В глубокой луговой низине, на берегу излучины реки, открывается взору белоснежный ансамбль
Свято-Покровского женского монастыря.
В легкой дымке утреннего тумана, на сочной зелени приречья, медленно огибая ограду монастыря,
пасутся коровы, придавая пастораль окружающему пейзажу.
Кажется, что в этом маленьком мире, время приостановило свой бег.
Покровский монастырь — особая и прекрасная часть суздальской истории.
Основана обитель в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем
по обету, в благодарность за его спасение во время бури на Волге.
Предполагается, что первоначально обитель вела общее хозяйство и управление с возникшим
на несколько лет ранее, соседним, Спасским монастырем. Первой настоятельницей Покровского
монастыря была назначена мать Евфимия Суздальского — игумена Спасского мужского монастыря.
Первые постройки монастыря были деревянными, а в начале XVI века началось интенсивное
каменное строительство. Заказчиком выступал московский государь Василий III.
Его богатые пожертвования были продиктованы стремлением иметь наследника престола — его
двадцатилетний брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, династия могла прерваться.
Василий III с женой совершал паломничества по святым местам и молился о даровании ему детей
Праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы в Зачатьевской церкви монастыря.
В 1510-1518 годах были сооружены Святые ворота с надвратной Благовещенской церковью,
встроенной в ограду, со стороны старой московской дороги Стромынки.
Ворота имеют два проема: большой для проезда, малый для прохода.
Ограда в монастыре всегда выполняла только декоративно-хозяйственную роль и никогда
не использовалась в военных целях.
Покровский собор — главное воплощение архитектурной мысли московского зодчества.
Точность ее исполнения в наличие подклета, короны кокошников вокруг центрального барабана,
трехглавие и похожий силуэт с кремлевским собором.
По традиции храм украшен поясом галерей, поднятым на подклет.
Их первый этаж — глухой, второй — открытая аркада. В обширном подклете находится усыпальница более двадцати знатных монахинь.
Борьба за московский престол, интриги и прямая ненависть обернулась для многих знатных
женщин княжеского и царского рода ссылкой и заточением в Покровском монастыре.
( * Первой узницей стала дочь Ивана III от первого брака — Александра.
* После 21 года бесплодного брака Василию III удалось добиться согласия церкви на развод,
а Соломонию Сабурову, обвиненную в бесплодии, насильственно постригли под именем Софии в
Рождественском монастыре в Москве и потом отправили в Суздаль.
Между тем из Суздаля поползли слухи о рождении у Софии сына Георгия, а вскоре — о его смерти.
В усыпальнице действительно было детское погребение, правда, с другой надписью.
В 1934 году при вскрытии гробницы, в гробике-колоде, вместо останков была обнаружена истлевшая
тряпичная кукла... Народное предание сохранило жизнь княжичу и превратило его в разбойника
Кудеяра.
* В 1555 году сюда сослал, разлюбив, свою жену Евдокию (в иночестве Евпраксию) князь Владимир Старицкий, двоюродный брат Ивана Грозного.
* Иван IV, сослал в монастырь одну из своих жен, Анну Васильчикову.
* Здесь же, по воле грозного царя, оказались две жены царевича Ивана, его сына — Евдокия Сабурова и Прасковья Соловая.
* Ксения, дочь Бориса Годунова, шесть лет прожила в монастыре до своей смерти в 1622 году.
Погребена в родовом склепе в Троице-Сергиевой лавре.
* Евдокия Лопухина, первая жена Петра I провела здесь 19 лет, закончила свои дни в 1731 году
в Новодевичьем монастыре, где и похоронена.)
Не смотря на всю историю, ничто в Покровском монастыре, в его изящной и гармоничной архитектуре, во всем его утешительном камерном облике не кажется угрожающим,
не выдает его зловещей роли — ни собор с усыпальницей, ни другие здания.
Одновременно с собором и Святыми воротами строился и столп колокольни.
От XVI века сохранился нижний ярус с небольшой церковью внутри — Происхождения Креста Господня.
Вероятно, ярус венчала глава, а шатер появился в XVII веке, в таком виде она сохранилась до
наших дней. Гордостью монастыря является колокол 1589 года, находящийся на колокольне.
В XVIII веке колокольню и Покровский собор соединили двухпролетной крытой барочной галереей.
В глубине монастыря, в 1551 году, деревянную трапезную палату с зимней церковью Зачатия
Святой Анной Пресвятой Богородицы, перестроили в камне.
Это двухэтажное здание имеет вполне гражданский облик с двускатной кровлей, увенчанной лишь
миниатюрной главкой с крестом, да столпом звонницы с шатром и кругом для часового циферблата.
На первом этаже трапезной размещались хозяйственные помещения — хлебопекарня, кухня, кладовые.
На втором — трапезная палата и маленькая церковь.
На зимнее время Покровский собор закрыт и богослужения проходят в Зачатьевском храме.
Сильное впечатление оставляет полный женственности и лиризма образ древней обители.
Сразу бросается в глаза чистота и ухоженность всей территории: беленые стволы фруктового сада,
еще дремлющего под первыми лучами весеннего солнца; выставленные пчелиные улья для первого
взятка с цветущей вербы и робких цветов;
улиц изб-келий по всему периметру ограды.
Приятны взору и цветочные клумбы, сделанные заботливыми руками хлопотливых сестер и
послушниц.
Отрадная картина любования на уединенной скамейке — акцент общего впечатления от монастыря.
Редкий памятник архитектуры XVIII века — Приказная изба, скромно прилепившаяся к ограде возле
ворот обители. Простое кирпичное здание с двускатной крышей. Именно отсюда совершалось управление обширным монастырским хозяйством.
Покровский монастырь всегда был под сенью высокопоставленных особ и обладал большими
земельными владениями, крепостными крестьянами, богатыми вкладами и драгоценностями.
Вел обширную деловую переписку, канцелярию и архив (гражданского состояния своей паствы:
когда родился, крестился, венчался, помер).
От знатных узниц в ризнице оказались изысканные иконы лучших иконописцев, драгоценные
оклады, личные вещи и утварь житейского обихода из серебра, великолепные книги.
В 1914 году из ризницы Покровского монастыря были отобраны 43 иконы для Императорского
Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1992 году ЮНЕСКО включило в список Всемирного культурного наследия Свято-Покровский
женский епархиальный монастырь г. Суздаля.