Осмотрев Дворец-музей Альберт-холл — Сокровища музея Альберт-Холл в индийском Джайпуре, Джантар-Мантар – самую главную и самую интересную Обсерваторию Индии, расположенные в городе Джайпур в штате Раджастан — Обсерватория Джантар Мантар в индийском Джайпуре, очень трудно пропустить еще одну достопромечательность города – Городской дворец, который был в свое время дворцом махараджи – Махараджи палас. Он находится буквально за воротами Обсерватории.
Собственно – почему “был”? По нашим данным и понятие, и должность, и человек “махараджа” существует и по сей день. Он живет в части этого дворца со своей семьей и выполняет в Джайпуре функции мэра. И именно в Джайпуре эта должность “управителя города” передается, как дань традиции, по наследству.
Сам дворец занимает значительную часть Джайпура, называемого еще «Розовым» городом, потому что почти все городские здания выполнены из красного камня или окрашены в розовый цвет.
Дворец включает в себя комплекс зданий, среди которых есть и храмы Шри Говинда Дэв, Чандра Махал, и музеи, и аппартаменты правящей семьи и, конечно — сувенирный центр.
По свидетельству специалистов, архитектурный стиль дворца объединил в себе сразу два стиля: раджпутский и могольский. И это, действительно, оказалось очень изящным.
Там есть на что посмотреть — и на убранство старинных залов, и на коллекции старинного оружия и костюмов. Но, оружие – на первом месте! Не сиделось тогда ребятам на месте – нужно было сначала завоевывать, а потом и охранять нажитое и награбленное.
Согласно описанию, там собрано, начиная с 1580 года около 2000 видов разного оружия. Каких только форм и размеров нет здесь мечей, сабель и кинжалов!? Попался даже кинжал-пистолет! А знаменитые двух-трех метровые ружья? И многие виды оружия обязательно дополнялись инкрустацией драгоценными камнями.
Попимо оружия, в залах выставлено очень много личных вещей, принадлежавших индийским правящим династиям. Впечатляют портреты как индийских, так и английских правителей. Плохо, что внутри ничего не разрешают фотографировать. Так что будут приведены фотографии только внешней архитектуры и кое-что, снятое все же тайком…
Особенно впечатлило одеяние махараджи Савай Мадхо Сингха II и его махарань (жен махараджи, которых, говорят, было 108!) — мужское платье с подолом в 16 слоев и расшитое золотом шестиметровое сари весом в 20 кг. Как можно было такое носить? Да еще и элегантно? Но, главное было дойти до паланкина. А там дальше понесут слуги.
Тяжелая работа была по вечерам и у самого махараджи — нужно было обязательно выбрать и усладить одну из 108 жен.
В художественной галерее собрана большая коллекция миниатюр и ковров. Настоящих персидских. Правда, каких-то, показалось, блеклых. Многие из них для сохранности покоились под стеклянными саркофагами.
Там же можно полюбоваться и работами индийских художников, которые со времен правления первых джайпурских махараджей создавали великолепные картины на рисовой бумаге. Их современные копии можно купить сейчас в сувенирном магазине дворца.
Как и во всем старом Джайпуре, в Городском дворце преобладает красно-бело-розовая гамма. Но сам дворец больше все-таки светло-желтый.
Во дворе видны 4 двери и каждая символизирует свое время года. Наиболее красива арка Весна с цветами и павлинами.
Очень впечатляют резьба по камню и цветные инкрустации арок и балконов.
На территории дворца под крышей каменной террасы с развешенным по стенам оружием, находятся два огромных кувшина, сделанных из чистого серебра — gangajalis.
По информации Книги Рекордов Гиннеса они считаются самыми большими в мире серебряными ремесленными изделиями. Каждое из них более полутора метров высотой и вмещает 8182 литра воды.
Согласно преданию, когда в 1901 году Мадхо Сингх II отправился в Англию, чтобы посетить коронацию короля Эдуарда VII, он был настолько подозрителен в отношении вод Запада, что приказал наполнить эти сосуды водой из Ганги и повез их с собой.
В одном из небольших двориков мы увидели целый парк старинных экипажей. На их примере можно четко проследить трансформацию этого вида пассажирского «общественного» транспорта за более чем два столетия. Многие экипажи были в прекрасном состоянии – хоть сейчас запрягай «тройку»!