Отважные исследователи оставляют позади деревню племени дани и отправляются в дальнейший путь.
Мы покидаем дружелюбную деревню и садимся в машину. Пора отправляться назад, ведь в планах еще поездка за фруктами на местный рынок. По пути нам постоянно попадаются грустные и озабоченные люди, которые куда-то спешат, таща на себе мешки с рисом, небольших свиней, овощи, фрукты. Я спрашиваю гида, куда они все направляются. Он отвечает, что на похороны, и просит у меня разрешения заскочить туда ненадолго. И вот мы отправляемся в гости, где, как мне кажется, будем совсем не к месту.
Двор переполнен людьми. Мужчины и женщины сидят отдельно. Стоит гул голосов. Все-таки это правильная традиция — собираться всем вместе и оплакивать общего, наверняка всеми любимого и уважаемого друга. Наш гид присоединяется к мужчинам, и они начинают горько и громко плакать. Люди причитают на местном языке, но мы понимаем, что они говорят о боли утраты.
Покойный Юстинус Даби более 25 лет был известным проводником. Он являлся лидером ассоциации гидов, принадлежал к племени дани и свободно говорил по-английски. Человек, проработавший всю свою жизнь с людьми и возглавивший не одну сотню экспедиций в джунглях, скончался от малярии. Сегодня друзья пришли его помянуть, похороны состоятся завтра. Завтра же будет отсечен палец его супруги, который кремируют вместе с телом прямо во дворе этого дома. А пока гостей целый день угощают рисом, овощами и даже свининой, что, несомненно, большая роскошь. Все эти продукты приносят сами гости, отдавая дань уважения усопшему. Они же и разделят трапезу, ведь хозяева не имеют права притрагиваться к еде — на протяжении месяца им положено соблюдать специальный пост.
Удивляет способ приготовления свинины: для этого в земле выкапывают яму и застилают ее пальмовыми листьями, затем туда кладут раскаленные камни, а на них — большие куски мяса. Сверху свинину снова прикрывают листьями и горячими камнями. Через 50 мин блюдо должно быть готово.
Мы благодарим хозяев за прием и возможность сделать фотографии, еще раз выражаем глубокие соболезнования, жертвуем небольшую сумму денег и спешно покидаем двор. Следующая остановка — местный рынок.
Чего тут только нет! Овощи, фрукты, сувениры, люди, сидящие прямо на земле, дети, ползающие под ногами покупателей, продавцов и пасущейся живности. Посреди всего этого хаоса я неожиданно для себя нахожу действительно стоящий сувенир — два уникальных ритуальных головных убора, украшенных чучелами райских птиц, перьями казуара и драгоценными раковинами. Конечно же, я сразу начинаю торг. Здесь, как и на любом рынке, нужно торговаться. После 15-и минут бурных переговоров мы определяем цену, устраивающую обе стороны, и вот я — гордая обладательница еще одного диковинного раритета! Теперь можно возвращаться в отель, тем более что на улице уже темнеет.
Небольшой отель Baliem Pilamo — довольно чистое и уютное место. Маленький ресторан практически пуст, лишь один стол занимает небольшая группа туристов. Август считается неподходящим сезоном для посещения Новой Гвинеи, хотя именно в это время здесь проходит фестиваль папуасских племен, и мы опоздали на него всего на пару дней. Гид говорит, что лучше всего здесь с октября по январь, а август — очень сырой и дождливый месяц.
Ранним утром мы отправляемся все в тот же крошечный аэропорт, больше напоминающий ржавый ангар. Тесное помещение без стекол и кондиционеров битком набито путешественниками. Между ними снуют местные дани, пытаясь что-либо сбыть и немного подзаработать или хотя бы раздобыть сигарет. Сюда же прибегает и Асике. Сегодня он грустен — объясняет, что будет скучать и ждать нас обратно. И я вновь очень удивляюсь, как в таких простых, «маленьких» людях может умещаться такая огромная душа!
Мы загружаем наш внушительный багаж в миниатюрный самолет. Сумок явно больше, чем должно быть. Приходится оставить повара.
Переполненное воздушное судно с трудом набирает высоту. От красоты открывшегося с высоты пейзажа захватывает дух, словно я вновь очутилась на страницах романа «Затерянные в Шангри-Ла». Прекрасную долину, раскинувшуюся под нами, сменяет цепь горных массивов. Гигантскими змеями извиваются реки, пересекающие тысячи километров совершенно непроходимых джунглей. Эти места таят в себе опасность. Сотни видов ядовитых насекомых, рептилий и растений, миллионы бактерий, высокая влажность и удушающая жара. Со всем этим нам предстоит столкнуться в ближайшие дни, но мы готовы рискнуть ради встречи с короваи — племенем моей мечты.
Что нас ждет, вернемся ли мы назад целыми и невредимыми? А если возникнут трудности, преодолеем ли мы их достойно? Ни один туроператор не давал нам гарантий безопасности. Более того, мы подписали документ, что обо всем предупреждены. Мы вторгаемся в мир, где совершенно чужие. Теперь все зависит только от нашей физической и моральной подготовки. А силу воли и духа нам придется испытать в этой поездке не один раз и по полной программе.