...
6
Петроградская сторона:
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Санкт-Петербург

    Санкт-Петербург

    LAT
  • 59.93868N, 30.32536E
  • Я здесь был
    Было: 1805
    Хочу посетить
    26163

    1410 материалов по 1 002 объектам,  43 911 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ZweZet 1218
    Hanya 1094
    Vazlav 976
    Были в Санкт-Петербурге?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    Dival
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 янв 2015

    Петроградская сторона: "Дом с мозаикой"

     

    Петроградская Сторона долгое время пребывала в статусе провинциальной окраины Петербурга. Столичная жизнь как-бы прерывалась здесь, чтобы возродиться на островах, славящихся своими дачами, особняками, дворцами. К ним проезжали не выглядывая из карет – столь неухоженными были эти места. Все изменилось с открытием в 1903 году Троицкого моста через Неву:

    2

    Автор: Dival

    (фото из интернета)

    Бурному росту окраины отвечали здания модного тогда стиля модерн. Но все это вперемежку с участками, которые не успевали за времени. Архитектурный салат места и судьбы некоторых династий отразились в названиях и облике улиц, из которых я выбрал одну. Это улица имени никогда не проживавшего здесь человека – Зеленина.

    13 марта 2015 г. , безоблачно, + 10 Цельсия.

    На подъезде к улице с привкусом чего-то фантомного увидел брандмауэр, удививший своим граффити.
    В глубине сквера Красного Курсанта во всю площадь брандмауэра красовалось декоративное панно. Гадать не пришлось – оно было посвящено 200-летнему юбилею Бородинского сражения в Отечественную войну 1812 года:

    9

    Автор: Dival2


    Наверху справа – профильный портрет Михаила Илларионовича Кутузова, ниже — его офицеры и солдаты. На заднем плане — триумфальная арка. Эта роспись уместна именно в этом месте, т.к. великий полководец совсем рядом — в Военно-инженерной школе (ныне Академия Можайского), сначала учился, потом преподавал.
    Как парный портрет в противоположном углу панно изображен профиль Александра Первого – человека постоянно осуждавшего Главнокомандующего за сдачу Москвы, за нерасторопность и медлительность в действиях по преследованию армии Наполеона, за фактический отказ от генерального сражения для полного уничтожения противника.
    По моему мнению – это одно из тех мест, где можно ненавязчиво рассказать ребенку об одной из ярких страниц нашей истории.
    Сквер и улица названы в честь «красных курсантов», т.к. совсем рядом в помещении Военно-топографического училища в 1918 году открылись первые в стране пехотные курсы по подготовке командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

    За сквером Красного Курсанта развернуто строительство новых зданий. Вторгаясь в историческую среду района, оно, как мне представляется, не травмирует жителей ни размерами, ни стилистическим несоответствием. В пределах допустимого:

    2

    Автор: Dival

    И вот, наконец, у станции метро «Чкаловская», выходим на улицу Большая Зеленина.
    Эта улица со времен строительства Петропавловской крепости являлась дорогой к пороховому заводу, переведённому сюда из Москвы. Первоначально как завод, так и дорога назывались «зелейными» (от слова «зелье» — порох). Производство пороха считалось опасным, взрывы настораживали жителей и завод перевели в более отдаленную окраину Петербурга, дав ей соответствующее название – «Пороховые». А эта улица стала дорогой на загородный Крестовский остров. При этом название «Зелейная» постепенно изменилось на Зеленина. Так казалось привычнее на слух.

    Дом № 13 — памятник архитектуры, дом дешёвых квартир Императорского человеколюбивого общества, 1900:

    7

    Автор: Dival


    Выдающуюся роль в развитии общества сыграла мать Александра I — Мария Фёдоровна. Ежегодный объем помощи превышал полтора миллиона рублей, помощь оказывалась приблизительно 150 тысячам бедных. Кроме больниц и учебно-воспитательных заведений на попечении Императорского Человеколюбивого общества были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения.

    Недалеко от метро «Чкаловская» обращаем внимание на типичное здание «переходного периода» в бюджетном варианте. С намеком на что-то невнятно романтическое:

    3

    Автор: Dival

    Среди пустырей и огородов в конце 19 века стали появляться особнякового типа дома на несколько семей:

    5

    Автор: Dival

    Все, что пока повстречалось нам, не привлекло бы внимания к улице, если бы не «Дом с мозаикой» за номером 28. Это доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского ( архитектор Ф.Ф. фон Постельс). Построен в 1904—1905 гг., модерн. Не проходит и часа, чтобы не появился кто-то с телевиком, чтобы сфотографировать мозаичный фриз по эскизам С. Т. Шелкового мастерской В. А. Фролова:

    9

    Автор: Dival2


    Вот, что пишут специалисты: фасад дома решен в классическом симметричном стиле, но фантастический декор здания делает его произведением искусства. На упорядоченную архитектурную композицию накладывается монументальная мозаичная картина и «затейливый рельефный декор, вспученный, полный жизни».
    Неповторимой особенностью этого здания является удивительный мозаичный фриз с индустриальными и природными пейзажами. А причудливые органические формы декора и «глазки» из мозаичных фрагментов вызывают в памяти образы творений Антонио Гауди:
    7

    Автор: Dival

    (фрагмент фасада с порталом)
    7

    Автор: Dival3

    (фрагмент портала)

    Из-за обилия текучих криволинейных форм декора некоторые специалисты даже сравнивают его с работами знаменитого французского представителя архитектуры ар-нуво Жюля Лавиротта (Jules Joseph Aimé Lavirotte) (1864-1929). Последний в сотрудничестве с керамистом Александром Биго (Alexandre Bigot) создал такие потрясающие образцы парижского модерна, как доходный дом на avenue Rapp, 29 (1901) и отель Céramic Hôtel на avenue de Wagram, 34 (1904).

    Пять пейзажных панно фриза, перемежаются окнами и необычными стеклянными фонариками художественных ателье:

    6

    Автор: Dival3


    Мастерская Фроловых прославилась не только высоким художественным качеством работ, но и применением нового способа набора смальт с «обратным набором», значительно ускорявшего и удешевлявшего создание мозаик. Это позволяло украшать мозаикой не только крупные храмы, но и жилые дома.
    Тематика мозаики необычна: в русском мозаичном искусстве раньше еще не создавали композиций с подобными картинами — чего стоит один только индустриальный пейзаж с дымящимися фабричными трубами большого города (пейзаж напоминает нам о бурном промышленном развитии Петроградской стороны в начале XX века).
    С этим урбанистическим видом мирно соседствуют, перетекая один в другой в виде единой панорамы, остальные мозаичные композиции. Это уже более романтичные пленэрные мотивы: бескрайние просторы полей, холмы, морские дали с парусниками у причала.
    Что касается техники набора, то новаторское решение В.А. Фролова состояло в том, чтобы использовать беспрецедентно крупные и разнообразные по конфигурации куски смальты. Такой метод позволил максимально полно раскрыть декоративный потенциал мозаичных пластин неправильной формы, которые, как густые мазки в живописи, создают выразительное рельефное изображение. Определенную роль играет и сама фактура шероховатой поверхности смальты, создающая эффекты преломления и отражения. Мозаичные картины дышат светом и воздушностью, напоминая картины импрессионистов. По величине и рисунку это мозаичное панно не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Оно органично сочетается с архитектурно-скульптурной основой здания; недаром этот дом называют выдающимся примером синтеза искусств.

    Поскольку Николай Николаевич Лейхтенбергский:

    0

    Автор: Dival

    покровительствовал людям искусства, то архитектор фон Постельс предусмотрел в доходном доме на Большой Зеленина помещения под художественные мастерские. Известно, что здесь длительное время находилась, в частности, мастерская художника Ивана Пархоменко (1870-1940), создателя уникальной портретной галереи писателей России. В мастерскую на Большой Зеленина к нему приходили Л. Андреев, В. Вересаев, Ф. Батюшков, И. Бунин, В. Короленко, А. Куприн, В. Розанов, здесь читал свои стихи во время позирования А. Блок . Между прочим, уместно будет вспомнить, что в двух шагах от дома Лейхтенбергского, на углу Большой Зелениной улицы и Геслеровского переулка (ныне Чкаловский проспект), происходит место действия драмы А. Блока «Незнакомка» (1906). В этом доме на Петроградской жила известная революционерка, красавица, женщина-комиссар, «валькирия революции» Лариса Рейснер (1895-1926).

    На противоположной стороне улицы — доходный дом А. Ю. Кейбеля (№33) в стиле модерн, с живописной башенкой-эркером (архитектор Г. Г. фон Голи, 1901):

    8

    Автор: Dival


    Наверняка это один тех типов зданий, которые несмотря на скромность архитектурных форм, фрагментарно напоминают замки Франции, открытые «Турбиной» благодаря прогулкам
    ArkadiyGab

    Фабричная окраина все решительнее избавляется от цехов в пользу многоэтажных жилых домов:

    6

    Автор: Dival

    Подойдя к реке Малая Невка, видим дом №43А — памятник архитектуры, лесопромышленников Колобовых, 1914:

    4

    Автор: Dival


    Из рассказа потомка династии узнаем, что появились братья Колобовы в Петербурге в 1880-е годы. Свой бизнес начали с приобретения старой баржи. Разобрали ее на дрова и удачно продали. На вырученные средства братья устроили на набережной Малой Невки лесопилку. Со временем она разрослась и превратилась в завод, а Колобовы – в миллионеров.
    Прибыль братья вкладывали в строительство доходных домов. В 1908–1914 годах на Петроградской стороне возникают целые «колобовские» кварталы.
    В 1914 году Колобовы обзавелись собственным трехэтажным домом. Нарядное, с причудливыми башенками и отделанное плиткой-кабанчиком здание на набережной Малой Невки возвел архитектор Николай Романченко. На первом этаже размещалось управление лесопильного завода.
    Жизнь свою они заканчивали в доме №41 в коммуналке.

    Дом купцов Колобовых обращен фасадом к Большому Крестовскому мосту, от которого эффектно смотрится вантовый Лазаревский мост, что украсил перспективу нижнего течения Малой Невки в 2009 году, сменив деревянный трамвайно-пешеходный вариант:

    5

    Автор: Dival

    За последние лет десять пейзаж изменился до неузнаваемости. Над спокойным некогда течением реки нависли новостройки. Они лезут с обоих берегов как тесто из квашни.
    Вот на этой «оптимистической» ноте заканчиваю прогулку, обрадовавшую встречей со знакомым районом и опечалившей его новым одеянием. Но ведь где-то надо жить людям с не очень средним достатком :))

    Санкт-Петербург, 13.03.2015 Валерий Дмитрян

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    15 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
    сообщить модератору
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      17 мар 2015, 04:52
      удалить
      Петроградская сторона несколько лет оставалась для меня тайной из-за критической нехватки времени на пешие прогулки, но этот пробел я с огромным удовольствием восполнил и продолжаю))). Валерий, спасибо!!! Ещё один маршрут готов)))
    • Dival
      помощь
      Dival
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 янв 2015
      17 мар 2015, 09:33
      удалить
      eduardosнаписал 17 марта в 02:52

      Петроградская сторона несколько лет оставалась для меня тайной из-за критической нехватки времени на пешие прогулки, но этот пробел я с огромным удовольствием восполнил и продолжаю))). Валерий, спасибо!!! Ещё один маршрут готов)))


      Эдуард, Вы хотите порадовать чем-то из своего неопубликованного? )
      Я фактически прикоснулся только к одной из бурно прорастающих окраин ПС. 13 марта прогулка продолжилась на Крестовский остров к Белосельским — Белозерским....
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      17 мар 2015, 09:43
      удалить
      Divalнаписал 17 марта в 15:33

      Эдуард, Вы хотите порадовать чем-то из своего неопубликованного? )
      Я фактически прикоснулся только к одной из бурно прорастающих окраин ПС. 13 марта прогулка продолжилась на Крестовский остров к Белосельским — Белозерским....


      По ПС ничего интересного не осталось, к сожалению).
    • ArkadiyGab
      помощь
      ArkadiyGab
      в друзья
      в контакты
      С нами с 21 июл 2014
      17 мар 2015, 10:45
      удалить
      Вторгаясь в историческую среду района, оно, как мне представляется, не травмирует жителей ни размерами, ни стилистическим несоответствием. В пределах допустимого:

      Как же "в пределах допустимого" деликатно и в то же время неотвратимо расставляет все точки над Ё
    • Larysa27
      помощь
      Larysa27
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 фев 2012
      17 мар 2015, 15:46
      удалить
      Как же хорош Петербургский модерн! Спасибо за его маленькую частичку!
    • Dival
      помощь
      Dival
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 янв 2015
      18 мар 2015, 00:03
      удалить
      ArkadiyGabнаписал 17 марта в 08:45

      Вторгаясь в историческую среду района, оно, как мне представляется, не травмирует жителей ни размерами, ни стилистическим несоответствием. В пределах допустимого:

      Как же "в пределах допустимого" деликатно и в то же время неотвратимо расставляет все точки над Ё

    • Dival
      помощь
      Dival
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 янв 2015
      18 мар 2015, 00:08
      удалить
      Divalнаписал 17 марта в 22:03


      Аркадий, моя основная тема уже много лет -"Манящий и исчезающий Петербург". Именно таким я вижу его сейчас и скоро таким его покажу. Без комментариев по поводу "исчезающего". В порядке деликатности :)))
    • ArkadiyGab
      помощь
      ArkadiyGab
      в друзья
      в контакты
      С нами с 21 июл 2014
      18 мар 2015, 01:16
      удалить
      Divalнаписал 18 марта в 00:08

      Аркадий, моя основная тема уже много лет -"Манящий и исчезающий Петербург". Именно таким я вижу его сейчас и скоро таким его покажу. Без комментариев по поводу "исчезающего". В порядке деликатности :)))



      Я с удовольствием окунусь в ВАШ манящий Петербург, обещаю!!!
    • ArkadiyGab
      помощь
      ArkadiyGab
      в друзья
      в контакты
      С нами с 21 июл 2014
      18 мар 2015, 01:17
      удалить
      Я с огромным удовольствием заманюсь в ВАШ Петербург!!!
    • Dival
      помощь
      Dival
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 янв 2015
      18 мар 2015, 04:08
      удалить
      Larysa27написала 17 марта в 13:46

      Как же хорош Петербургский модерн! Спасибо за его маленькую частичку!


      Да, Лариса, петербургский модерн хорош и имеет свое лицо. При всех оттенках венского, французского, немецкого, финского — он все же "петербургский".
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      18 мар 2015, 20:06
      удалить
      Спасибо! Самой дойти до Петроградской стороны не получается никак:)) Хоть с Вами поброжу!)
    • Natali_happy
      помощь
      Natali_happy
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 мар 2013
      7 мая 2015, 21:28
      удалить
      У меня по прочтению только один вопрос. К себе — мои глаза где были, когда я там в пробках стояла? Спасибо, Валерий!
    • Dival
      помощь
      Dival
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 янв 2015
      8 мая 2015, 01:28
      удалить
      Natali_happyнаписала 7 мая в 20:28

      У меня по прочтению только один вопрос. К себе — мои глаза где были, когда я там в пробках стояла? Спасибо, Валерий!


      Все очень просто — я шел к конкретному дому, по давно излюбленному маршруту. А когда идешь, а не едешь, то многое замечается.
      Впервые сорвался с места и прошел по Садовой до Троицкого моста лет в 6. Немалый опыт )))
    Наверх