Вот уже второе столетие цифра 14 связана с войнами.
И в первый раз это было сто лет тому назад. И называлась тогда та война непривычно для нашего слуха – Великая Европейская Война. Это после Второй она станет Первой Мировой. Вот этому событию и посвящена открывшаяся на днях в городском музее Киева выставка.
У входа в музей стоит чудом сохранившийся старый и потрепанный временем броневик. Такие машины изготовлялись в 1914-17 годах в Англии по заказу российского военного ведомства. Бронемашина строилась на основе пассажирского автомобиля мощностью 30 л.с., на который ставили 4 мм броню и два пулемета Максим. Всего для России было сделано 168 таких машин.
Стоящий в Киеве броневик имеет изображение черепа со скрещенными костями – такой был тогда символ 9-го бронедивизиона Российской армии. В начале 1918 г. этот дивизион перешел в состав Украинской армии. В декабре 1918 г. броневик получил наименование «Черник» в честь ветерана УСС Федора Черника, погибшего в боях за Киев. Кстати, его прах сохраняется и поныне на одном из знаковых мест Киева — у Аскольдовой могилы на Печерске.
1914 год ... Мирная и спокойная жизнь и в Европе, и в России, и в Киеве. Тогда в городе было более 600 тысяч населения с весьма широким спектром сословий и вероисповеданий.
Гимназисты, курсанты военных училищ и их преподаватели, почтовые и железнодорожные чиновники того времени — все щеголяли в красивых униформах. Я уже не говорю о нарядах дам и господ в театрах и на балах на разного рода дворянских собраниях. Везде все было по высшему разряду — красиво, чинно и благородно. Росло благосостояние и простых граждан — работали фабрики, заводы и обрабатывались все земли.
И все это благополучие, как карточный домик, разрушилось буквально за месяц после фатального выстрела сербского террориста Гаврилы Принципа, убившего в Сараево наследника Австро-Венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда.
28 июля Австро-Венгрия объявляет о невыполнении Сербией условий ультиматума, начинает обстрел столицы и вводит войска на ее территорию. Николай II взывает Вильгельма I «к разуму» — власти Германии молчат. И 31 июля уже Германия объявляет ультиматум России и требует прекратить мобилизацию, а 1 августа приходит официальное объявление войны. Падающий нож гильотины уже не остановить.
Стоит сказать, что ни один из участников тех событий и не предполагал, что война, которую они планировали закончить за пару месяцев, затянется более чем на 4 года и вызовет такие кардинальные потрясения и переделы границ не только в Европе, но и во всем мире. И никто из глав государств, начавших ту войну, не встретил ее конец в благополучии.
Но кто потом учитывал этот урок?
С обеих сторон были мобилизованы миллионы. На стороне российской Армии воевали все национальности, которые проживали в то время в империи и многие вооруженные формирования — полки и дивизии — были организованы по национальному признаку. Были и кавказские, и украинские и чехословацкие подразделения.
Мундир воина 8-го пехотного полка Чехословацкого корпуса, 1919-1920 г. А первое чехословацкое формирование в составе российской императорской армии было сформировано летом 1914 г.
Поначалу среди воинов обеих сторон был большой эмоциональный подъем. Один из таких эпизодов начала войны — первый в мире авиационный таран, совершенный нашим военным летчиком штабс-капитаном Петром Нестеровым — необыкновенной и талантливой личностью того времени.
Осуществив за первый месяц войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около украинского городка Жолква Пётр Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон (ни много — ни мало!)! Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск.
Оба самолёта упали на землю, а их лётчики погибли. Собирался ли Нестеров уничтожать самолёт врага ценой собственной жизни? Вряд ли. Еще до войны он разрабатывал разные способы борьбы с самолетами противника — он думал и о бомбе, подвешенной на длинном тросе и предназначенной для уничтожения дирижаблей противника, и о том, что можно спустить с хвоста самолета тонкую медную проволоку с грузом, чтобы, перерезав дорогу вражескому самолету, разбить ему винт. Вот такие были тогда самолеты — ни пушек, ни пулеметов на них еще не было и первые бомбы летчики сбрасывали из кабины своими руками.
Нестеров даже приспосабливал к хвосту самолета пилообразный нож, чтобы вспарывать им оболочку дирижаблей и привязанных к земле наблюдательных воздушных шаров. Он пробует бросать вместо бомб и артиллерийские снаряды. И, наконец, его мысль останавливается на таране как на наиболее надежном оружии в воздушном бою того времени — стукнуть самолет противника колесами сверху и взмыть вверх! Увы — промахнулся.
Широко тогда освещался в печати и подвиг французского летчика Гарроса. Вот выдержка из одной такой газеты:
"Немецкая воздушная крепость Цеппелин плыла над французской крепостью, высматривая тайну ее обороны. И вот от земли отделился и быстро взвился пигмей аэроплан, руководимый твердой рукой Гарроса. Знаменитый лётчик скоро взмыл над громадной массой воздушного корабля и бросил бомбу. Без успеха. Германский корабль стал медленно поворачивать, чтобы улететь и унести к своей армии добытые сведения. Тогда Гарроса охватывает воодушевление истинного героя: он направляет свой аэроплан на германского гиганта и врезается в его оболочку. Страшный взрыв и на землю падают пылающий Цеппелин, обломки аэроплана и обезображенные тела погибших людей.
Неувядаемая слава славному сыну Великой Франции!"
Думаю, что такие же подвиги совершала и противоположная воюющая сторона — ведь среди австрийцев, венгров и немцев тоже было немало отчаянных и любивших свои империи людей!
На стендах представлена и некоторая техника, которая использовалась во фронтовом быту — телеграфное оборудование, пишущие машинки и другие средства коммуникации и связи.
На таких машинках от вражеской фирмы Мерседес (никогда не знал, что она выпускала еще и пишущие машинки!) печатались и приказы о наступлении, и приговоры о расстрелах
Изменилась и тематика театральных и концертных сцен. Наряду с русской и украинской классикой, в театрах появились и спектакли на злободневную антигерманскую тему.
Там где война, там и убитые, и раненые. К раненым в той России было особое — заботливое и трогательное отношение. В госпиталях работали женщины всех сословий — от крестьянок до членов царской фамилии. Общеизвестен факт, что и царица, и ее дочери постоянно, а не наездами работали простыми медсестрами в царскосельском госпитале.
На одном из телеэкранов демонстрировался документальный фильм об английском санитарном поезде. От сбора раненых на поле сражения, их эвакуации к поезду, транспортировка, лечение и т.д. Думаю, что такие же поезда были и у нашей армии.
Отдельно выставлена тема военнопленных. Их тоже были сотни тысяч с обеих сторон. Приятно удивила листовка о сборе вещей и продуктов, организованная для русских военнопленных Всероссийским Земским союзом, размещавшимся в Москве по ул. Покровка, д. 1.
Поразила разница между отношением к военнопленным в ту войну, и в Отечественную 41-45 г.г. В Отечественной войне наших пленных "не было" — и все они были заведомо "предателями". Кто же помогал им выживать в условиях плена? Со стороны властей СССР — никто.
Всем другим военнопленным, кроме советских, во Второй Мировой помогал международный Красный крест. Думаю, у всех на слуху история и с сыном Сталина Яковом, тоже попавшим в плен и ставшим тоже "предателем народа" ...
Многие художники того времени откликнулись на начавшиеся военные действия. И темой их картин были не только геройские подвиги нашей армии, но и трагические ее страницы, связанные с утерей близких людей. Ведь счет жертв той войны шел на миллионы ...
Печальную картину на эту тему написал и один из моих предков — муромский художник Петр Целебровский. Это — "Недобрые вести" кисти 1914 года. Что мы видим на ней? На первый взгляд ничего особенного — простую жизненную сценку, каких были десятки и сотни тысяч по всей России: — крестьянскую избу, мальчика, читающего письмо с фронта, глухого старика и неутешно плачущую молодую женщину. Но взгляд долго не может оторваться от этой картины, показывающей трагедию только одной семьи, потерявшей на войне близкого человека. А сколько их было по всей той России?
Эта картина досталась мне в наследство от его ныне покойного сына Владимира, до недавнего времени проживавшего во внезапно ставшей известной, по событиям 2014 года, Донецкой области.
А сам Петр Иванович известен больше как "крестьянский" художник, и одна из версий его "Сеятеля" послужила даже образцом для изображения крестьянина на первых денежных знаках Советского государства. Большая экспозиция его работ находится в музее г. Мурома.
В конце музейной экспозиции есть и шуточная карта Европы того времени образца 1914 года, и карта Восточной Европы, сложившаяся после заключения т.н. Брестского мира в 1918 г.
Многие ли уроки той войны учтены сегодня?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.