Предисловие
Это было долгое путешествие — в Пакистане мы провели почти три года, и мне хотелось бы рассказать о стране, какой она мне запомнилась. Сразу оговорюсь, что это была первая моя поездка заграницу и многое, что сейчас уже привычно для наших путешественников, особенно побывавших в восточных странах, для нас в тот момент было необычно и оставило неизгладимые впечатления.
И еще, к вопросу о фотографиях — они сделаны на обычный пленочный фотоаппарат и отсканированы, поэтому заранее прошу прощение за качество. Фотографий не много, т.к. большинство предназначались для семейного архива и интереса для окружающих не представляют. Несколько фотографий мне пришлось выудить из интернета.
Карачи
Судьба занесла нас в один из крупнейших городов Пакистана — Карачи. На момент нашего там пребывания в городе только по официальным данным насчитывалось около 10 млн. жителей, но никто не пересчитывал бесконечное количество бездомных бродяжек обитающих на улицах.
А ведь еще каких-то 200 лет назад на месте города простирались бесплодные пустыни, и стояло несколько хижин, в которых жили рыбаки. Этот кусок земли был известен как Kalachi-jo-Kun. Калачи — так называли рыбаков, а Кун означало глубокую канаву.
Своим расцветом город обязан британцам, захватившим его в 1839 году. Для них Карачи стал одним из главных морских портов, а также здесь были расположены крупные войсковые части.
После получения независимости и отделения от Индии, Карачи являлся первой столицей государства Пакистан (до 1959 года). Сейчас Карачи является столицей провинции Синд.
Знакомство с Карачи у нас началось с международного аэропорта «Джинна». Это современный и наиболее развитый аэропорт в Пакистане.
Мои первые впечатления можно назвать шоком – резкий контраст между обстановкой в помещении аэропорта и за пределами оного. Выходя из прохлады здания, как будто упираешься в стену. Воздух плотный, как кисель, и ты его собой «разрезаешь». Ощущения были, будто меня «огрели пыльным мешком из-за угла». Температура порядка плюс 30 градусов при высокой влажности. И это в конце сентября, в 9 часов вечера!
Поразило то, что на газонах тут и там лежали люди. Мне было не понятно – они просто так прилегли или они здесь живут? Вообще такая картина, с возлежащими на газонах людьми, обычная для Карачи. Со временем к этому привыкаешь и уже не обращаешь внимания.
Так же, как и на невероятное количество нищих. Когда первый раз я случайно, буквально на минуту, оказалась на улице одна, и меня окружила толпа попрошаек, я испугалась и боялась пошевелиться. Но тут эту живописную картину увидел владелец магазина, находящегося напротив и разогнал всю шайку-лейку. В тот момент я ему была безмерно благодарна. Впоследствии, адаптировавшись, я научилась одним взглядом и едва заметным жестом останавливать назойливые приставания. Помимо просто попрошаек на улицах очень много нищих-инвалидов. Многие, наверное, видели фильм "Миллионер из трущоб" и помнят момент, когда детей специально калечили для того, чтобы вызвать жалость у окружающих. И это не художественны вымысел.
Первое впечатление от города — грязно. На улицах валяется мусор, пакеты, гонимые ветром, перелетают с места на место. На тротуарах везде какие-то пятна кроваво-красного цвета. Потом уже узнаёшь, что эти пятна от пана, который жуют пакистанцы, от мала до велика. Пан – это листья бетеля, в которые завернуты дробленый бетелевый орех и специи.
Да, и запашок порой на улицах, надо сказать, явно не Шанель...
И совершенно невозможно поверить в то, что в 20-х годах XX-го века Карачи был одним из чистейших городов региона — улицы здесь мыли щетками и мылом...
Карачи, вообще, как принято говорить, город контрастов. По соседству с шикарной виллой может находиться домик, выстроенный из картонных коробок, или груда мусора у забора. Шикарные отели, высотные здания, красивые парки в одних районах и серые, грязные трущобы — в других.
Отели "Шератон" и "Перл Континенталь" (прошу прощения за кривую фотографию, мне так ее отсканировали)
На дорогах здесь соседствуют новые дорогие автомобили и автомобили неизвестно когда и кем выпущенные, т. к. опознать их невозможно за древностью. Автомобилем в стране считается все, что пока может двигаться на четырех колесах.
Как-то наблюдали интереснейшую картинку: старенький автомобиль, до отказа забит взрослыми пассажирами, а в открытом багажнике, как грибы в лукошке, устроились ребятишки в возрасте 5-8 лет, человечков 10. Такого рода картинки не редкость на дорогах города.
Правил дорожного движения, как и в некоторых восточных странах, нет. То есть, они наверное существуют, но выглядит все так: кто первый успел подставить бок в аварийной ситуации, тот и прав. Хотя аварий за все время мы почти не видели.
Светофоров очень мало, дорогу регулируют полицейские. Причем, величина «пробки» прямо пропорциональна количеству полицейских на данном перекрестке. Пешеходных переходов нет в принципе. Перейти дорогу – целое искусство. Движение в Пакистане левостороннее – наследство от Британской империи. Поэтому, знакомое с детства: «сначала посмотри налево, потом направо» необходимо сразу забыть, и действовать прямо противоположно. Оценив обстановку, выставляем руку навстречу движущемуся транспорту, и смело движемся вперед. Останавливаются все.
Хотелось бы упомянуть об автобусах. Упомянуть – это не верно, здесь надо писать поэму. Это тоже одно из моих первых ярких впечатлений в городе. Снаружи автобусы все разрисованы и расписаны, как пасхальное яйцо. Раскрашено все, что возможно – любая поверхность. И как дополнение ко всему – разноцветные шторки и ленточки. Таким же образом разукрашены и грузовые автомобили. Причем, рисунок, практически, не повторяется.
Еще один вид транспорта в Карачи — это моторикши. Этакий трехколесный мопед с крышей над головой. Впереди сидение для водителя и сзади два – для пассажиров. В странах Юго-Восточной Азии этот вид транспорта еще называют тук-туками.
Как известно, основной религией в Пакистане является ислам. Соответственно этому и живет вся страна. Довольно обычная картинка на улицах города – вечером, услышав призыв к молитве, мужчины расстилают свои коврики, часто посреди улицы, и совершают намаз. Помню, как в первую ночь, на рассвете, нас разбудил призыв муэдзина на утреннюю молитву. Было ощущение, что он стоит непосредственно рядом со мной и нет никакой возможности скрыться от этого. Я закрывала ладонями уши, накрывала голову подушкой, но все было бесполезно. Потом привыкла и не замечала.
Справедливости ради необходимо сказать, что кроме мусульман в Карачи, и в Пакистане в целом, проживают христиане, индуисты и представители других религий, но совершенно в ничтожном количестве.
Мало кто знает, что Пакистан создавался как светское государство и лишь как уступка фундаменталистам был официально назван "Исламская Республика Пакистан". До середины 70-х годов в Карачи вовсю работали бары и ночные клубы. Уже в те годы здесь пытались развивать туризм. Но многие вещи радикально изменились после военного переворота и окончания эпохи Бхутто (Зульфикар Али).
Карачи делится на 18, так называемых, тексилов, в которые в свою очередь входят несколько районов. Но в некоторых районах иностранцу находиться не желательно – чревато неприятностями. Наиболее безопасные и интересные районы это Саддар, Клифтон и Дефенс.
Саддар (Saddar) – центральный район города и самый старый. Этот район отличается от других своей суматошностью. Здесь множество базаров, магазинов и магазинчиков, дешевых отелей и ресторанчиков. Когда-то он был экономическими воротами в северные владения британской Индии. До сих пор останки, если можно так выразиться, британской колониальной архитектуры видны на улицах Саддара. К сожалению, строения находятся в плачевном состоянии. Все верхние этажи зданий пустуют и запущены, а викторианские входы переделаны под уличные лавки.
Южный район города, Клифтон (Clifton), где мы и проживали, как и Дефенс, является районом богатых вилл, а также некоторых дипломатических представительств, в том числе и Российского.
Недалеко от Консульства России находится гробница Абдулла-шах-Гази (Abdullah Shah Ghazi Mausoleum). Он являлся великим суфийским учителем VIII века, и некоторые считают его покровителем Карачи. После захода солнца, каждый четверг, невообразимое количество народу, в основном мужчины, стекаются на лужайку перед мавзолеем. Много нищих. Служки из мавзолея бесплатно раздают вареный рис. Весь вечер горят костры, звучит музыка, некоторые танцуют под звуки бубнов, раздаются ритуальные песнопения. Картина очень колоритная….
Здесь,проезжая мимо мавзолея, я впервые в жизни столкнулась с таким явлением, как трансвеститы. Сейчас это смешно вспоминать, но в тот момент для меня они казались сродни марсианам.
Неподалеку от этой гробницы продаются очень вкусные наны – лепешки, которые выпекаются тут же в тандыре, большой глиняной печи.
Еще одно незабываемое впечатление от города – это сапсаны. Их там много. Существует даже что-то вроде развлечения – покормить сапсана. Птица парит высоко в небе. И кажется, что ей нет никакого дела до тебя. Но стоит только подкинуть вверх кусочек сырого мяса, и она камнем падает вниз, хватает его своими цепкими когтями и взмывает обратно ввысь. Изумительное зрелище, аж дух захватывает.
Продолжение
Тысяча и один день. Воспоминания о Карачи. Жители
Тысяча и один день. Воспоминания о Карачи. Что посмотреть
Тысяча и один день. Воспоминания о Карачи. Море и пляжи