Прогуливаясь по Ливадии, вышел на Царскую тропу и , даже не подозревая об этом, повторил путь Ники и Алекс в далёком 1894 году, когда они ходили на обедню в храм в Нижней Ореанде Любовь последнего российского императора. Затем уже как император и императрица они частенько здесь прогуливались.
Единственное различие — они в 1894 году целенаправленно шли в церковь, а я прошел было мимо Нижней Ореанды, но, увидев храм, повернул назад и затем по закоулкам, то по дороге, то по замаскированным лестницам, добрался до церкви Покрова Пресвятой Богородицы.Хотя церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена только в 1885 году, но имеет занимательную предысторию.
Непонятная была политика российских императоров по отношению к христианам Крыма. Греков, испокон века проживавших в Крыме и переживших многих завоевателей, вместе с другими христианами вывели из Крыма в 1778 году и поселили в Приазовье. Вместе с греками в числе переселенцев были армяне, грузины, болгары и валахи. Всего было депортировано 31386 христиан. Я, будучи на Родосе, познакомился с одним таким давним потомком этих греков, жившего в Мариуполе.
Когда в 1783 году Крым присоединили к России, греков из Приазовья возвращать не стали. При этом русское правительство было заинтересовано в полном заселении и хозяйственном освоении новых территорий. Вместо христиан, ранее живших в Крыму, начали поощрять и призывать к переселению греков из континентальной Греции и островов Архипелага. Да и не только греков, бывших православными, но даже католиков и протестантов из различных стран Европы. До сих пор в Крыму встречаются протестантские и католические храмы.
Из переселенных греков в 1789 году был сформирован Балаклавский пехотный батальон,который охранял побережье от Севастополя до Феодосии. В 1809-1831 годах его командиром был Феодосий Дмитриевич Ревелиотис, деятель греческого национально-освободительного движения против турецкого ига, ставший генералом российской армии. Полк охранял Южное побережье Крыма. Предприимчивый грек, видимо был потомком хитроумного Одиссея, скупил множество земель в районе Мухалатки, Кукук-Коя, Кекенеиза, Симеиза, Алупки, Ореанды, Ливадии. Ф.Д. Ревелиотис стал продавать свои земли только тогда, когда, в связи с предстоящим строительством дороги Симферополь — Ялта — Севастополь цены на них резко поднялись.
Представители дворянской элиты Российской империи стали интересоваться землями Южного берега Крыма. Нижнюю Ореанду купил у Ревелиотиса 29 октября 1823 года граф Александр Григорьевич Кушелёв-Безбородко (1800 — 1855).
В октябре 1825 года по приглашению Новороссийского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова в имении Воронцова в Алупке побывал император Александр Первый. Во время этого визита российский самодержец побывал в Ореанде и даже переночевал там в татарском домике. Склонный к мистицизму император хотел построить в этих диких и живописных местах домик для уединения. Граф Кушелев-Безбородко пообещал передать Ореанду императору Александру Первому. Но документально сделку пришлось оформлять уже Николаю Первому из-за смерти своего брата Александра. Произошло сие событие 26 апреля 1826 года. Так появилось первое императорское имение на Южном берегу Крыма, только оно не интересовало Николая Первого, в течение 10 лет император там не бывал, надзор за Ореандой осуществлял граф М.С.Воронцов. Но когда Николай Первый надумал подарить имение своей супруге императрице Александре Федоровне, то приехал в Нижнюю Ореанду вместе с семьей и многочисленной свитой в 1837 году.В центре венценосная чета: Александра Федоровна (1798 -1860) и Николай Первый (1796 -1855). Обрамляют фотографию родителей дети: Александр (1818-1881) , Мария (1819-1876), Ольга (1822-1892), Александра(1825 -1844), Константин(1827—1892) , Николай(1831—1891), Михаил( 1832—1909).
Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. Поэтому к подарку отнеслась ответственно, решив построить дворец для проживания. Проект дворца она заказала Карлу Фридриху Шинкелю (1781 — 1841), немецкому архитектору, построившему множество прекрасных зданий в Пруссии. Проект очень понравился , но подсчитав предполагаемые затраты на строительство, вежливо с ним распрощались, на прощание щедро одарив. Не откладывая дела в долгий ящик был заказан проект другому архитектору, на это раз из Санкт-Петербурга, Андрею Ивановичу Штакеншнейдер (1802 — 1865). Этот проект был утверждён Николаем Вторым в 1842 году и началось строительство, продлившееся в течение 10 лет. Надзирающими архитекторами были Людвиг Валентинович Камбиаджио (1810-1870) и уже знакомы нам Эшлиман Карл Иванович (1808-1893) . А каменными работами заведовал англичанин Вильям Гунт, до этого участвовавший в строительстве Воронцовского дворца в Алупке.
В 1852 года царская семья посетила Ореанду, в которой возвышался красавец дворец.
Это был последний визит в имение для Николая Первого и Александры Федоровны. Перед смертью вдовствующая императрица завещала имение не своему старшему сыну императору Александру Второму, а второму сыну — Великому князю Константину Николаевичу. В Ореанде Великий князь бывал редко, наездами, но своим имением гордился. Когда он путешествовал инкогнито, скрывая свою принадлежность к императорской фамилии, то представлялся как Константин Николаевич фон Ореандский, крымский помещик.Но семья его регулярно бывала в крымском имении, здесь часто отдыхала жена Константина Николаевича Великая княгиня Александра Иосифовна, урождённая Александра Саксен-Альтенбургская ( 1830- 1911), с детьми, коих у них было шестеро: четыре мальчика и две девочки, одна из девочек Ольга Константиновна станет греческой королевой. Разница в возрасте между старшим и младшим ребенком была 12 лет.
Вместе с семьей Константина Николаевича приезжали на отдых его младшие братья Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.Интересно, что в имение пускались желающие. Так в 1867 году здесь побывал знаменитый американский писатель Марк Твен (1835–1910). В своей книге "Простаки за границей" он вострогается имением: "Здесь прелестно. Красивый дворец со всех сторон обступают могучие деревья старого парка, раскинувшегося среди живописных утесов и холмов...Дворец построен в стиле лучших образцов греческой архитектуры, великолепная колоннада охватывает внутренний двор,обсаженный редкостными благоухающими цветами, а посреди бьет фонтан – он освежает жаркий летний воздух."
Когда 7 августа 1881 года начался пожар, то Великий князь был в имении. Пожар продолжался ночью и утром следующего дня. Большую часть мебели удалось спасти, включая любимый князем рояль. Дворец было решено не восстанавливать, частично он развалины были разобраны и можно было подумать, что это античные развалины, сохранившиеся от древних греков.
На новом месте. в дубах, князь решил построить храм в память о своей матери. Выбранный стиль он охарактеризовал как грузино-византийский, а проект заказал Алексею Андреевичу Авдееву (1819–1885), который реализовал много проектов на Юге России, в том числе и в Крыму. Одним из самых известных проектов является Владимирский собор в Севастополе. Скорректировал и окончательно завершил проект храма для Ореанды после смерти Авдеева бывший вице-президент Императорской Академии художеств, знаток византийского искусства и церковной живописи князь Григорий Григорьевич Гагарин(1810–1893).
Сначала Константин Николаевич хотел освятить храм в честь Пресвятой Троицы, но потом переменил своё решение и храм посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.
По распоряжению Константина Николаевича начиная со 2 мая 1885 ялтинским фотографом Федором Павловичем Орловым периодически велась фотосъемка стройки. Ф.П.Орлов (1844 г. – умер после 1906 г.), купец II гильдии. Серьезно увлекался фотоделом, часто выполнял заказы царской семьи по созданию альбомов с видами Крыма. Благодаря ему мы может видеть как возводился храм.
Коллаж "Строительство храма в Нижней Ореанде" (Фотографии Ф.П. Орлова) В центре: построенный храм (1886 год) По краям этапы строительства: 1).Апрель 1885 г. Фундамент храма; 2).Апрель 1885 г. Сооружение стен храма; 3).Июнь 1885 г. Возведение арок и сводов храма; 4).19 августа 1885 г. Воздвижение креста на купол храма; 5).Сентябрь 1885 г. Внешняя отделка купола храма.
Сейчас возле храма имеется звонница, появившаяся в 2001 году,
а когда был построен храм, то пять колоколов располагались на дубе, который сохранился до сих пор. Часть его кроны видно на фотографии слева.Мозаика в храме сделана венецианцем Антонио Сальвиати (1816 — 1890).
Правда часть её была уничтожена в советское время. Мозаичные иконы его работы имеются не только внутри, но и снаружи. Образ Спасителя установлен над центральными западными дверями, под коньком крыши помещено поясное изображение образа Покрова Пресвятой Богородицы.Очень красив алтарь церкви,
а за ним находится многофигурная композиция "Покров Пресвятой Богородицы", сохранившаяся с 1886 года.В храме можно фотографировать, особенно если Вы небольшое пожертвование совершите. Храм напоминает собой крест, вписанный в прямоугольник.
После смерти Константина Николаевича храм содержали его сыновья – Великие князья Константин Константинович( 1858 -1915) , генерал, президент Российской Академии наук и поэт, известный под псевдонимом К.Р., и Дмитрий Константинович(1860 -1919) , командир
лейб-гвардии Конно-гренадерского полка.
Сбоку от церкви стоит бюст Иоанну Кронштадскому.
Он установлен в честь того, что осенью 1894 года в Покровской церкви несколько раз служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, приехавший к смертельно больному императору Александру III.В 1924 году храм был закрыт, в 1926 году был передан санаторию и в храм стали водить экскурсии. В 1927 году после крымского землетрясения, в стенах здания появились трещины и его хотели снести, но что-то не сложилось. До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым, затем в нём появились появились мастерские, сменившиеся складами. В церковном дворе разместилась автобаза, существующая до сих пор, только железным забором отгородились друг от друга автобаза и храм. В шестидесятые годы прошлого века опять хотели храм снести и опять храм миновала чаша сия. В 1992 году церковь передали верующим,
настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Доненко.Здесь любил бывать А.П.Чехов. Герои его рассказа "Дама с собачкой" доктор Гуров и Анна Сергеевна "В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенств."
Побывал и я на месте, где сидели герои рассказа. Встретил парочку из нашего времени, сидевших на скамейках, смотрящих на море и пьющих коньяк. Поэтому от фотографирования скамеек пришлось отказаться, дабы не смущать отдыхающую парочку. А вот вид от Ореанды сфотографировал.
При написании использовались материалы из книги: Филатова Г.Г."Дворец и храм в Нижней Ореанде", размещенной на сайте храма: donenko.com/pokrova/history.