1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Борисоглебский переулок, 6 стр.1. Рядом с улицами Новый Арбат и Поварская.
- (495) 695-35-43, 697-53-69
- www.dommuseum.ru
В гостях у Марины Цветаевой
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
фото из интернета
Сам дом был построен еще в 1862 году, как доходный на четыре квартиры. Внутренняя планировка помещений представляла собой небольшие комнаты, некоторые с круглыми окошками в стенах и потолочным окном в гостиной, узенькие коридоры, множество лесенок.
Подобную квартиру №3 с 1914 по 1922 годы арендовала Марина Цветаева с семьёй. Три первых года стали самыми счастливыми для семьи поэтессы — любящий муж, обожаемая дочь и близкие друзья, признание её творчества. Но после революции 1917 года всё меняется. Муж С. Эфрон уезжает в добровольческую армию и о его судьбе она не будет знать долгих четыре года, дом превращается в коммуналку, в семью приходят нищета, голод и холод. Чтобы хоть как-то согреться она сжигала мебель. "Все в доме, кроме души, замерзло, и ничего в доме, кроме книг, не уцелело", – пишет она. Жизнь её становится настолько невыносимой, что в отчаянии она отдаёт дочерей в приют, где младшая Ирина умирает, после чего она, узнав что муж жив, забирает старшую дочь Ариадну и уезжает к нему за границу.
Такова история жизни Марины в этом доме, а он остаётся коммуналкой, сколько их таких было в Москве — не сосчитать!
В 1979 году выносится решение о сносе здания, но ценители творчества Марины организовали компанию, туда входило очень много людей и известных, и неизвестных, и Симонов, и Евтушенко, Антокольский, Анастасия Цветаева и особенно одна из жительниц этого ветхого дома, отказавшаяся съезжать в течении нескольких лет, когда все другие уже были расселены, отключали отопление и воду. Так и отстояли его, и в 1992 году, к столетию Цветаевой, здесь был открыт музей.
Не без трепета вхожу в него. Обаяние этого дома, прельстившее в свое время Цветаеву, до сих пор поражает всякого входящего сюда.
Гостиная — она первая встречает посетителей.
В потолке – большое квадратное окно, которое освещает небольшой зал с камином, круглый стол в центре, фото и гравюры на стенах. Всё хранит очарование прошлых лет.
У Марины здесь стояла мебель красного дерева в стиле ампир, у противоположных стен располагались два дивана, был большой буфет с посудой, на стенах висели картины.
Так она сама говорила о своём жилище: "Дверь открывается — вы в комнате с потолочным окном — сразу волшебно! Справа — камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это — мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я!"
Сегодня в интерьере гостиной среди мебели 19 начала 20 века есть и личные вещи Цветаевой или так или иначе связанные с её семьёй.
В горке посуда из семьи Дурново — Эфрон, здесь же тарелка из немецкой гостиницы, где Марина останавливалась во время свадебного путешествия.
А диван, обитый красной тканью, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поэта Бориса Пастернака, и назывался в её семье "пастернаковским диванчиком". Марина тоже знала Пастернака. С ним её связывала дружба или даже любовь в письмах (сейчас бы сказали "виртуальная"), их было около ста и всего несколько коротких встреч. "Наши жизни похожи, я тоже люблю тех, с кем живу, но это доля. Ты же воля моя, та, пушкинская, взамен счастья". Так писала она ему.
На стене, возле камина, фотографии родителей Цветаевой.
Мать Марины — Мария Александровна Цветаева-Мейн была одарённым человеком, виртуозной пианисткой. Дочь так говорила о ней: "у которой музыка с рук стекала". Судьба её тоже была нелёгкой и необычной. Влюбившись в семнадцать лет в женатого человека, которого потом будет любить всю жизнь, по настоянию отца вышла замуж за вдовца вдвое старше её, с двумя детьми, который был влюблен в покойную жену, и не умел скрыть тоски по ней.. "Мы венчались у гроба", – говорила Мария потом. А это её слова о неизбежном замужестве: "Придет время, поневоле бросишь идеалы и возьмешься за метлу.."
Отец Марины Ивановны, известный филолог, искусствовед и ученый Цветаев Иван Владимирович, посвятил себя работе и мечте — созданию Музея искусств, которую в конечном итоге и осуществил. Но, преданный делу и работе, он был человеком с мягкой русской душой, носителем народных традиций и культуры, и оказал влияние на Марину не меньшее, чем мать, полностью посвятившая себя воспитанию детей и семье.
Над диваном фото Марины и членов семьи. Самые большие связаны с любимыми местами, одно из них дом М. Волошина в Коктебеле, где она познакомилась со своим мужем.
Из гостиной двери ведут в проходную комнату, ранее называемую "музыкальной шкатулкой". Здесь стоял рояль, унаследованный от матери, который обменяли в трудные времена на пуд ржаной муки. Сейчас стоит подобный ему. Над ним портрет Бетховена, такой же висел в родительском доме Марины. Есть детская фотография Марины за этим роялем.
И вот комната Марины Цветаевой, которая является сердцем этой квартиры.
Её она выбирала для себя сама. Многоугольная, с небольшим окном, которое выходит в тихие московские переулки. Описание комнаты можно встретить в дневниках дочери Ариадны Эфрон, в мемуарах сестры поэтессы и многочисленных гостей дома, по ним она и воссоздана.
Так писала Ариадна: "Это была единственная из моей памяти настоящая мамина комната — не навязанный судьбой угол, не кратковременное убежище..."
Здесь звучала музыка из вишнёвой трубы граммофона, подаренного Марине отцом на 16-летие.
У окна стол, на котором лежат копии страниц рукописных книг Марины, рядом с ним "вальтеровское кресло", за ним угловой книжный шкафчик. На полках стоят любимые книги Цветаевой из семейной библиотеки. На самом шкафу икона Богоматери, переданная музею её сестрой Анастасией.
На стенах, как и в те дни, висят фотографии дорогих для Цветаевой людей: актрисы Сары Бернар, Наполеона Бонапарта и герцога Рейхштадтского, репродукция художника Михаила Врубеля.
Диван, застеленный пледом, над ним портрет Сергея Эфрона, написанный в Коктебеле Магдой Нахман. Подлинник был утерян, а это его копия. На полу волчья шкура.
Семилетняя дочь Цветаевой Ариадна так воспела материнскую комнату:
"Ваша комната
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.
Тонкий перст его опущен
На старинный переплет. .."
Детская
Самая большая и светлая комната в доме принадлежала дочерям Цветаевой – Але и Ирине.
Ее обстановка была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке – например, большой серый ковер с вязью осенних листьев и высокий книжный шкаф, в котором, кроме книг, хранились и игрушки.
Мебель детской, как и других комнат, почти вся, была уничтожена руками самой Марины, когда она топила ей небольшую буржуйку в трудные послереволюционные годы.
Сейчас, как и прежде, видим стоящую вдоль стены детскую кроватку с ковриком на рождественскую тему, его написала Ариадна Эфрон в годы ссылки.
У другой стены сундук и книжный шкаф, принадлежавший Анастасии Цветаевой. В нём было множество книг от любимых ею авторов до научных трудов её дяди.
Рядом с ним макет дома Цветаевых в Тарусе, снесенного в 1960-х годах, который напоминает о счастливых днях детства Марины и Анастасии, проведенных на берегу Оки.
В центре комнаты детский столик, на нём факсимильное воспроизведение красочной "Азбуки" Александра Бенуа 1904 года издания. На стульчиках сидят старинные игрушечные медведи.
Старшей дочери Але запомнились высокие рождественские елки, которые ставили в ее комнате. Вот и в мой приход стояла такая же.
А туалетный столик между окон и зеркало над ним, были в доме при М.И. Цветаевой. Осознаёшь, что в него смотрелась Марина. Зеркалу много лет, оно потускнело и глядя в него вспомнились строки
" Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище..."
Какие строки...Пророческие...
Приковывает внимание к себе фотография Ариадны и маленькой Ирины, которая стоит на подставке возле окна. Это последнее изображение Иры, умершей в 1920 году от голода. Какие прекрасные, спокойные и в тоже время одухотворённые лица у детей и какая судьба им досталась!
Из детской комнаты по лестнице поднимаемся на верхний этаж. Здесь находится
"Чердачная" – комната Сергея Эфрона,
воспетая в стихах Цветаевой как "чердачный дворец мой, дворцовый чердак".
Окна в комнате располагаются на разных уровнях. О верхнем, над которым потолок образует подобие ниши, Марина написала:
" Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом."
Здесь ей очень нравилось, потому что именно эту комнату когда-то выбрал себе Сергей, любимый муж. Именно отсюда он ушёл на войну, которая принесла им столько горя.
А ещё ей очень нравилось это окно, через которое, она могла видеть всех входящих в этот дом.
Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели. Над старинным диваном чучело громадного ястреба.
Среди них есть принадлежавшие семье Эфрон ламберный столик и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Чемоданов, кстати, здесь много. Они символизируют кочевую жизнь, которая началась после того, как Цветаева покинула Россию.
На стенах висят фотографии полководцев Кутузова, Суворова и адмиралов Корнилова и Нахимова, героев Севастопольской обороны.
А также фото Сергея Эфрона, его родных и Марины.
О тяжёлых временах военного коммунизма напоминают самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено), утюг и кофемолка.
Несколько комнат стали выставочными залами, где можно познакомиться с памятными экспонатами, фотографиями и подлинными письмами семьи поэтессы.
Отдельный зал посвящён Сергею Эфрону, в котором представлены вещи связанные с его пребыванием в рядах белогвардейцев и той эпохи.
Кроме этого в музее есть библиотека в который представлены книги на разных языках, связанные с именем Цветаевой. В концертном зале часто бывают музыкальные вечера, встречи с писателями, тематические конференции.
В выставочном зале постоянно проводятся художественные и профильные выставки, на одной из них я побывала, при посещении музея. Заинтересовало.
В общем жизнь в доме-музее не замерла, она кипит и незримо в ней присутствует Цветаева.
Особенно хочется отметить доброжелательных сотрудников музея, начиная с гардероба.
Я очень довольна посещением музея где всё просто пропитано такой огромной любовью к Марине Цветаевой. У неё была сложная жизнь, трудная судьба. И музей помогает понять её чувства, её помыслы.
"...все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце —
хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги,
и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги."
А это одно из моих любимых.
"Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!"
- Адрес:
Борисоглебский переулок, 6 стр.1. Рядом с улицами Новый Арбат и Поварская.
- Дополнительная информация:
Проезд: ст. м. "Арбатская", "Смоленская" тр. № 2, 44, авт. № 6 до ост."К/т Октябрь"
Режим работы: вт-ср, пт-вс 12.00–18.00, чт 12.00–21.00, кроме последней пт месяца, касса закрывается на полчаса раньше. - Телефон:
(495) 695-35-43, 697-53-69
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 12 апр 2015, 20:04удалитьЗамечательная экскурсия! С удовольствием прошлась по комнатам, Спасибо!
- 12 апр 2015, 20:32удалить
Norisfoxнаписала 12 апреля в 21:04
Замечательная экскурсия! С удовольствием прошлась по комнатам, Спасибо!
Лена, рада, что понравилось! - 12 апр 2015, 20:46удалитьВсем, кто жил в начале ХХ века, достались слишком тяжелые судьбы
- 12 апр 2015, 20:52удалить
ksushashaнаписала 12 апреля в 21:46
Всем, кто жил в начале ХХ века, достались слишком тяжелые судьбы
В большей или меньшей степени и относились к тяготам все по-разному. - 13 апр 2015, 00:40удалить
Nina__Pastuhova 13 апреля в 04:52
В большей или меньшей степени и относились к тяготам все по-разному.
Теплая, душевная заметка! Спасибо! Я Цветаеву тоже люблю. Как замечательно, что есть энтузиасты, воссождавшие эту светлую память о ней. - 13 апр 2015, 15:19удалить
Maynurнаписала 13 апреля в 01:40
Теплая, душевная заметка! Спасибо! Я Цветаеву тоже люблю. Как замечательно, что есть энтузиасты, воссождавшие эту светлую память о ней.
Спасибо, Майнур! Действительно, только благодаря энтузиастам был сохранён дом. - 14 апр 2015, 09:11удалитьЛегко, интересно и познавательно!
- 15 апр 2015, 10:30удалитьНина! Обязательно побываю в этом музее — стихи Марины Цветаевой люблю. Какая прекрасная жизнь была у нее в детстве и в молодости, и какая тяжелая и страшная в дальнейшем. Хочется узнать о Цветаевой еще больше, может быть, Нина, порекомендуете книгу о ее жизни.
- 15 апр 2015, 10:37удалитьБольшое спасибо Нина! С большим удовольствием и прочитал и посмотрел на музей.
- 15 апр 2015, 11:42удалитьТатьяна, музей очень понравился. У меня некоторые поступки Цветаевой были не всегда понятны. Это вызывало недоумение, такие стихи и ...Я читала: Анастасия Цветаева, "Воспоминания", Ариадна Эфрон, "О Марине Цветаевой", Марина Цветаева, "Неизданное. Записные книжки", из ЖЗЛ "Марина Цветаева" Виктории Швейцер и Л.Анискович "Две стороны одной Луны" и статьи всевозможные. Читала ещё о её дочери Ариадне.
У неё каждый член семьи интересен и достоин внимания.
А нашла ещё livelib.ru/selection/1902, но я их все не читала. - 15 апр 2015, 11:46удалить
Donnicoнаписал 15 апреля в 11:37
Большое спасибо Нина! С большим удовольствием и прочитал и посмотрел на музей.
Спасибо, Николай! Музей достойный, интересно в нём и очень хорошие люди там работают! - 15 апр 2015, 14:07удалить[q cid="387633"]Татьяна, музей очень понравился. У меня некоторые поступки Цветаевой были не всегда понятны. Это вызывало недоумение, такие стихи и ...Я читала: Анастасия Цветаева, "Воспоминания", Ариадна Эфрон, "О Марине Цветаевой", Марина Цветаева, "Неизданное. Записные книжки", из ЖЗЛ "Марина Цветаева" Виктории Швейцер и Л.Анискович "Две стороны одной Луны" и статьи всевозможные. Читала ещё о её дочери Ариадне.
У неё каждый член семьи интересен и достоин внимания.
А нашла ещё livelib.ru/selection/1902, но я их все не читала.
Нина! Спасибо за информацию. - 15 апр 2015, 14:59удалитьСпасибо, Нина.
Я Ваш рассказ читала и ловила себя на мысли, что язык, которым написан рассказ, очень схож по тону с тем временем, начала 20-го века!
Цветаева-редкий дар, но её "раздрызг" предопределил её судьбу! - 15 апр 2015, 15:44удалить
Leolikнаписала 15 апреля в 15:59
Спасибо, Нина.
Я Ваш рассказ читала и ловила себя на мысли, что язык, которым написан рассказ, очень схож по тону с тем временем, начала 20-го века!
Цветаева-редкий дар, но её "раздрызг" предопределил её судьбу!
Лена, вот этот "раздрыг" я и не понимала, но она говорила, что без этого не было бы её творчества... - 15 апр 2015, 17:42удалитьСпасибо за встречу с одной из любимейших поэтесс!
- 15 апр 2015, 17:55удалить
ArkadiyGabнаписал 15 апреля в 18:42
Спасибо за встречу с одной из любимейших поэтесс!
Вам спасибо, Аркадий! Почему-то не удивилась, что это и ваша любимая поэтесса! )) - 20 апр 2015, 10:16удалитьЧудесный репортаж, спасибо большое!!!
- 20 апр 2015, 11:01удалить
mamarazi 20 апреля в 11:16
Чудесный репортаж, спасибо большое!!!
Вам спасибо за отзыв! - 21 апр 2015, 18:57удалитьОтрицательные отзывы пишу очень редко, но тут — не выдержала. Нет, заметка — замечательная, добрая, светлая, как всегда у Вас, Нина. Я о том, как можно было из дома, где прошли не просто тяжёлые, а страшные, смертные, чёрные годы, как их называла сама Марина, сделать такую конфетку. Годы в холоде, голоде, темноте! Почти 5 лет! Помните, "сижу без света, и без хлеба, и без воды.... сижу — с утра ни корки черствой" .... Тогда ведь у неё каждый вздох был — стон! А соседи... Как же надо не понимать Цветаеву! Или не знать?! Хотя бы одну комнату из трёх её тогдашних можно было сделать похожей на ту, из которой она с Алей уезжала в 22-м?
- 21 апр 2015, 21:37удалить
Larysa27написала 21 апреля в 19:57
Отрицательные отзывы пишу очень редко, но тут — не выдержала. Нет, заметка — замечательная, добрая, светлая, как всегда у Вас, Нина. Я о том, как можно было из дома, где прошли не просто тяжёлые, а страшные, смертные, чёрные годы, как их называла сама Марина, сделать такую конфетку. Годы в холоде, голоде, темноте! Почти 5 лет! Помните, "сижу без света, и без хлеба, и без воды.... сижу — с утра ни корки черствой" .... Тогда ведь у неё каждый вздох был — стон! А соседи... Как же надо не понимать Цветаеву! Или не знать?! Хотя бы одну комнату из трёх её тогдашних можно было сделать похожей на ту, из которой она с Алей уезжала в 22-м?
Лариса, возможно Вы и правы, у Цветаевой здесь были, как она и сама писала, первые, самые счастливые годы жизни, но и самые страшные тоже были в этом доме. В обустройстве музея участвовала и Анастасия, возможно и она не захотела или не дали напомнить о тех днях? Но лучше иметь этот музей, чем не иметь ничего.