Иногда руины в нашем интересе к месту побеждают классически безупречные построения и виды. Так случилось и с Хэбом:
А что еще? Так, чтобы на пути домой выйти из электрички на несколько часов после трех насыщенных впечатлениями дней в Марианских Лазнях?
Прежде всего — именами:
— архитектор Аллипранди (итальянских корней), построивший шедевральные дворцы в Праге и отметившийся в других чешских городах,
— главнокомандующий Альбрехт фон Вальдштейн — герой Тридцатилетней войны, , по масштабу личности сравнимый с Суворовым,
— Фридрих Барбаросса, именем которого Гитлер назвал провалившийся план молниеносной войны с Советским Союзом и руины дворца-крепости так поманили нас ( фото в начале заметки).
Кроме того, мы неоднократно бывали в городках, расположенных на берегах реки Охрже и никогда не пожалели об этом, вживую листая нечитанные страницы истории, фотографируя природные и городские пейзажи.
О нем пишут так: Старинный чешский город Хеб не может похвастаться размерами, однако способен очаровать путешественника своей камерностью и гармонией древних зданий. Хеб расположен у границ Чехии и Германии, чем объясняется его немецкая скрупулезность и выверенность.
Хеб был основан в 9 веке. Часть древнего города до сих пор сохранилась – эта историческая застройка центральной части, которая называется «Каменный Град».
Но что считать исторической застройкой – здания времен барокко или то, что стилизованно под романский и готический стили? Нам показалось, что целостное впечатление о каком-то конкретном времени в городе отсутствует, ибо его одежды многослойны и менялись из века в век, а самое «историческое» присутствует в разрушенных фрагментах и связано оно с именем Фридриха Барбароссы.
Выйдя из электрички, мы, никуда не сворачивая, прошли на современного лика бульвар, оказавшийся пешеходной зоной. Метров 400 оставалось до центральной площади, названной в честь короля Йиржи Подебрадского:
А вот и сам король:
Фоном этого вида служит здание Новой ратуши, возведенная по проекту Аллипранди.
С именем Георгия (Йиржи) Подебрадского связано много мест в чешской столице. Расположенный на 3-м этаже Староместской ратуши Йиржиков зал назван так по имени избранного здесь короля. Там же установлен бюст Г. Подебрадского, выполненный Томашем Сейданом в 1873 году.
Наш десант в Хеб пришелся на 5 ноября, до Адвента оставалось недели три и, если витрины магазинов намекали уже на Рождество, то площадь была пуста и казалась просторной. Дома по периметру площади тесно прижаты, что характерно для любого чешского города, и европейского тоже. Картина типичная и даже «немецкий» архитектурный оазис «Шпаличек», расположенный в глубине площади не нарушал вековой гармонии.
Поскольку фонтаны «Роланд» и «Геркулес», что находились на площади, были накрыты деревянными домиками, как заколачивается на зиму скульптура Летнего Сада в Петербурге, мы направились к «Шпаличеку». Он состоял из 11 домов, принадлежавших еврейским и немецким купцам:
Застройка этого квартала началась в XIII веке на месте бывшего рынка, где стояли многочисленные торговые ряды и мясные лавки. Судя по иллюстрации к средневековой хронике, общая планировка «Шпаличека» осталась почти в неизменном виде как минимум с XV столетия.
Так вот откуда тепло фахверка!, — подумали мы и, обойдя квартал, подошли к красному зданию со странной скульптурой в угловом картуше: голова мужчины с сидящим на ней мальчиком:
Напротив дома с картушем – музей. В здании нынешнего Муниципального музея произошло убийство знаменитого полководца Вальдштейна. Экскурсовод музея в деталях рассказывает об этом событии и через окна показывает на отрубленную голову военачальника и того мальчика, что ее подобрал.
О коварном убийстве напоминает цвет дома, обагренный в 1634 году его кровью, и голова Вальдштейна в картуше.
Хоронили полководца без головы, которая исчезла вместе с мальчиком.
Такие времена, когда единицей наказания была смерть провинившегося.
И даже не провинившегося и не осужденного еще, но лишь подозреваемого и одним лишь существованием своим таящим угрозу.
В этом месте от площади привлекла нас улочка в метр шириной, не познавшая солнечного луча. Однако, не рискуя мы нашли широкий путь по направлению к реке Охрже, но, не дойдя до нее, зашли в Костел Св. Николая:
Западный портал и фундаменты башен датируются началом XIII столетия, когда было начато строительство здания в виде романской базилики. Три боковых нефа, пресвитерия и ризница достраивались уже в готический период. После пожара уже в XVIII веке башни украсили барочными куполами, изготовленными по рисункам Б. Нойманна. Последняя фаза строительства завершилась в 1864 году, когда башни покрыли неоготической кровлей, разрушенной по известным причинам в апреле 1945 г. Вот и лестницу, ведущую в сторону реки, кто-то назовет «новоделом времен барокко»:
Спустились по барочной лестнице, пересекли Казарменную площадь, прошли вдоль Охржи вверх и оказались у величественных руин ареала дворца (пфальца) Фридриха Барбароссы.
Справочники сообщают, что Императорский пфальц в Средние века – это резиденция немецкого короля, расположенная на его владениях В разные времена существовало несколько десятков пфальцев.
Кайзер, разъезжая по государственным делам, не жил постоянно в одном пфальце. В пфальцах он проводил хофтаги, рейхстаги, празднования больших церковных праздников и т. д. Система пфальцев существовала по причине отсутствия в средневековой Священной Римской империи германской нации постоянного столичного города.
Пфальцы располагались примерно в 30 километрах друг от друга (расстояние однодневного переезда на лошадях) и представляли собой комплекс из замка, в котором находились дворец, капелла, конюшня и другие сооружения, необходимые для пребывания многочисленной королевской свиты, а также поместье, обеспечивающее свиту продуктами питания.
Не решусь сопоставить путевые царские дворцы из Петербурга в Царское Село и Петергоф, но нечто общее есть. У нас скромнее, да расстояния одного от другого были гораздо меньше. Вспомним в связи с этим Чесменский дворец и храм близ Московского проспекта Петербурга.
Непродолжительный визит в Хэб не помешал отметить суровость немецкой средневековой архитектуры:
А, пройдя в конец улицы Горького, запечатлеть вид с небольшим приходским храмом:
24.01.2015 Валерий Дмитрян, семейный архивариус и фотограф.