Ранее — Селение кома в безбожных горах
С полудня до трех в деревушках, расположенных в центральной Африке, жизни нет — африканцы уподобляются овощам и существуют в тени — либо в тени деревьев, либо в тени хижин, которые в случае их возведения из глины — длительное время не пропускают тепло, если из хвороста да соломы — продуваются. Так и мы, прибыв в деревню кома, самих кома, по большому счету не обнаружили, разве что дети резвились и поглядывали на "носарА" любопытным, но недоверчивым взглядом.
К трем часам началась небольшая движуха, и нас представили местным дамам почтенного возраста, которые продемонстрировали курение местного табачка (да-да, "моя бабушка курит трубку") :), а после того, как по только им ведаемому способу связи передалась информация, что сегодня, скорее всего, будет праздник — усиленно занялись приготовлением пива — растирали в каменных ступках мил, побежали к речке по воду. Язык кома невелик, правда, думаю, поболее, чем у Эллочки из известного произведения, но весьма универсальный, допустим, все хорошее выражается произнесенным скороговоркой "МайЯ-майЯ-майЯ", причем количество "майЯ" возрастает пропорционально степени "хорошести":) Ну то есть "майЯ" — это "ну, типа нормально", а вот "МайЯ-майЯ-майЯ" — это "дико круто, ну просто охренительно":)
Местный чиф оказался в командировке, его зам ожидался к вечеру, поэтому нас представили местной шаманше, которая гадала про все и вся на кусочках какого-то странного тотемного растения, что-то вроде четырехгранного алоэ. Отрезала кубики и по тому, как эти кубики падали на землю, формировала свои предсказания. Шаманше около семьдесяти (так кажется), на должность шамана не назначают, шаман — это от высших сил, потому то, что шаман женского пола, никого не смущает. Дама предложила задавать вопросы, и цирк (с нашей стороны) начался, почему-то все вопросы моментально испарились из головы. Поэтому все придумали примитивное один спросил, что с бизнесом будет , и получил ответ, что клевый бизнес, всем бы такой, но не фиг по Африкам разъезжать. надо этим делом заниматься; другой поинтересовался, сколько у него детей, и ответ, девочка и маленький сын вогнал вопрошающего в задумчивость, ибо ему известно было лишь о девочке; третий — будет ли удача в бизнес-проекте новом (ответ — не стоит рисковать, надо как следует обдумать), четвертый полюбопытствовал насчет большой и чистой любви (не среди племени кома, а вообще), на что пообещали служебный роман; еще два вопроса со здоровьем (первый ответ — будет легкое недомогание, но ничего серьезного; второй — что здоров будет аж до самой смерти); А вот вопрос на тему когда на Руси жить хорошо будет — ждали ответа, затая дыханье. Долго у шаманши с кубиками не складывалось, но — через два года, как власть сменится (вопрос задавался в последние дни февраля 2014,если что, отсчет пошел).
А остальной народ деревни продолжал готовиться к празднику. К пиву надо мясо — повели на заклание козочку, после чего пошла обычная для местных племен, но вызывающая определенную неловкость, вызванную в какой-то мере привычным нам лицемерием (мясо-то мы все любим, но мало кто присутствует на забивании животного или птицы), у нас. Мясо ожидалось, естественно, свежайшее.
Местный трубадур решил созвать на праздник и соседнюю деревню, в которую как раз и был командирован зам чифа, протрубил в рожок таинственные сигналы, что у них, мол, скоро будет много пива, режут козочку и еще приперлось стадо совсем диких белых носара, и спустя некоторое время пришел мужик в сопровождении несколких дам. Мужик был знаком с фотооппаратами, сразу полез фотографироваться и "майЯ-майЯ-майЯ" раздавалось от него непрерывно, мужик прямо перся от собственной восхитительности:)
К тому времени поспело пиво, собралось на лужайке все племя, мужик представил наше стадо своему народу, по традиции расспросил каждого из нас, чем занимается, что думает про Африку и зачем приперся к ним, рассказал стандартную легенду о том, что они могли бы жить, как белые пришельцы, но в отличие от нас слишком чтят предков и их традиции, поэтому и ушли в горы. Сопровождались рассказы передачей калабасы с пивом по кругу, в круг включили и нас. Памятуя, что воду брали неизвестно откуда, отхлебнул мало, но напиток оказался приятным, что-то вроде кваса с пивом:)
После пива и ужина совершенно логично дело дошло до плясок, но в отличие от довайо кома или все же несколько перепили пива, или от природы ленивые: барабанщики колотили усиленно, а вот народ двигался медленно. Мы разбежались по палаткам, но звуки не смолкали, и когда опять вышли в темноту, оказалось, что дело было или в смущении перед нами, или в количестве выпитого пива, так как ближе к полуночи пьяное племя радостно прыгало и дергалось в такт ритмам.
Наутро произошло важное в жизни племени событие: делили бюджет. Нет, не пилили, но делили. Надо сказать, что подобной наглядности и открытости европейским странам стоит поучиться. Оказалось, что вместе с нами в племя пришли гостинцы для местных — соль, спички, мыло. Все в запаянных мешках и коробках.
На делянке, где не так давно отплясывали и передавали калабасу с пивом, собрался полный серьезности народ, от каждой хижины в соответствии с количеством проживающих в ней был отправлен делегат с пустой калабасой. Все упаковки публично вскрыты, соль высыпана в огромную калабасу, и зам чифа с помощью мелкой калабасы типа ковшика сосредоточенно стал рассыпать в калабасы по кругу. Когда круг закончился — продолжил рассыпать по половине калабасы, потом по четверти — и так до тех пор, пока основная емкость не опустела. И все это — под чутким присмотром наблюдателей... избирателей... в общем, заинтересованных лиц. Так же были поделены спички и мыло.
Констатирую: распилов не было:)
Прокричав на прощание "МайЯ-майЯ-майЯ", с определенным сожалением покинули сей гостеприимный народец и отправились через селение гостеприимных фулани и Тчамбу, где в очередной раз были атакованы ватагой детишек , обратно в Поли .
Далее — Базарный день