14 марта.
В первый день пребывания в Янгоне мне не удалось попасть на пагоду Шведагон, остановила цена вопроса – 5000 чатов для иностранцев. Но вот сейчас полшестого утра, до открытия китайского посольства еще 3 часа, а Шведагон совсем близко от места моего лечебного сна с муравьями, в такую рань точно можно пройти на пагоду бесплатно! Так и оказалось, кассиры еще не проснулись, я поднялся к пагоде, где к дополнительному счастью обнаружилось множество кулеров с питьевой водой –после тяжкого ночного Gerbal рома очень кстати!
Шведагон главная буддисткая достопримечательность Янгона, и главная «галочка» для евротуристов. Вот и я поднялся на верх шведагонского холма к огромной ступе по одной из лестниц, кажется с запада. Вокруг тут всё сделано из блестящего желтого металла, мраморный пол и безоблачное небо с оранжевым слепящим солнцем, утреннее тропическое тепло нагоняет дрёму, но вот-вот всё перегреется и прервет мою начавшуюся медитацию…
Хорошее предчувствие не обмануло – китайцы дали визу – и для меня путь по земле из Юго-Восточной Азии в Россию открыт! Поеду сегодня в Мандалай, а из Мандалая поеду в Лашио — там разузнаю возможность попадания по земле из Бирмы в Китай.
На янгонском ЖД вокзале агентские конторы продают билеты на ночные автобусы в Мандалай за 11000 чат (13 долларов), еще можно купить билет на поезд за 30 долларов в первый класс, а в ординарный класс билет стоит для иностранцев 10 долларов, но мне так и не продали его почему-то, придется ехать на автобусе. Дополнительно мне предложили еще и билет на такси до автовокзала за 1000 чат, не трястись же полтора часа в допотопном городском автобусе на другой конец Янгона – заплачу еще доллар с хвостиком и в Мандалай дорога открыта!
Осталось еще 3 часа погулять по городу. Подумал, неплохо бы еще доллары поменять, индусы-торговцы предложили 84 тысячи чат за 100 долларов, а если поменяю 200 долларов, то по 86 тысяч за сотню, заманчиво, но решил проверить — вправду ли так много дадут. Тут то и начался цирк. Во первых у них не оказалось 5000 купюр, сначала сунули по 500 чат несколько пачек, попробуй сосчитай! Потом согласились дать 1000 купюры, вот дают мне пачку денег, я пересчитываю, не хватает двух купюр, тут-же с извинениями добавляют, снова считаю – правильно, пачку забирают – «давай 100 долларов!», я показываю деньги, но в руки не даю, прошу сначала снова дать мне пачку чатов, решил я её контрольно еще раз пересчитать, –хоть я её не упускал из виду, но вот он подвох — сумели они каким-то образом вытащить 10 купюр! Так и не поменял я доллары.
1000 чатовое такси оказалось обычным грузовиком, с открытым кузовом и деревянными лавками по бортам – не выпасть бы по дороге! На автовокзал приехали уже в темноте, вот и автобус в Мандалай, цивильный, с кондиционером, ехать 10 часов около 500 километров — прибытие в Мандалай в 5 утра…
15 марта.
Ночь так и не кончилась – высаживают нас пассажиров на окраине Мандалая в темноту, собирают по 500 чатов и сажают в маршрутку –грузовик в центр, ехать еще минут 20. Высадили наконец меня в районе «паласа» с западной его стороны, на пустой улице, уже на рассвете. Мандалайский «палас» окружен рвом с водой – остров квадратный, ведут к нему 2 моста, местные жители проезжают свободно, меня как иностранца не пускают – можно только через восточные ворота, там есть касса, продадут билет за 10 долларов.
Да и ладно с этим дворцом, мне важнее сейчас уехать в Лашио. На ЖД вокзале выяснилось, что поезд в Лашио будет только завтра в 4 утра, ехать больше 200 км., билет тут же и продают мне за 5 долларов в секонд-класс, так что есть целый день на прогулки по городу. Мандалай – город заметно попроще и погрязнее Янгона, супермаркетов нет совсем, интернета то же нет, и доллары принимают лишь в одном отеле и то по плохому курсу. Но есть в Мандалае знаменитый мандалайский Холм с буддисткими монастырями и река Иравади…
От ЖД вокзала до Холма дорога идет вдоль рва отделяющего Мандалайский дворец от города, но во дворец я не зашел – успеть бы еще после Холма к закату на реку Иравади! Вот угол рва – здесь что-то вроде кладбища, а за ним – подъем на Холм – крытая лестница. Холм весь в деревьях, благодатная тень! На вершине Холма – храм, в нем огромный золотой Будда, указующий как Ленин куда-то в даль, видимо на Дворец. Людей не много, европейцев нет совсем, можно и поспать на деревянной лавочке в тени…
Вокруг нет никакого движения, тишина и покой безвременья — заволокла и меня мандалайская дрема, вот наверное тут можно выбросить тяжелый рюкзак, надеть юбку вместо штанов – и всё, путь окончен — ты Дома и можно здесь умереть…
Да, энтузиазм путешествия нужно срочно возвращать, до настоящего дома еще пол-планеты, хотя ходить в юбке пожалуй удобнее, чем в грязных штанах, но не мешало бы прямо сейчас применить местный вип-наркотик – кофе. Кофе в Бирме элитный продукт, его рекламируют на огромных щитах, да и стоит чашка какого-то пластикового Cofemix почти как бутылка рома, 500 чат. Но и правда – химический кофе вставляет в здешнем климате, выпил – и стало не так жарко, не так пыльно – и можно идти купаться на Иравади!
Дорога к реке идет через самый центр города – здания в трущёбно-помоечном стиле и пыльный вонюче-вялый базар с депрессивными распухшими собаками... Да, дыра этот Мандалай, – но местные жители не унывают, жуют бодрящий «чат» — зеленые листья с красно-кровавым соком – этой «кровью» заплеваны все дороги!
Когда то, лет 15 назад, я прочитал в журнале «Вокруг Света» за 70-какой-то год заметку про строительство социализма в Бирме «Рассвет над Иравади», в ней была фотография – улыбающиеся афро-азиатские женщины с огромными поставленными друг на друга глиняными горшками на голове на фоне водной глади, и вот сейчас, выйдя к широченной реке на закате, я увидел эту картинку вживую! Раньше, находя случайно Бирму на карте мира, я и не думал, что попаду сюда когда-нибудь. А сейчас – как будто приехал в родное место из детства!
Стемнело совсем, смочил я в Иравади ноги в сандалях, и пошел пить пиво в ресторан на берегу, тут-то и увидел множество европейцев приехавших в романтический Мандалай. Вот один из них одет как местные – босиком в коричневой юбке и серой сорочке, приехал сюда на всегда? «You alone?» — уступаю ему место в переполненном баре, в ответ — удивленный взгляд беглеца из техногенного концлагеря — вот еще один приехал к себе Домой…
Я иду в темноте на ЖД вокзал – ближе к концу ночи отправится поезд в Лашио, главное не проспать и лучше ночевать прямо на перроне. Такой метод ночлега выбрали почти все будущие пассажиры, и перрон уже заполнен спящими, однако и мне нашлось место, -полицейские увидев единственного европейца предложили мне спать рядом с их мобильным офисом на перроне, а ночью за час до отправления заботливо разбудили…
16 марта.
В темноте люди лезут в поезд – суют ящики с помидорами и какие-то мешки, я же занимаю место у окна. Поезд отправляется из спящего Мандалая и долго едет в темноте, становится заметно холоднее, светает, мы поднимаемся в горы. Железная дорога узка, поезд старый и медленный – едем не больше 20 км. в час, до Лашио будем так ехать часов 15, но вот скорость падает совсем – меньше 5 км. в час, кто-то из пассажиров выходит из поезда по нужде, а потом снова его догоняет.
Железная дорога идет по серпантину резко в гору, поезд останавливается совсем, через некоторое время даёт обратный ход, но снова вверх! Здесь придумали обратный ход поезда вверх по склону – слишком большой уклон горы для плавного разворота. Но вот через 2 часа после Мандалая мы прибываем на станцию, на перроне есть несколько европейцев, они садятся в наш поезд, это город обозначен на карте для туристов как PYIN-OO-LWIN, в нем была резиденция британских властей в Бирме.
Поезд идет дальше внутрь горного плато, на остановках происходит оживленная торговля – здесь уже штат Шан – бирманская глубинка, один из мировых центров производства наркотиков. Торгуют подпорченными мандаринами, орешками, сухарями, водой и листьями «чата». Вообще Бирма рай для всяких наркоманов, единица какого-либо наркотика тут стоит около одного доллара, помимо вездесущего «чата», есть в изобилии ром и виски, наверное самые дешевые в мире…
Уже и темнеет, вагон полупустой, железная дорога стала особо запущенной и потому медленной, а до Лашио всё еще едем… Вот медленно проезжаем по каменному акведуку дикий лес, какие-то стоны доносятся из него, совсем стало темно и холодно… Но вот поезд остановился у какого-то сарая, оказывается это и есть Лашио, конечная станция.
Ночь, местные жители закутанные в теплые тряпки диковато шарахаются от меня, некоторые смотрят с интересом слишком безумным, ага, наелись своего «чата»… Около вокзала закусочная, еда – заваренные китайские бич-пакеты и напиток – местные виски. В кафе я узнаю, что до самого города еще 5 километров, — скорее бы уйти от этих наркоманов, и палатку поставить в безопасном месте…