Баден стал роскошным и престижным курортом. Здесь восстанавливали силы и здоровье представители европейских сливок общества. Это было дорогое удовольствие, поэтому воспользоваться целебной силой геотермальных вод могли себе позволить лишь состоятельные люди.
Фото из интернета
После того, как был заключен брак в 1793 году между принцессой Баденской Луизой, которая в последующем стала русской императрицей Елизаветой и наследника престола Александра Павловича, Баден-Баден начала посещать русская аристократия, особенно после победы последнего, когда он уже стал полноправным правителем, над Наполеоном. Частыми гостями стали и русские генералы участвовавшие в сражениях и видевшие все прелести этого местечка.
Императрица Елизавета Алексеевна говорила: "единственный недостаток Баден-Бадена, что это чудесное пятнышко Земли находится не в России".
Этот памятник установлен в её родном городе, скульптор россиянин С. Щербаков, кстати в книге, которую она держит в руках, стихи Пушкина, посвящённые ей.
Вот с этой поры и началась русская эпоха курорта. М. Твен отмечал, что в Баден-Бадене лучше всех относятся к людям из России. Думается, этому немало способствовали и выдающиеся российские писатели – Тургенев, Гоголь, Вяземский, Достоевский, Гончаров, Жуковский, Л.Толстой. А местная газета писала о русских: "Ни одна нация не может сравниться с ними касательно вежливости, хорошего вкуса, элегантности и либеральных взглядов…" Сейчас такого не напишут, но ведь и гости города уже другие...
В 1836 году сюда впервые приехал Гоголь. Бывал он здесь и позже, читал своим друзьям главы из "Мертвых душ", а в местной газете им была опубликована повесть "Тарас Бульба". Из письма его к матери: "Я живу на знаменитых водах баден-баденских, куда заехал только на три дня и откуда уже три недели не могу вырваться. Встретил довольно знакомых. Больных серьезно здесь никого нет. Все приезжают только веселиться. Местоположение города чудесно… Мест для гуляния в окружности страшное множество…
Но в большей степени Баден-Баден связывают с именем Тургенева, которой приехал сюда вслед за своей любовью Полиной Виардо. Он провёл здесь семь лет. Странная это была любовь и странные отношения связывали его с этой семьёй, а он считал себя членом семьи певицы, был в хороших отношениях с её мужем. Что его в ней привлекало? Очень некрасивая, как считали окружающие, но её голос его очаровывал. Эта любовь доставляла писателю не только радость, восторг, но и страдания, муки ревности. Она же была и источником творческого вдохновения.
Дом в котором он жил не сохранился, сейчас на этом месте "Бреннерс Парк-Отель", на одном из её корпусов есть табличка "Резиденция Тургенева". Но сохранилась вилла Виардо, которую начинал строить еще Иван Сергеевич, а затем продал Луи Виардо. Сейчас это частное владение и попасть туда невозможно, если только посмотреть издали. Хотя имеется табличка "Вилла Тургенева".
Здесь писателем был написан его нашумевший роман "Дым", в котором он описывал город, его атмосферу и жителей порой лирично, а чаще с иронией и сарказмом. Именно это произведение послужило давно назревавшему конфликту с другим великим писателем Ф. Достоевским, который также проживал здесь. " Федор Михайлович видел в Тургеневе жеманного либерала, совершенно не понимающего Россию, а Ивана Сергеевича возмущало, что "у Достоевского через каждые две страницы… герои в бреду, в исступлении, в лихорадке. Ведь этого не бывает".
В то время в Европу приезжали не только для отдыха, но и убегая от "семейных распрей" и "огромной горы долгов". Так было и у Достоевского. Он приехал в город вместе с 20 летней женой Анной Сниткиной. К сожалению, здесь он ничего не писал, кроме многочисленных писем с просьбой прислать денег. Им владела пагубная страсть к игре. Он проигрывал все деньги и однажды даже заложил обручальное кольцо жены.
Эту страсть он описывает в своём романе "Игрок", действие которого происходит в городе, написанном с Баден-Бадена. Достоевский сознавался в том, что сам разделяет чувства героя.
В городе, на улице где он проживал (Гернсбахерштрассе) , установлен бронзовый бюст писателя, как бы на развороте обложки книги, где помимо фамилии по-русски и немецки есть надпись- "Игрок". Кстати сейчас в этом доме находится "Бюро эксклюзивной недвижимости" и в витринах вывески "Мы говорим по русски", предлагают прикупить виллу...
Но есть ещё один памятник Достоевскому, установленный недалеко от терм "Каракалла", который впечатлил меня больше, именно он передаёт состояние человека, мы видим отчаяние, напряженное лицо, руки с судорожно сжатыми кулаками, скрюченные пальцы.
Кстати, казино находится совсем недалеко от дома Достоевского, на Kaiser-Franz-Ring,1. Оно самое старое и, наверное самое знаменитое в Германии. Было открыто в 1855 году в обстановке немыслимой по тем временам роскоши — люстры завозили из Парижа, фрески писали лучшие мастера, а фарфор шел курьерами из Пекина и Мейсена.
Бывал в нём и Л.Н. Толстой. За время своего короткого пребывания в Баден-Бадене он проиграл всю наличность, занял денег у своих русских друзей и…снова проиграл. После чего гневно заметил: "Окружен негодяями! А самый большой негодяй – это я!" На том и покинул славный курорт.
Так описывал Тургенев в романе "Дым" обстановку царящую там "В игорных залах, вокруг зеленых столов, теснились те же всем знакомые фигуры, с тем же тупым и жадным, не то изумленным, не то озлобленным, в сущности хищным выражением, которое придает каждым, даже самым аристократическим чертам картежная лихорадка"
Фото из интернета
Побывать в нём можно и с экскурсией, которая проводится в первой половине дня. Посетителям рассказывают историю заведения и проводят по самым шикарным залам. А вот после 15:00 начинается настоящая азартная жизнь, которая длится до утра. От посетителей требуют соблюдение дресс-кода. Если ваш наряд ему не соответствует, есть прокат одежды, где вам подберут подобающий.
К казино вплотную прилегает здание культурно-развлекательного центра Курхауса. Построен он был в 1821 году архитектором Фридрихом Вайнбреннером в стиле классицизма.Здание состоит из трёх частей. Средняя его часть, опирающаяся на восемь коринфских колонн, служила местом встреч отдыхающих, раньше здесь выступали Паганини и Франц Лист, Иоганес Брамс и Иоганн Штраус. Несколько раз в неделю проходили балы.Теперь этот зал используется для общественных мероприятий и, прежде всего, для концертов.
Левое крыло здания было построено в 1912-1917 годах. Здесь находится холл для приветствий, прекрасный лестничный марш, ведущий на верхний этаж, ресторан и общественные помещения.
Правое крыло было пристроено для казино в 1853-1854 годах. Залы игорного дома выполнены в стиле французских королевских дворцов XVII-XVIII веков.
Со зданием прекрасно гармонируют чугунные газовые фонари, которые с наступлением сумерек зажигаются вручную.
Совсем рядом с Курхаусом, за углом, расположен павильон минеральных вод Тринкхалле. Очень красивое здание, построенное в стиле классицизма, напоминающее римский храм. Оно представляет собой колоннаду из 16 колонн протяженностью около 90 метров с нанесенными на нее фресками. Каждая из которых повествует об одной из легенд Баден-Бадена.
В центре павильона бьют два источника с целебной термальной водой. В этом же здании находится бюро туристической информации.
Но на момент посещения мной, здесь шла реконструкция, всюду были строительные леса, поэтому внутрь я даже не заходила.
При входе в павильон установлен бюст кайзеру Вильгельму I, в честь которого названа аллея у Курортного Дома.
А в Курортном саду часто проводятся концерты.
Недалеко от дома Достоевского, если подняться по лестнице вверх, окажемся у термального комплекса Фридрихсбад., который больше похож на дворец в стиле Ренессанс. Он был построен великим герцогом Фридрихом в конце XIX века. Это красивое здание, украшенное мозаиками, скульптурами императоров и королей; во внутренних помещениях — фрески; стены и бассейн отделаны каррарским мрамором, бани с сухим и влажным воздухом, бассейны с горячей и холодной минеральной водой, кабинеты массажа.
Это настоящий храм для ценителей целебных вод. Сюда она поступает из двенадцати термальных источников берущих своё начало в горе Альтштадт, у которой и расположен Фридрихсбад, по адресу площадь Римлян,1. Температура воды приблизительно 60-65*.
Посещение терм включает в себя цикл из 17 этапов. Первая половина проходит с повышением температуры воды, а вторая часть с постепенным понижением градусов воды и воздуха. Такой цикл способствует снятию усталости и повышает иммунитет. Посещение терм совместное, кроме понедельника (женский день) и четверга (мужской день). Это для видимо для стеснительных, так как находиться в термах нужно абсолютно нагими.
А вот Каракалла — это современный термальный комплекс, с закрытыми и открытыми бассейнами, бассейнами с течением, саунами, лечебными ваннами, джакузи, солярием и ингаляторами.
За неимением времени, к сожалению, не посетила ни один из этих комплексов.
В Баден-Баден кроме этих есть и другие достопримечательности, памятники и музеи. Так по адресу Sophienstraße, 30 находится музей Фаберже. Он находится рядом с термами и посвящен делу всей жизни Карла Фаберже. В экспозиции музея представлены работы ювелира от его знаменитых пасхальных яиц "императорской серии" для царской семьи до украшений и предметов прикладного назначения.
Центральной площадью города является Леопольдплатц (Leopoldsplatz), которую местные жители называют просто "Лео". Названа она в честь немецкого правителя – герцога Леопольда, который правил городам в XVIII веке целых 22 года. В центре площади современный фонтан.
Знакомство с городм лучше начинать с неё, так как именно отсюда дороги ведут к основным достопримечательностям.
Если пройти немного вдоль реки, то окажетесь на красивой площади Аугустаплатц (Augustaplatz). Она названа в честь жены немецкого канцлера Вильгельма I Августы. В центре неё находится огромный фонтан, который спасет от летнего зноя.
Одним из главных культурных центров Баден-Бадена является построенный в 60-х годах XIX века в стиле необарокко городской театр. Расположен он на Goetheplatz (площадь Гете). Спроектировал его известный архитектор Шарль Куто, а за образец была взята Парижская национальная опера. Но и здесь не повезло. Готовилось какое-то мероприятие, и здание было огорожено!
Интересны и церкви города. Об одной, Штифтскирхе, уже упоминалось в начале. Это самая древняя постройка Баден-Бадена и первая приходская церковь города. Храм построили и открыли в первой половине XIII века. Она интересна тем, что на месте главного алтаря находится монументальный каменный крест, созданный ещё в 1467 году. Высота его составляет 6,47 метров, он полностью изготовлен из известняка. Также здесь находится один из старейших органов.
Можно так же посетить Евангелическую церковь Штадткирхе, построенную в неоготическом стиле из светлого песчаника, которая расположилась на площади Августы. Она имеет роскошный открытый вестибюль, а саму обитель украшают образы четырех реформаторов: Лютера, Меланхтона, Кальвини и Цвигли.
Развалины, которые видны вдалеке, являются Altes Schloss – Старым замком или Хоэнбаден (Schloss Hohenbaden) – он был построен на скалах Баттерт на высоте 410 метров над уровнем моря по приказу маркграфа Германа II.После страшного пожара XVI столетия от бывшего мощного замка остались мрачные развалины. Замок уже в те времена имел канализационную систему.
Фото из интернета
Интересной достопримечательностью Хоэнбадена считается Эолова арфа (Äolsharfe), вмонтированная в окно Рыцарского зала. Большой инструмент, состоящий из рамы-резонатора с натянутыми струнами, издаёт необычные звуки под действием ветра. Установлен он был в 1999 году при участии известного музыканта. К сожалению не знала я этого до поездки, хотелось бы посмотреть на неё, а вернее послушать музыку ветра.
С площадки, у замка, открывается замечательный вид на город.
А сам город прекрасен. Он очаровывает изяществом и умиротворением. Прогуливаясь по его улицам можно увидеть много красивых зданий, построенных в разнообразных архитектурных стилях.
Памятник Бисмарку
При этом все они, как и памятники, находятся в идеальном состоянии. Местные жители строго следят за обликом Баден-Бадена.
А витрины магазинов, от них трудно оторваться столько интересного и красивого в них можно увидеть. Цены, правда, впечатляют, но фарфор, а именно на него я обращала внимание, того стоит!
А сколько зелени, город утопает в ней!
В общем от Бадена-Бадена у меня осталось впечатление уютного, но одновременно элегантного и красивого города. Города аристократа.
Название взято из статьи "Сквозь "Дым". Русский взгляд на Баден-Баден Т.Тархова.