Дорога Везерского ренессанса привела нас сегодня в Хельмштедт — маленький городок на восточной границе Нижней Саксонии. Если пересекать Германию с востока на запад от Берлина к Ганноверу, то Хельмштедт лежит прямо на вашем пути — никуда и сворачивать не надо. Здесь стОит сделать небольшую остановку, чтобы увидеть, как живёт настоящая немецкая глубинка, далёкая от туристических троп, и полюбоваться одним из самых красивых зданий в стиле Везерского ренессанса.
Университет Юлиум — здание, похожее на пряничный домик, — просто загляденье!
Но для начала познакомимся с городом, пройдёмся по его тихим, пустынным, как будто вымершим улицам. Красота! Вокруг — ни души. Воскресным утром все законопослушные граждане ( а есть ли там иные?) бывшего ганзейского городка в церкви. Здесь восемь протестантских и одна католическая церковь, основанная ок. 800 г. (!) при монастыре Св.Людгери, от которого и ведёт свою историю Хельмштедт. Воспользуемся отсутствием хозяев и заглянем в окна :-)
Побродим вдоль хорошо сохранившихся фахверков XVI в.
Во времена раздела Германии в Хельмштедте был важный пропускной пункт между ГДР и ФРГ и здесь даже есть Таможенный Музей, рассказывающий о тех временах.
На Марктплатц полюбуемся неоготической Ратушей 1906 г.
Один из самых интересных фахверков города "Герцргский дворцовый склад" 1567 г. богато украшен деревянной резьбой.
Обратим внимание на медальон со странным рельефом. Интересно, кто это в шляпе? Неужели иудейский герой Самсон?
Только его (Петергофский Самсон сразу перед глазами) и Геракла я представляю разрывающими пасть льву. Медальон, явно, средневековый. Странно. Неужели традиция ношения шляп у иудеев такая древняя, а не возникла, как мне казалось, в 19 в.? Но почему Самсон здесь? Что он здесь делает? Подумаем над этим чуть позже:-)
А пока зайдём в готическую церковь Св. Стефана XIII в., построенную на месте ещё более древней романской, уничтоженной в 1200 г. Чтобы не мешать службе, тихонько осмотрим знаменитую купель, отлитую в 1590 г. мастером Манте Пелькингом из Хильдесхайма по заказу городского Совета. Имена и гербы членов Совета увековечены на подножье купели. Крышка купели очень тяжёлая, поэтому для её подъёма используется прикрепленная к ней и подвешенная к потолку цепь с противовесом.
Пройдём к башне Хаусмана — самой старой сохранившейся городской башне на всей Брауншвейгской земле. Первые упоминания о ней относятся к 1286 г., но сегодняшний вид она получила только в начале XV в.
Башня и городок показались мне такими игрушечными, ну, точно, как на иллюстрациях в сказках братьев Гримм.
Охранника башни в городе называли Хельмштедский хаусман. Он вместе со своими двумя помощниками и учеником жили в башне. В его задачу входило каждый час трубить в горн, оповещая о времени, следить за возможным возникновением пожара и предупреждать о грозящей опасности — приближении врагов. А в свободное от вахты время, по особым случаям хаусман и его помощники должны были играть на городских праздниках.
Но вот чего-то здесь не хватает, думала я. Мало, всё-таки очень мало осталось от средневекового города. Оказывается, этот милый городок сильно пострадал во время Второй Мировой войны, во время знаменитой "Big Week" — "Большой недели". И пострадал, если так можно сказать, нечаянно, — из-за плохой погоды.
Эта военная операция очень мало упоминается в русской истории. С 20 по 25 февраля 1944 года авиацией союзников был совершён целый ряд бомбардировок по специально намеченным объектам немецкой военной индустрии. Цель операции — вывести из строя как можно больше предприятий самолётостроения. А ведь каждый несобранный самолёт — это сотни и тысячи спасённых жизней наших соотечественников.
В ходе этой, самой крупной на тот момент в Европе воздушной операции Второй мировой были использованы 6 тыс. бомбардировщиков и 3 670 истребителей американских и британских военно-воздушных сил. Непросто было командирам королевских и американских ВВС убедить лётчиков совершать эти смертельно опасные для них рейды в немецкий тыл. У американцев был свой театр военных действий — Тихий океан и свои счёты с японцами. Европа, такая далёкая для них Европа, пусть справляется сама. Почему мы должны за неё умирать? — так или приблизительно так на бытовом уровне рассуждали американские парни.
Так исторически сложилось, что много предприятий самолётостроения рейха сосредоточилось на территории Саксонии: от Бремена и Гамбурга до Лейпцига и Дрездена. Здесь в огромных количествах производились печально знаменитые истребители Мессершмитты Bf.109 и Фокке-Вульфы FW.190. А в самом центре этого пространства как раз и находится Хельмштедт. Так, как в нём не было заводов по сборке самолётов, то он не был в списке основных целей. Но кроме основных, скрупулёзно выбранных целей, были предусмотрены и запасные. А там-то он и значился.
В первый же день "Big Week", когда были намечены 12 основных целей, ему очень не повезло. Вместо Хальберштадта, где производились бомбардировщики Юнкерсы, но небо было закрыто тяжёлыми облаками, удар произвели по Хельмштедту. Бомбить вслепую Хальберштадт не было смысла — каждый снаряд на учёте. Нужна была другая цель, расположенная неподалёку. Такой запасной целью и стал Хельмштедт.
Бедный, милый Хельмштедт. 20 февраля 1944 г. здесь запомнили навсегда. Были в 45-м и другие страшные бомбардировки, но тогда — это было впервые. И это было начало решающего периода воздушной войны союзников против люфтваффе.
Считать, что Хельмштедт пострадал невинно, конечно же, по меньшей мере, наивно. Это то же самое, что верить бутылке из под водки, кричащей, что она невинная:-) Как запасная цель Хельмштедт был выбран не без оснований. Здесь было несколько важных военных предприятий и ... авиабаза с лётной школой. А это не менее, а может, в определённом смысле, и более важная цель, чем сборка истребителей. Жаль, что пострадали и мирные жители, но за всё приходится платить. Война — это страшно!
Но вот мы и у цели нашего путешествия. Прекрасно, что сохранился знаменитый университет Юлеум!
Университет был основан герцогом Юлиусом Брауншвейг-Вольфенбюттельским в 1576 г. О герцоге я уже упоминала в заметке о — Библиотека Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Количество студентов постоянно росло, да и амбиции герцога требовали постройки нового, респектабельного, вот такого, похожего на дворец корпуса университета.
Это главное здание университета построено между 1592 и 1612 г.г. Архитектором был герцогский строительных дел мастер Пауль Франке, построивший до этого уже два здания колледжа в Хельмштедте, которые он очень удачно вписал в новый ансамбль университета, сделав двумя боковыми крыльями. Образцом для строительства послужили университет Альтдорфа в Нюрнберге и Новый колледж Оксфорда.
Поражает богатство скульптурного убранства и главного фасада, и боковых фронтонов, которые выполнил каменотёс Якоб Майерхайне. О нём я уже говорила в заметке о Вольфенбюттеле. Но эта его работа — самое великолепное, что он сделал за свою жизнь.
Официальное торжественное открытие этого здания университета состоялось в 1612 г., ровно через 20 лет после начала строительства. Герцог Вольфенбюттельский в память об отце — основателе университета назвал его Юлеум. Это же имя здание носит до сих пор.
Главный портал на южной стороне здания находится рядом с 56-метрвой башней и украшен массой фигур. Рассмотрим поподробнее эти детали, фигуры и орнаменты, колонны и завиточки.
Пять фигур — это скульптуры из семи свободных искусств: Астрономия с земным шаром, Грамматика с карандашом и доской, Арифметика с доской и цифрами, Музыка и Геометрия с циркулем.
Но что же мы видим в середине фронтона?! Неужели это опять он — Самсон? Вот загадка! Что он делает на фасаде университета?!
Оказывается, это университетский герб. И Самсон на нём представлен вовсе не разрывающим пасть льву, а вынимающим из уже мёртвого льва мёд.
Загадка Самсона на своей свадьбе: Из ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое
Кто не помнит эту библейскую притчу, может посмотреть о ней здесь:
Современная трактовка девиза и герба Хельмштедского университета — из сильного вышло сладкое такова: кто овладеет силой науки (лев), получит богатство знаний (мёд).
Интересно, почему же так популярен был в средние века этот библейский загульный любитель женщин и от них же и пострадавший?! Даже здесь, на фронтоне женщина — Астрономия стоит выше :-) Сколько картин живописуют истории из его жизни! И Рембрандт, и Рубенс обращались к сюжетам на темы Самсона. Ему мы благодарны за гениальную музыку Сен-Санса к "Самсону и Далиле"
youtube.com/watch?v=4dCVgIQsL…
Наверное, он был так популярен потому, что финал его жизни — героический: он жертвует собой для спасения своего народа и наказания врагов. Во все времена люди нуждаются в героях, а он, немного напоминающий Илью Муромца, наивный и сильный, — чем не герой на все времена?
Во времена французской оккупации в 1810 г. университет был закрыт. Знаменитая библиотека передана в Библиотеку Герцога Августа в Вольфенбюттеле. Сейчас в здании Юлеума Городской и Университетский музей, а бывшая большая аудитория используется как городской праздничный зал.