Художник А.Саврасов своему ученику И.Левитану:
— Нету у России своего выразителя. Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила икону Сергия Радонежского. Сказала мне напоследок: "Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты". А на иконе были изображены травы и цветы — самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот такая оказалась хитрая бабка! А я в то время писал акварели на продажу, носил на Трубу мелким барышникам. Что писал — совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам.
(К.Паустовский, "Исаак Левитан")
И дальше:
— Сколько я написал видов Петергофа и Ораниенбаума — не сосчитать, не перечислить. Мы, нищие, благоговолили перед великолепием. Куда нам было после этого заметить и полюбить мокрые наши поля, косые избы, перелески да низенькое небо. Куда нам!
А действительно, куда нам! Видевшим Ниагарский водопад и Мачу-Пикчу, Рим с Парижем и Лондон впридачу. "Филины мы ночные, — говоря словами Саврасова. — Куриная слепота, чепуха и срам!"
Куда нам!
Дешёвый ✈️ по направлению Россия
- 2 фев 2015, 17:24удалитьУ кого-то такое предвзятое отношение к родным осинкам может и присутствует, но на Турбине (как я успела заметить) очень любят и ценят нашу "скромную" природу:)
Хотя, почему скромную?:) Она великолепна, бесспорно!
Как и всякая другая:) она — совершенство! - 2 фев 2015, 18:41удалитьЛена! Высказывание очень многослойное и глубокое, осинки — это верхний видимый слой всего лишь. Хороший повод к размышлению.
- 4 фев 2015, 11:30удалитьЧеловека всегда тянет в неизвестное и неизведанное — как в молодости, когда хочется куда-нибудь сбежать от родительского дома в сказочную страну и только по прошествии многих лет понимаешь, что самое любимое, родное и милое твоему сердцу осталось там, дома. Если говорить о живописи, то на мой взгляд, — это тема "Возвращение блудного сына".
- 5 фев 2015, 18:20удалить
Omiteнаписала 4 февраля в 11:30
Человека всегда тянет в неизвестное и неизведанное — как в молодости, когда хочется куда-нибудь сбежать от родительского дома в сказочную страну и только по прошествии многих лет понимаешь, что самое любимое, родное и милое твоему сердцу осталось там, дома. Если говорить о живописи, то на мой взгляд, — это тема "Возвращение блудного сына".
Татьяна, спасибо за отклик. Вы совершенно правы. А вот Константин Паустовский был почти исключением. Он вырос в Киеве. По жизни был странником, бродягой, путником, скитальцем. Так упоительно писал о многих землях! Почему-то особенно ярко запомнился его рассказ о Севастополе. Возможно, в связи с современными событиями. А как упоительно он написал о Грузии, Армении. Много повидал и далеко за рубежом. Но больше всего его трогала природа средней полосы России. Особенно любил брянские края. В каждом своем рассказе он по возможности находил повод для воспевания этой земли, не уставая признаваться в любви к ней.
"С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы." - 5 фев 2015, 18:22удалить
Omiteнаписала 4 февраля в 11:30
Человека всегда тянет в неизвестное и неизведанное — как в молодости, когда хочется куда-нибудь сбежать от родительского дома в сказочную страну и только по прошествии многих лет понимаешь, что самое любимое, родное и милое твоему сердцу осталось там, дома. Если говорить о живописи, то на мой взгляд, — это тема "Возвращение блудного сына".
Или вот еще: "Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудреная земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь." - 16 фев 2015, 19:36удалитьПомотавшись по чужим странам, повидав заморские города, мы устало домой возвращаемся, что б у родимой избёнки найти свой покой.
- 23 фев 2015, 22:01удалить
1499Sergeyнаписал 16 февраля в 19:36
Помотавшись по чужим странам, повидав заморские города, мы устало домой возвращаемся, чтоб у родимой избёнки найти свой покой.
Лирично. - 17 ноя 2015, 17:05удалитьИ Саврасов и Левитан могли так рассуждать. Собственно, они, наверное, и были "выразителями".
Ко мне со временем тоже приходит и укрепляется чувство гордости за русских, за то что мы такие, какие есть. - 19 ноя 2015, 15:27удалить
ivankutchinнаписал 17 ноября в 17:05
И Саврасов и Левитан могли так рассуждать. Собственно, они, наверное, и были "выразителями".
Ко мне со временем тоже приходит и укрепляется чувство гордости за русских, за то что мы такие, какие есть.
Когда к человеку приходит чувство любви к родине (или укрепляется) — это какое-то чудо. Как раскрытие чакры что ли или бутона цветка. Волшебное. Спасибо Вам!