Приехав в Джайпур и посетив Небесную Обсерваторию, являющуюся и по сей день жемчужиной мировой астрономической науки — Обсерватория Джантар Мантар в индийском Джайпуре, а после нее и Городской дворец, в котором жили многими поколениями все джайпурские махараджи — Махараджи палас в Джайпуре, еще можно успеть в этот день посетить и Дворец-музей Альберт-Холл, в котором собраны уникальные произведения искусства и ремесел Индии времен 17-20 веков.
Само здание выделяется из общей городской архитектуры еще издали. Его крышу украшают
легкие башни, которые кажутся парусами, наполненными ветром.
Это и есть дворец Альберт-Холл, названный в честь британского принца Уэльского Альберта, старшего сына королевы Виктории и будущего короля Эдуарда VII, который в 1876 году посетил Джайпур.
Здание музея построено в индо-сарацинском стиле, объединявшем, по мнению специалистов, Восток и Запад. Т.е., на здания, европейские по своему функциональному назначению и общему силуэту, накладывался декор, позаимствованный из могольской архитектуры мусульманской Индии. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления.
Удивительно, что истинно индийское архитектурное наследие, присущее, например, храмам в Каджурахо, британцы не очень использовали в своих постройках. Вот так – искусство и архитектура мусульманских завоевателей, стала основным лицом индийской памятниковой культуры. Достаточно только вспомнить первое, что приходит на ум – Тадж Махал, форты Агры, Дели и Джайпура, многочисленные дворцы и мечети, выполненные в стиле могольской культуры.
Сейчас знаменитый Альберт Холл является старейшим государственным музеем штата Раджастан. Правда, поначалу в здании после отъезда принца Альберта, планировали разместить ратушу, но, подумав, решили открыть Художественный музей, который открыли для посетителей в 1887 году.
Обходя здание снаружи и изнутри, видно, что это настоящий шедевр архитектуры. И все детали в конструкциях, декоре и интерьерах являются сами по себе произведениями искусства. Достаточно посмотреть, например на капители и постаменты колонн.
Поражает внутреннее убранство дворца, над которым трудились самые лучшие мастера Раджастана и других регионов Индии. Нет ни одного одинакового зала.
Мы встретим здесь камень и дерево, чеканку и ковку, литье и лепку, мозаику и живопись.
Все двери в залах музея уникальны. Это образцы художественных традиций и высочайшего мастерства резчиков по дереву. Вся мебель выполнена из дорогих сортов дерева – сандалового, красного или кипариса.
Ну, и конечно, не обошлось без ваз – их в музее неисчислимое количество. Ведь в Индии, впрочем, как и во всех восточных странах, ваза является традиционно не только предметом повседневного быта, но и украшением.
Очень много блюд из чеканного металла с эмалью и всякого рода кухонной повседневной утвари.
Приятно восхитила большая коллекция музыкальных инструментов – всякие там дудочки, рожки, горны и волынка. Многие из музыкальных инструментов были совсем непривычны нашему взору – общим для них были только струны и смычок.
Есть целый зал, посвященный ковроткачеству и там выставлены роскошные старинные ковры ручной работы. Считается, что это лучшее в мире собрание ранних работ персидских ковроделов.
Один из них – шедевр Jaipur Garden Carpet. Ковер изображает персидский сад, разделенный на четыре основных садовых участка. А каждый из них еще разделен на несколько других более мелких участков.
Очень много в музее статуй многочисленных индийских богов. В них надо хорошо разбираться, а у меня в голове они все пока не “улеглись” в нужном порядке. Но Гаруду с кем-то перепутать сложно. Это очень сложный и многозначительный персонаж в древне-индийской мифологии. Иногда Гаруда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве.
Ну, и конечно, самым богатым по экспонатам является отдел оружия. В нем просто восхитительная коллекция и «холодного», и «горячего» оружия. А наконечники копий? Это же настоящие произведения не только оружейного, но и ювелирного искусства!
Не пропущено и защитное снаряжение – всякого рода кольчуги и шлемы. Последние — с тонкой чеканкой, с очень дорогой чернью и даже украшенные конским волосом.
Когда мы зашли в музей, до его закрытия оставалось полтора часа и, конечно, обойти внимательно все залы даже с беглым осмотром, казалось, будет очень сложно. Но нам это все же удалось.
И, даже имея так мало времени на его осмотр, какое-то общее впечатление, однако, сложилось. И моя рекомендация: пропускать этот музей — не стоит.
В нем в одном месте собран широчайший пласт индо-мусульманской культуры, присущий стране в 16-20 веках.
Назавтра предстоит не менее напряженный день – посещение форта Амбер – главной жемчужины Джайпура — Форт Амбер – мечта женщин Востока, а по пути – внешний осмотр достопримечательностей, в которые туристов не допускают и на них можно посмотреть только издали – Хава Махал (Дворец Ветров) и Джал Махал (Дворец на воде).