Проезжая по Норвегии мне приходилось видеть местные церкви только издали, а если и попадались вблизи, то только современные.
А на ставкирки посмотреть хотелось, ведь они как фьорды и как сказочные тролли являются визитной карточкой Норвегии. Здесь популярен лозунг "Когда норвежцы говорят о Норвегии, они говорят о природе, горах, фьордах и ставкирках".
Ставкирка это тип деревянных храмов, распространенный в Скандинавии. Наибольшую известность получили норвежские ставкирки. Церкви эти построены были в 10 -13 веках из брёвен без единого гвоздя по методу древних викингов, которые подобным образом строили свои корабли"драккары" .
А метод был прост, четыре бревна укладывались внахлест в виде квадратной рамы, а вдоль нее в землю вкапывались бревна, называемые "ставами". Отсюда и возникло название – ставкирки.
У такой церкви-корабля иногда даже была своя "мачта" — самый высокий столб, врытый посередине и поддерживающий башню церкви. Такая ставкирка называлась — мачтовая церковь.
Для постройки чаще всего бралась сосна, с которой срубали все ветки, сдирали кору и дерево несколько лет стояло на корню и сохло. И только по прошествии времени использовалось для строительства.
Такие церкви стояли лет 15, а затем дерево сгнивало и строительство начиналось заново. Поэтому в последующем фундамент стали делать каменным, что увеличивало срок службы здания.
Все церкви, дошедшие до нашего времени, построены именно таким способом. К этому стоит добавить то, что жители должны были каждые три года смолить брёвна.
фото из интернета
Всего, в Норвегии было построено по разным оценкам от 1000 до 2000 ставкирок и, в основном, во время введения христианства в Норвегии, в 11-13 веках. Но в 14 веке строительство их прекратилось, так как на норвежскую землю пришла чума и как известно входными воротами для неё стал Берген. В результате этого население страны сократилось вдвое, а тут и церковные реформы подоспели, основной религией стало лютеранство. Ставкирки разрушали, а новые церкви строили потом уже по другому образцу. Видимо смущало присутствие в старых строениях языческих мотивов. В те времена были еще очень сильны эти традиции, что не могло не отразиться в элементах декора (драконьи головы, растительный и животный орнамент). Кстати, далеко не на всякой такой церкви можно найти крест — символ христианства.
фото из интернета
Интересна ставкирка в Хеддале, ее высота 26 метров, она выглядит совершенной! Не зря ходит легенда о том, что её построил тролль за три дня, поспорив с местным крестьянином.
До настоящего времени сохранилось лишь 28 подобных церквей. Одна из них, 29-я, была сожжена в конце прошлого столетия, как это не дико звучит местными сатанистами. Оказывается в Норвегии поклонение дьяволу серьёзная угроза для деревянных церквей. Человека, ответственного за уничтожение церкви, зовут Варг Викернес. Это норвежский металист, в 90-е годы, создавший радикальную неоязыческую группировку "Чёрный круг". После этого в сохранившихся ставкирках стали устанавливать специальные системы слежения.
фото из интернета
По плану у нас было посещение ставкирки в Боргунде, которая наиболее живописна и пользуется интересом у туристов. Но, в силу сложившихся обстоятельств, решено было направиться в Каупангер. Здесь находится самая большая церковь во всей провинции Согнефьорд, именно в ней сохранилось основное количество ставкирок: в Урнесе, Хопперстаде, Ундредале.
Для этого нам пришлось переправиться через Ордальфьорд и направиться дальше в район Согнефьорда, минуя по пути сёла и города.
И вот мы в Каупангере. Приехали утром, церковь расположена в очень красивом месте на берегу фьорда! Она так органично сочетается с ландшафтом.
Ставкирка не возводилась в любом месте. Она должна стоять либо на возвышенности, либо в особом природном окружении на мысе, берегу фьорда или в изгибе реки. Там, где считалось можно увидеть следы Создателя.
Осмотрели снаружи её древние стены со всех сторон. За счёт того, что брёвна регулярно смолят, выглядят они вблизи необычно.
Постигло разочарование, двери её были закрыты и мы собирались уже уходить, но подошёл молодой человек и объяснил, что может её открыть, но для этого нужно пройти в находящийся неподалёку магазин и оплатить вход. Причём сразу же сообщил, что деньги пойдут на содержание ставкирки. Мы, конечно, согласились.
Как уже писала, церковь является самой большой в регионе. Неф поддерживают 22 колонны, по 8 на каждой длинной стороне и по 3 – на коротких.
Алтарь на возвышении имеет 4 свободно стоящие колонны. Церковь обладает самой многочисленной колоннадой среди деревянных храмов.
Средневековая часть здесь оказалась нетронутой и поэтому ставкирка считается наиболее хорошо сохранившимся деревянным сооружением в стране. При проведении реконструкции обнаружили под полом храма остатки двух предыдущих церквей второй половиной 11 и началом 12 века. В пласте, соответствующем второй церкви, был раскопан слой золы от пожарища и монеты чеканки 1130 года. Эта дата подсказала практически точный срок строительства нынешнего храма.
В церкви темно, окна небольшие и их немного, вырублены они были уже позже. Что-то хорошо рассмотреть можно только при искусственном освещении. На стенах можно увидеть различные надписи, в том числе и древние рунические, узоры. Обратила внимание, что на стенах имеются рисунки в виде нот.
Выделяется яркая кафедра священника.
На одной из колонн находится крест, на котором прикреплены обычные гладкие камни на которых написаны имена людей. Кто они и для чего это сделано я так и не поняла.
Церковь является действующей, но служба проходит в основном по праздникам. Собираются люди со всей округи.
Долго в церкви мы находиться не могли, так как молодой человек являлся ещё и продавцом магазина и ему нужно было возвращаться на своё рабочее место.
Но можно было прогуляться по зелёным лужайкам старинного кладбища, которое выглядело очень живописно, если здесь это слово приемлемо. Зелень травы, яркие прекрасные цветы, ухоженные могилы. Но так здесь было хорошо, тишина, покой, умиротворение.