В Румынии мне пришлось познакомиться с явлением, о существовании которого я прежде даже не подозревала. Веркирхе — церковь с крепостной стеной, из бойниц которой можно держать оборону, как из форта. Или крепость, в которую приходят молиться. Что же это такое и для чего призвано служить?
В период с 13-го по 16 века Юго-Восточная Трансильвания была частью Венгерского королевства и находилась в вассальной зависимости по отношению к Османской империи. Но вот что интересно, на этой территории располагалось изрядное количество сел, общины которых считали себя свободными и не подчинялись феодалам. Дело в том, что венгерские короли, правившие этим регионом в XIII веке, были заинтересованы в колонизации Трансильвании немецкоязычными саксонцами и пообещали переселенцам особые привилегии и свободы. Крестьяне селились на горных склонах и жили в достатке, занимаясь земледелием, животноводством и торговлей
Большие города, такие как Сигишоара или Бран, платили Османской империи щедрую дань за право относительной автономии, а вот "свободные села" неоднократно подвергались нападениям турок и татар. Где же сельские жители могли укрываться от набегов?
Гордые и деятельные саксонцы (немецкие колонисты), нашли интересное решение, и почти в каждой деревне появилась собственная маленькая крепость — явление действительно уникальное, характерное исключительно для Трансильвании.
Крепости строились вокруг церквей, по всем мудреным правилам фортификации, причем большее их число дожило и неплохо сохранилось до наших дней. Более 150 деревень в регионе имеют различные виды укрепленных церквей (по некоторым данным их насчитывается 280), семь из которых включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО под названием "Деревни с укрепленными церквями в Трансильвании"
Каждая из них имеет свой собственный свой стиль, но все их объединяют и типичные общие черты — высокие стены одним или несколькими концентрическими кольцами окружающие церковь и помещения для жителей внутри укрепленных стен. Интересная комбинация форта, общежития и церкви.
Одним из ярких примеров веркирхе является крепость Fortified church Harman ( нем. Honigberg; венг. Szaszhermany), которая находится примерно в 10км к востоку от Брашова в долине реки Олт.
Остатки крепостного рва, окружавшего форт, уже почти незаметны, а вот высокие 10-метровые стены, толщиной от полутора до 3.50 метров прекрасно сохранились. Из семи четырехугольных башен по периметру стен сохранилось шесть.
Через сводчатый крытый проход, оснащенный бойницами, попадаем внутрь крепости, где практически все осталось в первоначальном виде. Здесь, на внутренней стороне вдоль круговых стен располагаются помещения, небольшие клетушки, которые использовались как для укрытия сельчан во время осады, так и в качестве складов в мирное время.
Размещенные тесно, рядом друг с другом, эти помещения чем-то напоминают соты. А если рискнуть и подняться по хлипкой деревянной лестнице, можно заглянуть и в комнаты — сейчас в части из них воссоздан былой интерьер, чтобы посетители могли лучше представить, как все выглядело в средние века.
Дальше внутрь стены я не полезла, но это возможно. Там такой узкий круговой коридор с амбразурами. Наверно, мальчикам будет интересно посмотреть
фото из сетиВпервые Харман упоминается в летописях в 1240 году, во время правления венгерского короля Белы IV, незадолго до великого монгольского нашествия 1241 года. К этому же времени относится и постройка церкви Harman, хотя колокольня была добавлена 100 лет спустя, а в форт, каковым церковь является сейчас, она превратилась только в 15 веке. Таким образом церковь — самое старинное и, конечно, самое интересное строение форта.
Крепкая колокольня-башня с толстыми стенами и высотой 50м имеет по углам еще четыре башенки. Как я уже однажды писала, это — не просто украшение, но указание на то, что в селе Harman в средние века действовала собственная законодательная власть с правом выносить приговоры о смертной казни.
Церковь построена в позднеготическом стиле в виде трёхнефной базилики. Оформление довольно простое — сводчатые потолки и округлые окна.
Росписей и фресок не сохранилось. Лишь на внешней южной стене часовни 30-х годах 20-го века были обнаружены четыре зооморфных символа, какие широко использовались в западном искусстве как символы Христа, Девы Марии и божественного единства: это Феникс, Лев, Единорог и Пеликан
Сравнение Христа с пеликаном основано на поверье, что пеликан настолько терпелив к своим голодным птенцам, что позволяет им расклевывать себе грудь, и кормит их своей кровью
Мужчины во время молитвы сидели по бокам от центрального прохода, ближе к выходу, а женщины — в центре, на низких лавочках. Считается, что так было принято из соображений безопасности, чтобы в случае нападения, женщины были окружены охраняющими их мужчинами.
Но, быть может, все гораздо банальнее, и женщинам в их нарядных платьях, надетых для воскресной мессы, просто удобнее было разместиться на таких вот скамейках. Особенно, если речь идет о том, чтобы усесться в платье с кринолином. Не знаю, носили ли кринолины сельские жительницы, думаю, в средние века такое возможно, особенно по праздникам
А вот еще одна деталь, оставшаяся для меня не до конца понятной — стены церкви украшены разнообразными турецкими коврами — необычная особенность, типичная для данной местности. Такие же ковры можно видеть и внутри Черной церкви Брашова. По словам гида, ковры для молитвы привозили с собой посланники-мусульмане из Османской империи. Церкви они использовали для молитвы вместо мечетей, а когда уезжали на родину, нагружённые данью и товарами, ковры с собой назад не тащили. Так эти ковры и оставались, скапливаясь в церквях.
Укрепленная церковь Харман в средневековые времена не только обеспечивала безопасность жителей во время нападений османов, которые стремились расширить свою империю на запад, но и служила укрытием во время междоусобных войн. Один героический эпизод в истории крепости относится к борьбе сельчан против трансильванского князя Габриэля Батория (1608-1613).
Габриель Баторий взошел на княжеский престол Трансильвании в 1608 году, когда восставшие гайдуки свергли с трона предыдущего правителя — Сигизмунда Ракоци. Баторий имел большие амбиции, он задумал объединить под своей властью все придунайские княжества и подчинить себе Валахию и Молдавию.
Собрав войско, состоящее в основном из секеев, Баторий выступил в военный поход против господаря Валахии Раду Щербана, которому тогда подчинялись и Брашов, и Харман.
Валахия была уже практически захвачена, пали Брашов, Рашнов и Кодля, но жители села Харман продолжали сопротивляться, укрывшись за стенами своей веркирхе. У них было всего 50 пушек и ограниченный запас продовольствия, а враги стреляли так сильно, что 120 метров защитной стены уже было разрушено. На что рассчитывали осажденные? Скорее всего, ими просто владело отчаяние. Они знали, что в случае поражения будут если и не уничтожены, то полностью разорены, и их все равно ждет голодная смерть.
Сикеи, осаждавшие Харман, тоже были измотаны и голодны. Чтобы поиздеваться над ними, защитники форта свесили на веревках со стены живых свиней и коз, дабы показать "у нас-то еще достаточно запасов"!
А потом из последней муки был выпечен узелообразный хлеб, который защитники Хармана начинили взрывчаткой. Эти буханки жители бросали вниз во вражеских солдат, и когда те, голодные и уставшие, набросились на хлеб и попытались его съесть, начинка от взаимодействия с воздухом стала взрываться. Вот тут не спрашивайте меня, что это была за "начинка" и что за технология, я и так бесплодно прошерстила весь интернет в поиске аналогий. Буду рада, если кто-нибудь подскажет.
Как бы то ни было, напуганные и отчаявшиеся солдаты Габриеля Батория начали покидать расположение, а ему пришлось смириться с поражением и снять осаду.
По преданию, после этой победы, власти Брашова предоставили жителям Harman право продавать их калачи — знаменитый "узелообразный" хлеб — на всех рынках города Брашов, полностью освободив от уплаты налогов. Правда, было условие, что калачи должны появляться на рынке каждую пятницу, и если жители Хармана хоть одну пятницу пропустят, и не привезут свой хлеб, то лишатся данной привилегии.
Вплоть до конца 20 века в поселении Харман проживали потомки тех героических саксонских трансильванцев. В 1989 году саксонское население насчитывало около 1000 человек, но после 1999 года началась массовая эмиграции в Германию. Сейчас в коммуне Брашов проживают всего около 150 человек из этого этнического меньшинства.
В списки ЮНЕСКО включены следующие семь крепостей: Биертан, Кылник, Дыржиу, Прежмер, Саскиз, Валя Виилор и Вискри — все они сгруппированы в южной части Трансильвании.