К вопросам о том, где я пропадал последние пару недель.
После непродолжительного существования в Щекино (Тульская обл.) я отправился ранней утренней собакой в Калугу.
К удивлению — электричка Калуга-Тула (курсирующая всего лишь три раза в неделю) — цивильная, четырехвагонная, похожая на сочинскую ласточку, узкая, называемая почему-то "рельсовый автобус", правда, довольно медленная.
Я давно хотел прокатиться по этому ж/д маршруту и ожидал чего-то очень ужасающего, а тут — сортир в каждом вагоне и сиденья мягкие, чистые.
В вскр, 21 декабря известный Калужский Музей космонавтики специально для меня устроил день открытых дверей и работал в бесплатном режиме.
Затем мой путь лежал к Китежу — сообществу детей и взрослых, расположенному в сотне километров к юго-западу от Калуги, куда я и направился достаточно быстрым автостопом.
Народ тут живет изолированно, но не отгороженно, часто принимает волонтеров, гостей, временных детей (не-сирот).
Взрослые, круглогодично производящие своих детей, принимают в свои семьи и приемных, лишенных родительской опеки подростков, из совершенно разных регионов России.
Вся деревня, в декабре месяце напоминающая сказочную реальность, состоит из деревянных домов, много общетусовочных центров: школа, ферма, столовая-клуб и др. В теплое время года открывается летний лагерь.
Поэтому все круглогодично и круглосуточно варятся в общем коллективе, а не замыкаются в своем доме и своей семье.
Почти каждый взрослый сообщества является по совместительству учителем, т.к. основная деятельность — это, конечно, воспитание детей: своих, соседских, приемных.
Но разделения на своих и чужих тут не чувствуется, все живут одним большим коллективом.
Образовательный процесс продолжается и во внеурочное время.
Приемные дети иногда кочуют от семьи к семье, в зависимости от потребностей.
Начальство Китежа благополучно находит язык с областной администрацией, пьянством не занимается, привлекает спонсоров и волонтеров.
Основная деятельность Китежа описана тут: kitezh.org.
В общине не наблюдается особых перекосов в образе жизни, типа вегетарианства и православия, какой-то супраментальной реальности (как в Ауровиле) или зацикленности на экологичности (как в некоторых других поселениях).
Хотя есть церковь, например, но насильно внутрь никто не сгоняет, да и за все время, что я жил тут, церковь даже не отпиралась ни разу; были дела поважней: стройка дома, например, подготовка к Новому Году или к какой-то проверке из мин.образования.
Анархией тоже тут не пахнет, у детей водятся свои собственные деньги (которые они вполне могут обменять у взрослых на реальные товары: велосипеды, книжки), и даже устраиваются суды (я сам присутствовал на одном таком).
Как и любая другая община, китежская обросла своими недоброжелателями, злопыхателями и перевирателями идей, объявлявшими Китеж сектой, а его жителей — колдунами.
Колдовства я тут не замечал, а руководство Китежа — самые адекватные из всех представителей разнообразных общин, в которых мне доводилось побывать в России, Сев. Кипре, Румынии и в Индии.
Нет кризисов, террористов и телевизоров — ничто не мешает.
Учительствовал и я, в основном, рассказывая детям, зачастую в неформальной обстановке, про разные страны, а иногда проводя и уроки географии.
Цели подготовки их к ЕГЭ у меня не стояло.
Опыт моей жизни в Китеже, конечно, уникален.
Вбегая с мороза в теплую деревянную школу, чувствуешь себя каким-то Толстым из Ясной Поляны, только вместо книжек под мышкой — ноутбук, а у детей в классах — проекторы и хорошие учебники.
Однако Китеж — гораздо живее Ясной Поляной. Поляна давно превратилась в мертвый музей, Китеж же — это дышащий и развивающийся организм.
Несколько дней, уже после окончания занятий, я и жил в этой школе, посреди учебников и глобусов, став на время хранителем школы.
Некоторое еще время вписывался у одного пожилого шотландца, он тут уже 8 лет живет и работает, учит детей столярничать и говорить на языке Обамы и Шекспира, получая при этом зарплату в нестабильных росс. рублях (а не в фунтах).
Когда я смотрел новогоднее представление, которое старшеклассники исполнили не хуже любого театра, я понимал, что тут учатся не за цифры в дневнике, а за что-то другое.
И это что-то другое — гораздо нужнее и полезнее, чем те ценности, что прививают в среднестатистической российской школе.
Единство и среди учителей, и среди учеников: и когда мы сносили печь, и когда каждый взрослый китежанин (в том числе я) внес свой вклад в починку комнаты в одном из домов, в общем, от каждого по способностям. Не коммунизм конечно.
Та самая дестандартизация образования, о которой сейчас так много разговоров — в Китеже вполне осязаема.
И для этого не нужно растаскивать кучу денег (ведь у нас все "реформы" сопряжены с огромными потерями бюджета), достаточно лишь заинтересованных учителей, и чтобы сверху им не мешали.
В целом — уровень развития и эрудированности детей гораздо выше средней российской школы.
Один ребенок из 3го (!!) класса, например, знает, что свастика — это никакая не свастика, а древний индуистский знак, означающий солнце.
В общем, Китеж — это то самое место, где "нет зависти и злости, где без спросу ходят в гости".
Все же, если соберетесь сюда, без спросу этого делать не стоит, новичкам лучше списаться с администрацией заранее и приехать, например, в качестве волонтера.
Летом на базе "Китежа" открывается пионерлагерь, так что желающие (извне) могут отправить своего ребенка сюда.
Тут я познакомился с Д. Морозовым — гуру местного масштаба и основателем сей общины. Он, кстати, первый (и единственный) русский, кто строил Матримандир в Ауровиле в 1981м (о нем подробно рассказано в моей книге про Индию). Очень понравился его стиль показа исторических фильмов детям. Двух-трехчасовой фильм он ужимает посредством скроллинга до 30-40 минут, вставляя свои ценные комментарии и отбрасывая всю голливудскую мишуру, второстепенных персонажей и незначительные диалоги. Материал усваивается легко и быстро.
Про Морозова долго рассказывать не буду — про него масса информации в интернетах.
Новогоднее представление по Филатову: "Про Федота-стрельца, удалого молодца"
Ну а я в Китеж еще обязательно вернусь. Года через четыре, а, может быть, и раньше.
Всем Китежанам спасибо и с наступающим