Предыдущая заметка здесь Шопинг в Камбодже и Вьетнаме
Культовая Архитектура определяется прежде всего религиями, исповедуемыми в этих двух странах.
В Камбодже буддизм исповедуют 95 % населения, ислам — 1,6 %, христианство — 0,2 %, другие религии — 3,2 %.
Буддизм направления тхеравада является государственной религией Камбоджи, по всей стране находится около 4390 храмов.
Традиции и повседневная жизнь подавляющей части населения тесно связаны с буддизмом.
Даже монумент Независимости выполнен как традиционная кхмерская ступа, характерная для храмов Камбоджи.Пном Пень. Инденпенденс монумент. Ват Пном
Тямы являются приверженцами ислама, кроме того, мусульманами является небольшая малайская община. Сегодня в Камбодже проживает более 300 000 мусульман.
Вьетнамское меньшинство в Камбо традиционно включает также католиков и каодаистов (придерживающихся синкретической религии Као Дай).
Более 1 % камбоджийцев исповедуют христианство, главным образом католицизм.
Среди камбоджийских китайцев распространён буддизм направления махаяна в смеси с традиционными китайскими учениями — даосизмом и конфуцианством.
Но так как основная, титульная религия Камбоджи всё-таки буддизм, то и архитектура соответствующая.
Однако, ещё до буддизма в Камбоджу пришёл индуизм из Индии.
Типичным примером индуизма, выраженного в архитектуре, является Бантей Срей близ Ангкора.
Это один из дальних, трудодоступных храмов Сиемриепа.
Очень подробно и интересно этот храм описан здесьСказки Камбоджи. Бантей Срей.
Даже и добавить нечего.
Я надеюсь форумчанка palt извинит за ссылку на её материал.
Бантей-Срей был построен в конце X века.
Это индуистский храм, посвященный богу Шиве.
Участок храма окружен стеной, за которой находится ров. Храм состоит из трех башен-прасатов. Стены башен украшены рельефами. Храм Бантей Срей еще называют "Цитадель женщины".
Он очень миниатюрный, но заслуживает внимания.
Это, пожалуй, один из храмов, который можно назвать шедевром.
Он сделан из розового песчаника. Говорят, из такого песчаника сделан древний город Петра в Иордании. Этот песчаник очень прочный, и кхмеры нашли ему замечательное применение.
Мне лично этот храм очень понравился.
Ну и конечно сам великий храм Ангкор Ват.
Построил это чудо света в XII веке король Сурьяварман II. Храм опоясан рвом и занимает площадь 200 га.
Анкор-Ват можно назвать "погребальным" храмом.
Сурьяварман затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах.
Так что назначение у Анкор-Вата то же, что и у египетских пирамид.
К храму ведет выложенная камнем дорога.
Стены его покрыты искусной резьбой.
Наиболее часто встречающаяся фигура здесь — это фигура апсары — богини, небесной танцовщицы.
Тут понимаешь, что легенда о божественном происхождении Анкор-Вата возникла не случайно.
По этой легенде, Анкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца.
Сыну очень понравился коровник Индры — он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Анкор-Ват — это точная копия коровника Индры.
Вообщем, это тоже храм индуистский.
Теперь перейдем к буддизму.
Вблизи от Ангкор-Вата и среди руин древнейшего города Ангкор-Тхом располагается второй по величине храм Камбоджи – Байон.
Он возводился в середине XII века в эпоху правления короля Джаявармана 7-го и посвящен прославлению Будды.
Перед нами предстает монументальный храм-гора будто созданный самой природой.
То тут, то там возникают фантастические глыбы, похожие на каменные головы.
Байон считают каменным чудом, поразительным видением для человеческого глаза.
Монументальные стены храма стерегут львы с устающими пастями, а сам храм состоит из трех уменьшающихся террас.
В нижней террасе сохранились только столбы и потрясающие рельефы, изображающие не только повседневную жизнь простого человека, но и исторические персоналии.
Обратите внимание на мочки ушей на росписи. Типичный буддизм.Очень красиво.
На стенах второй террасы изображены сцены из религиозно-мифологических источников.
Но самое главное в этом храме – его центральная башня, символизирующая центр мироздания или мировую гору.
Изначально в центре башни располагалась фигура Будды, высота которой достигала 4, 75 метров.
К сожалению, до наших дней дошли только её фрагменты. Вокруг башни находятся ещё 52 башни меньшего размера, каждая из которых увенчана четырьмя человеческими ликами, обращенные на четыре стороны света. Всего таких ликов – 208.
Таким образом, это причудливый, монументальный и отчасти фантастический храм является настоящим шедевром средневековой архитектуры Камбоджи и культурно-историческим наследием этой страны.
И вновь отсылаю к этой подробной и интересной заметке.
Сказки Камбоджи. Байон
Написано очень подробно и интересно, добавить нечего.
А теперь о удивительном храме, стены которого покрыты зарослями джунглей.
Это Та Прохм.
Сказки Камбоджи. Та-Прохм. А мы пришли с востока. Часть 1
Здесь снимался фильм "Лара Крофт расхитительница гробниц", развалины этого храма вдохновили Киплинга на создание рассказа о Маугли про затерянный в джунглях город.
Храм Та Пром был построен кхмерами в конце XII — начале XIII века.
Его первоначальное название — Раджавихара. Храм находится примерно в одном километре к востоку от Ангкор-Тома. Его основал король Джаяварман VII — он задумывал храм как буддистский монастырь и университет.
Та Пром посвящён индуистскому богу Браме.
Храм обнаружили в 20 веке при проведении работ по программе восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма производит огромное впечатление — стены и крыши зданий храма увенчаны вековыми деревьями, которые корнями вплетаются в камни.
Когда храм начали расчищать от деревьев, стало ясно, что именно корни деревьев являются главным скрепляющим элементом, без которого храм едва ли сохранился бы до наших дней. После этого было принято решение оставить всё как есть, потому деревья украшают стены храма и поныне.
Ну и конечно нельзя не упомянуть о школах на юге Камбоджи, которые принято предварять установленными в чистом поле резными воротами.
Кхмерские (мерзкие) и вьетнамские дороги
А теперь поговорим о религии и архитектуре соседнего Вьетнама.
До поездки во Вьетнам я думал, что титульной религией этой страны является буддизм.
Это оказалось далеко не так.
Во Вьетнаме буддисты 9,3 %, католики 6,7 %, хоа-хао 1,5 %, каодай 1,1 %, протестанты 0,5 %,
атеисты и последователи местных анимистических культов 80,8 %!!! (по переписи 1999 года).
Основной религией вьетнамцев является система народных верований, основу которой составляют ритуалы "тхо кунг то тьен" (культа предков), неукоснительно исполняемые большинством жителей страны.
Этот культ не имеет оформленного вероучения, иерархии духовенства и социальной организации (общины, приходы и т. п.) и, следовательно, не обладает статусом религиозной конфессии.
Во время переписи 1999 г. все лица, затруднившиеся указать свою конфессиональную принадлежность, были записаны в разряд атеистов.
Официально Социалистическая республика Вьетнам — атеистическое государство.
Поэтому в храмах встречается изображения Хо Ши Мина как одного из святых.Тоже своего рода религия.
Согласно результатам переписи 2004 года, 81 процент населения нерелигиозен, однако эти цифры могут быть фальсифицированы под влиянием государства, и в реальности количество атеистов может оказаться гораздо меньше; кроме того, среди людей, указавших, что не имеют религии, может оказаться множество практикующих традиционные религиозные верования, к примеру, культ предков.
Также нужно заметить, что местом отправления культа предков зачастую служат буддийские храмы, чем вызвано другое популярное заблуждение, согласно которому более 80 % вьетнамцев — буддисты.
В городке росссийских специалистов-нефтяников в Вунгтау функционирует православный храм. Часть русской колонии в самом крупном городе Вьетнама, Сайгоне, имеет место для собраний для богослужений в самые большие даты христианства.
Первые религии, попавшие во Вьетнам, — буддизм махаяны, конфуцианство и даосизм.
Их называют три религии (tam giáo).
Очень долгое время средневековый Вьетнам был колонией Китая и это не могло не отразиться на архитектуре этой страны.
В отличие от Камбоджи здесь очень много конфуцианских и даосистских мотивов.
Своеобразная форма китайских крыш-пагод бросается в глаза.
Свастика повсеместно используется в буддизме и еще в десятке вероисповеданий как символ непрекращающейся вечной жизни.
Каждый верующий стремится украсить свой дом орнаментом, так или иначе включающим свастики. Свастики здесь кругом — на оконных решетках в домах не совсем бедных вьетнамцев.
В отличие от фашисткого символа здесь свастика закручена против часовой стрелки.
Свастика ведь возникла ещё в добуддийский период в древней Индии, у них она была символом жизни, света, щедрости и изобилия. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии.
И нынче, очень многие храмы, божества, а так же жилища и транспорт на индо-буддистском востоке украшается свастикой.
Даже большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без неё.
В Сайгоне очень прослеживается французское влияние в архитектуре, сравнительно больше чем в Пномпене.
Самым ярким примером католицизма и этого влияния является Нотр Дам, копия Парижского.Стыковка в Манилу через Хошимин. 6 часов. Впечатления. ВьетыЗдесь я гулял еще в марте 2014.
На этот раз нам посчастливилось даже внутри этого храма побывать. Но об этом в другой заметке.
В бассейне Меконга существую сравнительно новые религиозные секты: каодай ("Верховный дворец") и хоахао ("Гармония и благородство").
Каодай основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других великих людей. Тремя главными святыми каодай являются китайский революционер 20-го века Сун Ят Сен, французский писатель 19-го века Виктор Гюго и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.
О поездке в храм Каодай напишу боллее подробно в другой заметке.
Хоахао сочетает идеи буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений.
В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты поддерживали сепаратизм на некоторых территориях, вплоть до создания собственных вооруженных формирований. Численность сторонников каодаизма около 2.5 млн., а последователей хоахао насчитывается полмиллиона.
Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть чамов придерживается индуизма, другая — ислама.
Часть национальной группы чамов исповедует религию Баламон.
Вообще культовая архитектура Вьетнама впитала в себя от всех завоевателей и внешнего влияния по чуть-чуть.
Буддизм из Камбоджи, Даосизм от Китая, Католицизм от Франции, Атеизм из Советского Союза.
Самобытность "от себя" у вьетов проявляется в последователях местных анимистических культов.
Поэтому религия кхмеров мне показалась боллее самобытной, местной.
Видимо это от того, что у Камбоджи маленькая береговая линия, по сравнению с Вьетнамом.
Камбо как бы затеряна в джунглях, поэтому мало привлекала разных завоевателей с их религией.
Следующая заметка Кхмерская кухня. Фрукты