Давайте разберёмся, что же это за формат путешествий. Что можно от него ожидать, а чего нет. Всегда ли ожидания участников оправдываются. Кто ездит в фототуры и для чего. Термин «фототур» прочно вошёл в обиход людей, занимающихся или увлекающихся фотографией. В эру современной цифровой фотографии, в связи с широкой доступностью фототехники, резко возник спрос на фототуры людей, которые хотят научится фотографировать или повысить свое мастерство, подходя к занятиям фотографией более осознано. Как правило — ведущий фотограф определяет место и время проведения своих мероприятий, подразумевается, что он хорошо знает и не один раз проехал по предполагаемому маршруту. Он отлично знает все ключевые точки и «пристреленные места». Разбирается в особенностях, того или иного места, с учётом фотографирования. Разрабатывает логистику, получает различные разрешения на посещения, если они необходимы, организовывает быт участников. Проводит обучение , если оно оговорено программой. Всё зависит от позиционирования фототура. Обучение, если необходимо, включает в себя цикл лекций с примерами по основам фотографии, практические занятия с разбором отснятого материала. Желательно, чтобы обучаемый хотя бы прочитал инструкцию к своему фотоаппарату и мог ориентироваться в настройках своего фотоаппарата. Эти ваши начальные знания значительно ускорят процесс и не будут отнимать время на изучение режимов фотоаппарата. Для более продвинутых участников, которым не нужно изучение основ фотографии, может быть доступно обучение по обработке фотографий в графических редакторах. А могут быть лекции, посвященные определённым жанрам фотографии. Все зависит от специализации ведущего фотографа. Это, как правило, описано в программах фототуров. И люди, желающие поехать в такую поездку, выбирают под себя программу и с кем из организаторов им поехать. Совсем успешным участникам может этого всего и не потребоваться. Для них важным будет только интересное место, а дальше они самоорганизовываются самостоятельно и увлеченно занимаются только творческим процессом. Но как известно, всего знать невозможно, мы совершенствуемся всю свою жизнь и какие то моменты даже самым продвинутым могут оказаться полезными.
Чем отличается фототур от обычной туристической поездки.. Как правило, обычная туристическая поездка ограничена жёсткими рамками программы. Люди прежде всего путешествуют, а во вторую очередь — фотографируют. Для тех кто фотографирует, становится очевидным, что и место вроде хорошее, сюда бы попасть в режимное время, вдумчиво побродить по местности, ища более удачные ракурсы и ловя свет. Но нет, этого сделать невозможно, потому что у туристической группы жёсткий график и участники не будут ждать человека с фотоаппаратом, решившего прогуляться. Очень часто на этой почве в группе возникают конфликты между участниками, которые едут фотографировать и теми кто приехал прежде всего путешествовать. Если это туристический поход, то здесь вступают в силу другие правила, а правила эти очень просты — чем больше ты возьмёшь с собой вещей и оборудования, тем тяжелее тебе будет всё это унести на себе. Здесь тоже работает правило «жёстких рамок». Потому что есть маршрут и его надо проходить согласно планам похода. А после тяжёлого перехода вовсе становится не до творческой фотосъёмки, когда тебя ждёт ещё организация быта на стоянках. Очень не многие способны в таких условиях ещё и успевать фотографировать. Не говоря уже об обучении.
В фототуре все построено ровно наоборот. Конечно, это не подразумевает полного хаоса и программа все же существует, но она построена именно с приоритетом на фотографию. Участники доставляются до определённой локации и базируются на ней несколько дней. Адаптируются к особенностям местности, у них в запасе всегда несколько вечерних закатов и утренних рассветов, чтобы потом не было чувства, что чего-то не успели или пропустили, а возможно, что не позволила погода.. Не приходится носить весь груз личных вещей и своего фотоснаряжения на себе. Из базового лагеря или любой другой точки базирования, участники совершают пешеходные выходы или выезды на транспорте к особо интересным местам с комплектом фотооборудования, которое потребуется им в этом месте с учётом специфики, а личные вещи и снаряжение, которое вам не требуется в данный момент, остаётся в месте базирования. Ещё одна особенность фототуров в том, что в группу попадают люди, как правило объединённые одним увлечением, им легче общаться, конфликты в таких группах сведены к минимуму. Нельзя сказать, что их нет совсем, но условия для их возникновения минимальны.
Существует устойчивое заблуждение, что в фототур может поехать только фотограф и только при наличии собственного фотоаппарата. Это не так. Поехать может абсолютно любой человек и он не будет чувствовать себя не в своей тарелке. Можно не иметь желания фотографировать и вместе с тем получать эстетическое наслаждение от созерцания красивых ландшафтов. Можно сказать даже больше — простое общение в творческой группе, намного интереснее, чем в случайно сложившейся группе людей. Для фотографирующих же людей, общение в среде единомышленников, выходит на совершенно новый уровень. Участники делятся своим опытом поездок, своими достижениями и неудачами. Приобретают новых друзей и лучше узнают старых. Как правило, связь между участниками не прекращается по окончанию фототуров, они продолжают общаться и дружить как в реальной жизни, так и онлайн, общаясь в социальных сетях и прочих площадках для общения. Многие продолжают ездить совместно и дальше.
Что нужно учитывать при выборе фототура? Гидов-фотографов, организующих такие форматы много, в жизни это прекрасные люди, знающие своё дело, но не все способны передать свой опыт другим. Это может быть как не способность обучать, так и не желание это делать. Очень часто это приводит к разочарованию и нежеланию в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях. Лидер должен не только уметь грамотно организовать процесс, но и знать местность, в которой проходит фототур, уметь рассказать о её особенностях, быть гидом и уметь ответить на любой вопрос. Не раздражаться, несмотря на то, что возможно он уже об этом рассказывал ранее. Многие участники не в состоянии переварить весь поток информации сразу и некоторые вопросы могут потребовать уточнения в процессе проведения фототура. Это приводит к напряжению отношений в группе, какой-то недосказанности между организатором и участниками. Мне известны случаи, когда ведущий фотограф ставил личные интересы выше целей и задач фототура. А цели и задачи тут одни, организатор должен работать в интересах участников, а не рассматривать фототур как возможность проведения собственной фотосъёмки, часто пуская ситуацию на самотёк и не занимаясь своими прямым обязанностями. Я не говорю, что он не должен вообще брать с собой фотоаппарат, а только о том, что эти приоритеты должны быть смещены в пользу участников. Выбирая фототур под себя, нужно предварительно поинтересоваться, кто его проводит. Это может быть как известный фотограф, не нуждающийся в рекомендациях, так и мало известный в интернет-кругах организатор, что совсем не означает, что он плохой руководитель и фотограф. Тем не менее имеет смысл навести о нём справки, сходить на его личный сайт, посмотреть его работы. Имеет смысл попросить у него контакты людей, которые уже ездили с ним и почитать отзывы о нём. На этапе подготовки желательно создать профильную группу в одой из социальных сетей и там уже обсуждать все детали предстоящего фототура, начиная от выбора снаряжения и фотоаксессуаров, до особенностей местности и погодных условий, где будет проходить фототур. Это облегчит вам жизнь в условиях, в которых вы собираетесь путешествовать и фотографировать.
В заключении я немного расскажу о своем опыте участия в таких мероприятях. Первый раз я поехал в фототур как участник, в Кению, в 2008 году. Это был осознанный выбор, мне нравится снимать живую природу, а посетив Африку в формате фототура, я получил очень мощный творческий импульс и дальнейшее моё развитие как фотографа пошло уже совершенно по иному и более осознано. Я познакомился с замечательными состоявшимися и начинающими фотографами. Погрузился в эти две недели совершенно в другую атмосферу, это был мир увлечённых одним делом людей с бесконечными беседами на интересующие и волнующие нас темы. Мы делились своим опытом, у кого то он был больше, у кого-то меньше, это не имело никакого значения, мы общались и занимались любимым делом. Тогда в моем сознании чётко отпечаталось понимание того, что такое фототур и для чего существует такой формат путешествий. Потом были другие поездки, которые тоже назывались фототуры, но по-существу такими не являлись. Это были поездки в интересующие меня места, но с особенностями обычной туристической составляющей. Мы очень много проводили времени в дороге и мало фотографировали. Но я не могу назвать те поездки крайне неудачными, всё-таки мне удалось посмотреть много стран. Нас даже подобралась определённая дружная компания, с которой мы ездили ещё несколько раз в другие поездки. Последние 4 года я помогал в проведении фототуров на Камчатке и у меня появился определённый опыт в этом. За это время я ещё основательней укрепился в этом вопросе, уже не как участник, а как сторона, занимающаяся организацией и проведением фототуров.
Надеюсь эта статья окажется вам полезной в выборе вашего формата путешествий.
*При написании статья были использованы основные тезисы и формулировки из недавней записи Павла Косенка, опубликованной им в своём жж, с которыми я целиком и полностью согласен.