Когда я рассказывал про Нижнюю Ореанду Дворец и храм первого императорского имения Крыма, то упоминал про греков Балаклавского пехотного батальона. Благодаря им появилось название Поликуровского холма в Ялте. "Пале" — в переводе с греческого означает крепость, вот только крепости отродясь не было на холме, только храм. Видимо, что-то романтически- поэтическое привиделось служивым и холм приобрёл современное название.
Выше по склону над храмом святого Иоанна Златоуста размещалось кладбище, одно из самых первых в Ялте. Хоронить здесь начали в 1830-х годах. Местными жителями оно называлось по разному: по имени храма — Иоанно-Златоустовским, по имени холма — Поликуровским, по названию находящейся рядом Массандры — Массандровским.
Василий Силович Кривенко (1854—1931), русский писатель и общественный деятель, побывал в Крыму выпустил в 1901 году книгу о своём путешествии "На окраинах". В ней есть строки, касающиеся Массандровского кладбища: "Выше старой ялтинской церкви, выше последних строений, подле желтых песчаных лысин издали виднеется рощица кипарисов. Это местное кладбище. Много чахоточных здесь, в каменистом грунте, нашли себе упокоение вдали от своих мест, вдали от родных и близких..."
Кипарисы на кладбище запомнились и первому русскому лауреату Нобелевской премии по литературе (1933 год) Ивану Алексеевичу Бунину (1870-1953), побывавшему в Ялте во время своего второго путешествия в Крым. О них он написал стихотворение, опубликованное в газете "Ялта" 11 июня 1896 года:
- "Пустынная Яйла дымится облаками,
- В туманный небосклон ушла морская даль,
- Шумит внизу прибой, залив кипит волнами,
- А здесь — глубокий сон и вечная печаль.
- Пусть в городе живых, у синего залива,
- Гремит и блещет жизнь... Задумчивой толпой
- Здесь кипарисы ждут — и строго, молчаливо
- Восходит Смерть сюда с добычей роковой.
- Жизнь не смущает их, минутная, дневная...
- Лишь только колокол вечерний с берегов
- Перекликается, звеня и завывая,
- С могильной стражею белеющих крестов"
Вот только подниматься вверх от храма приходится по каким-то узким закоулкам и крутым лестницам.
А еще до храма святого Иоанна Златоуста надо добраться. Видимо поэтому забредают на Поликуровский холм только отдельные представители туристического племени.Собственно Массандровского кладбища уже нет. Во время Великой Отечественной войны на холме расположилась кавалерийская немецкая часть, солдатам которой было глубоко безразлична память о предках диких русских варваров. Они использовали могильные плиты для строительства укреплений и прочих хозяйственных построек и нужд. Чудом уцелели лишь 4 могилы. В 1949 году было принято решение о восстановлении могил Массандровского кладбища, а также переносе на Поликуровский холм праха выдающихся людей, захороненных на разорённых кладбищах Южного Берега Крыма. В результате восстановить кладбище не получилось, но в 1967 году появился Поликуровский мемориал. В 1977-1982 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.Н. Золотова.
Вот только сейчас мемориал имеет удручающий вид. Но когда я дошёл до мемориала, то не знал, что есть несколько входов, и посчитал увиденную лестницу вверх главным входом.
Бодрым шагом поднявшись на верхотуру, обнаружил первый памятник. Степан Васильевич Руданский, (1834—1873), украинский поэт, переводчик и врач. В Ялте жил с 1 августа 1861 года, занимая должность городского врача. Из-за нехватки медицинских кадров совмещал также должности заведующего больницей, карантинного врача в порту и врача Ялтинского уезда. Он основал первую медицинскую библиотеку на Южном берегу Крыма. Поэзией занимался в свободное от работы время, практически не печатался. Перевёл на украинский язык "Илиаду" Гомера, "Энеиду" Виргилия и "Слово о полку Игореве". Эта могила была одной из четырех, которые сохранились после войны.А вот дальше... Никаких других памятников вокруг не наблюдалось. Выше находился жестяной забор и кипела стройка. Но мир не без добрых людей. Встретился местный мужчина, живущий рядом и прогуливающийся по холму.
Он подсказал мне, что основной мемориал находится дальше и я по аллее отправился на розыски.Мемориал отыскался и поразил меня неухоженностью. Видно было, что дело вандалов в Ялте живёт и процветает. От большинства памятников остались лишь постаменты, металлические части сняты или выломаны. А ведь сколько труда составило людям, создававших мемориал в прошлом веке, найти местонахождение могил и восстановить или создать новые памятники. Воистину не было ничего святого у манкуртов, родства не помнящих, которые промышляли сбором цветных металлов. Кладбища грабить легче, мёртвые сраму не имут, и охраны нет никакой.
Сохранилось на мемориале еще индивидуальные захоронения, помимо могилы Руданского.
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873). О нём я рассказывал в материале: Варваров пережил только один памятник русскому художнику. Водовозов Николай Васильевич (1870—1896), русский публицист. Занимался по преимуществу историей социалистических теорий и рабочим вопросом, в том числе переводами с немецкого языка. Умер в Вене, был перевезен на Мисхорское кладбище, в 1989 году перезахоронен на Поликуровском мемориале. Ханжонков, Александр Алексеевич (1877—1945). О нём рассказано в материале: Создатель русского кинематографа. На памятнике выбиты фамилии трёх родственников: отца, матери и дочери.
Арендт, Николай Андреевич (1833—1893) — врач, продолживший традиции своей семьи. Примечательно, что его дядя Николай Федорович Арендт лечил Пушкина после роковой дуэли с Дантесом. Николай Андреевич стал одним из пионеров отечественного воздухоплавания. Был теоретиком и основоположником парящего и планируемого полета, изобретателем безмоторного летательного аппарата и создателем науки о планеризме. Умер на даче, расположенной в селении Исары в 5 километрах от Ялты, и был похоронен в сосновом лесу неё. В В 1976 году его останки перезахоронены на Поликуровском кладбище в Ялте. На могиле был установлен бронзовый бюст работы его внучки скульптора Ариадны Александровны Арендт (1906 -1997). Только вот от бюста не осталось и следа. Но сохранилась надпись: "Воздухоплавание занимает в настоящее время много умов... Рано или поздно человечество откроет себе воздушный путь. Надолго будет гордиться перед светом та страна в которой будет сделан первый удачный опыт воздухоплавания. Почему бы не нашему Отечеству быть этой страной?"
Его жена Арендт Софья Адриановна, в девичестве княжна Сонцова (1840-1894), дочь Таврического вице-губернатора Адриана Александровича Сонцева. Писательница, сочувствующая идеям народовольцев. С 1874 года она стала попечительницей приюта для подкидышей, незаконнорожденных, круглых сирот и детей арестантов. Вместе с мужем создали детский сад и лечебницу для грудных больных, а также стали пионерами в обучения умственно-отсталых детей.
Дочь Арендт Софья Николаевна (1872-1963) была средней дочерью и стала в начале прошлого века лучшим по тем временам в Симферополе врачом-дантистом. Именно её дочь Ариадна создала бюст своего деда.
Григорук Евгений Максимович (1899—1922), поэт и переводчик. Печатался с 1919 года. Был активным участником гражданской войны и киевского подполья во времена польской оккупации. После войны занимался организацией печатного дела на Украине и России. Первый переводчик "Интернационала" на украинский язык.Его могила — вторая из четырёх сохранившихся после Великой Отечественной войны. Эшлиман Карл Иванович (1808—1893) , архитектор сделавший много для создания неповторимого архитектурного облика Южного берега Крыма. Он был архитектором императорского имения в Ливадии, где прошли последние дни императора Александра Третьего Любовь последнего российского императора, первого плана Ялты Место трёх Николаев: святого и двух российских императоров, дворца а Нижней Ореанде Дворец и храм первого императорского имения Крыма, храма Иоанна Златоуста Храм, возродившийся из пепла и многих других зданий и сооружений, часть которых не дожило до нашего времени. Одним из сохранившихся зданий является здание бывшей гостиницы "Бристоль", что находится в Ялте напротив Морвокзала. С лёгкой руки Карла Ивановича мы получили великого живописца Айвазовского Братья: русский художник и армянский архиепископ. Жаль только, что не сохранилось портрета этого выдающегося человека.После смерти Карл Иванович завещал похоронить возле построенного им храма Иоанна Златоуста. Завещание было исполнено и долгое время возле храма люди могли видеть памятник из чёрного мрамора. В 1970 году памятник был перенесён выше по Поликуровскому холму.
Невдалеке от Карла Ивановича похоронен его сын Эшлиман Эммануил Карлович (1842-1900), который не пошёл по стопам своего отца. В 1891 году Эммануил Карлович окончил Императорское Московское техническое училище, ныне МГТУ имени Баумана, и получил специальность инженера-механика. Вместе с отцом владел имением "Планжи-сарай", находившимся на въезде в Ялту. Дмитриев Владимир Николаевич (1838—1904), известный врач, климатолог и общественный деятель. Его можно считать первооткрывателем целебных свойств южнобережного климата. В своей работе "Очерк климатических условий Южного берега Крыма", изданной в 1887 и обобщающей наблюдения за 19 лет Владимир Николаевич утверждал:" Южный берег Крыма если и уступает Ривьере по средней годовой и особенно по средней зимней температуре, зато во всех остальных климатических условиях составляет сколок с нее. У нас даже есть своя Ницца — Ялта... Он заложил основы климатологии Южного берега Крыма: " Чистый воздух и солнце — самые могущественные, еще ничем не превзойденные лечебные силы. Вы видите, как богато одарен ими Южный берег Крыма. Не уменьшайте же действие этих сил искусственно и используйте во всем том объеме, в каком природа дает их вам..." При этом он считал, что лечение на ЮБК надо сочетать с кефиро- и виноградолечением. Первоначально был захоронен в Гурзуфе, а затем перезахоронен на Поликуровском холме. Чернов Дмитрий Константинович (1839—1921) , выдающийся металлург и изобретатель. Стал родоначальником научной металлографии. Влачил в годы гражданской войны жалкое голодное существование в Ялте, но, когда ему предложили переехать в Англию, Дмитрий Константинович отказался. Первоначально был захоронен на Аутском кладбище Ялты, 13 апреля 1973 года прах перезахоронили на Поликуровском холме. На могиле лежит плита, которая была привезена на Аутское кладбище из Ленинграда в 1925 году. В 1999 году установлен памятник. Может быть поэтому памятник и дожил до наших дней, в отличие от других. Мачтет Григорий Александрович (1852—1901), писатель, революционер-народник, побывавший в ссылке и в заключении в Петропавловской крепости. Несколько лет прожил в Америке. Автор слов революционной песни "Замучен тяжёлой неволей", опубликованной как стихотворение в Лондоне в 1876 году. Был похоронен на Аутском кладбище. Позднее его останки были перезахоронены на Поликуровском мемориале. Ганский Алексей Павлович (1870—1908), астроном, геодезист и гравиметрист. Был вице-президентом Русского астрономического общества и секретарём Русского отделения Международной солнечной комиссии. Участвовал в экспедициях на Новую Землю, Шпицберген, Монблан, в Испанию и в Среднюю Азию. Погиб трагически в Симеизе: пошёл купаться в штормовую погоду и ударился головой о камень. Его именем назван лунный кратер Ганский (Ganskiy) и малая планета (1118 Hanskya). Найдёнов Сергей Александрович(1868—1922) , драматург. Самой первой и самой известной его пьесой является "Дети Ванюшина", написанная в 1901 году. Его могила — третья из четырёх сохранившихся после немецкой оккупации. На постаменте памятника выгравированы слова из его последней пьесы "Неугасимый свет": "О, Боже мой, какой простор! Какие блещущие дали! Под мною звёзд певучих хор, над мною мир, где нет печали. Светлеет ум… За гранью смерти нет невежд. И нет законов дикаря. Живите, полные надежд. … Неугасимая заря. Неугасимый свет повсюду. Я жив. Я буду жить. Я буду" Мравина Евгения Константиновна(1864—1914), русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), солистка Мариинского театра. Была сводной сестрой Александры Коллонтай. Их упомянул в своей автобиографической поэме "Роса оранжевого часа" троюродный брат Мравиной Игорь Северянин:
- "Наш дом знакомых полон стай:
- И математик Верещагин,
- И Мравина, и Коллонтай"
Есть два "незнаменитых" индивидуальных захоронения. Фотография могилы младенца Лосева Григория я сделал,
а могилу Тюшевой Анны Николаевны (1893-1910) не заметил и узнал о её существовании уже после возвращения из Крыма.У главного входа на Поликуровский мемориал, обустроенный в 1982 году,
располагаются несколько табличек, на которых упоминаются 7 человек, чьи могилы были расположены на Массандровском кладбище, и 3 человека, которые были захоронены на Аутском кладбище, а позже перезахороненные на мемориале.Когда я увидел эти таблички, то я подумал, что Аутское кладбище находилось где-то тут же на холме, но потом выяснил, что это не так. Оно находилось в центре города, захоронения на нём производились примерно до 1912 года. На его месте с 1976 года находится сквер имени Батурина. Его уничтожили не немцы, в 1970 годах окончательно разбитое, со сломанными склепами и памятниками, с разорёнными могилами оно было закрыто, а родственникам предложили произвести перезахоронение.
Таблички — упоминания о захороненных на Аутском кладбище и а позже перезахороненных на мемориале
Жевандрова, Прасковья Фёдоровна (? — 1907), агент ленинской «Искры» на юге России. Агентами газеты "Искра" назывались профессиональные революционеры, объединённые в 1901—1903 вокруг ленинской газеты "Искра", доверенные лица редакции, непосредственно связанные с газетой и представляющие её на местах. Во многом благодаря деятельности таких агентов создавалась будущая партия большевиков. Радин, Леонид Петрович (1860—1900), химик и революционер. Является автором слов и музыки песни "Смело, товарищи, в ногу" (1896). В 1894-1895 годах им реконструировал эдисоновский мимеограф, на котором революционеры печатали свои листовки. Ребиков, Владимир Иванович (1866—1920), композитор и пианист. Создал множество опер, фортепианных циклов и вокальных произведений. В 1898 -1901 годах выступил инициатором и организатором первого в истории русской музыки официального творческого объединения "Общества русских композиторов".Таблички — упоминания о захороненных на Массандровском кладбище.
Дерижанов, Мартирос Семёнович (1867-1900). Известный ялтинский врач-демократ и общественный деятель. В его доме жила в 1897-1898 годах Леся Украинка. при этом он был её личным врачом. Зибер, Николай Иванович (1844—1886) был сыном швейцарского подданного и украинки, родился в Крыму, но долгий период времени жил в Швейцарии. Написал много статей по экономической теории, став одним из первых популяризаторов и защитников экономического учения Карла Маркса в России. Средин Леонид Валентинович (1860—1909), ялтинский врач и общественный деятель. Им были открыты хирургические отделения в ялтинской больнице и в Кореизе. Был очень гостеприимным человеком, к которому тянулись люди. В его ялтинской квартире часто бывали писатели Антон Чехов, Леонид Андреев, Иван Бунин, Дмитрий Мамин -Сибиряк, Максим Горький, художники М.В. Нестеров, Исаак Левитан, В.М.Васнецов певец Федор Шаляпин, композитор Сергей Рахманинов и знаменитая актриса Мария ЕрмоловаУсатов, Дмитрий Андреевич (1849—1913), певец и педагог, первый и единственный учитель учитель Шаляпина, автор многих романсов. В его ялтинском доме бывали композиторы А.С.Аренский, А.К.Глазунов и В.И.Ребиков, часто пел Шаляпин. Когда Усатов умер, то Шаляпин гастролировал заграницей, но по возвращении он приехал в Ялту и посетил могилу своего учителя.
Эльтеков, Александр Павлович (1846—1894) , русский учёный, химик -органик. Был учеником А. М.Бутлерова,. Открыл и сформулировал "Правило Эльткеова" и "Перегруппировку Эльтекова"Штангеев, Фёдор Тимофеевич (? — 1900) , ялтинский врач, известный специалист по туберкулёзу. Его именем названа одна из популярных горных троп в окрестностях Ялты ("Штангеевская тропа", являющаяся частью "Боткинской тропы"). Был членом городской думы и Крымского горного клуба.
Зуев Гавриил Владимирович (1873—1902) , организатор и первый руководитель комитета РСДРП в Ялте в 1900—1902 годах. А вот похороненные на Иоанно-Златоустовском кладбище его отец генерал-лейтенант Зуев Владимир Гаврилович (1819-1900) и брат Зуев Владимир Владимирович (1866-1891) табличек не удостоены, видимо из-за того, что не были революционерами.Понятно, что сохранившиеся могилы и таблички с упоминанием о похороненных, это только часть айсберга, ведь на кладбище хоронили людей больше века и все имена невозможно упомнить и отразить в памятных знаках.
Вспомним лишь несколько имён, чьи могилы не сохранились и нет никакого упоминания на мемориальных табличках Поликуровского мемориала.
Шуф Владимир Александрович (1863 -1913) — русский поэт Серебряного века, ныне забытый, а в начале прошлого века сравниваемый с Буниным и Куприным.
Сабинина Марфа Степановна (1831-1892), основательница Российского Красного Креста.
Витмер Александр Николаевич (1839-1916) страстный коллекционер и удачливый предприниматель. Часть его коллекции находится в Севастопольском художественном музее.
Основал первый в России устричный завод и построил ялтинскую гостиницу "Ореанда".
Пыльцов Михаил Александрович(1848 — 1898), русский путешественник, спутник Н.М. Пржевальского в его первой трёхлетней экспедиции по Центральной Азии.
Прахов Адриан Викторович (1846 -1916), русский историк искусства и археолог и художественный критик. Был председателем комиссии по постройке Владимирского собора в Киеве.
Его брат поэт Прахов Мстислав Викторович (1840 — 1879).
Муравьев Михаил Александрович (1842-1887, Ялтинский предводитель дворянства.
Как их много, работавших на благо страны, но ныне безвестных и никто не сможет прийти на их могилу и поклониться им.
А на холме идёт строительство. Может пройдёт время и ничего не останется вообще от Поликуровского мемориала и имена, похороненных там людей, канут в Лету, как это часто случалось в нашей истории.