На конкурс «Крик Природы».
Предположим, Раб Лампы у нас всегда под рукой, проснулись мы с утра и как всегда, решили начать день с добрых дел. Итак: «ХААчу чтобы в моем городе ...». А что мы хотим?
Вспоминаю как в детстве я умилялся картинке из фантастического романа, на которой автор отобразил свое представление о планете где победил коммунизм. На полянке маленький домик, рядом звездолет, тут же недалеко пасутся олени, два рогача и маленький пятнистый олененок. Олененок что то сосет у одного из рогачей, того который поменьше. Идиллия. Мы так хотим? Почему нет, собственно не плохо. Мы хотим на полянке рядом с нашим домом травоядных или пусть уж будет весь зоопарк?
Я не знаю, много животных в городе — это хорошо или плохо. Я очень люблю животных, гораздо больше чем средневзвешенный человек на нашей планете. Я даже егерем хотел стать и не только в детстве, на старости лет была вторая попытка. Но если честно, в моей жизни в столице Техаса животные меня периодически крепко достают.
Ты хочешь орешков? Я тебя понимаю. А провода кто жрал? Ах ты не знаешь, ты в это время был в командировке.
Ужин на свежем воздухе. Техас. Все дворовое зверье собралось и ждет, может что перепадет. Думаете кролики не любят стейки? Ошибаетесь, просто их никто не кормит стейками.
Если серьезно, то нам нужно не просто дать возможность дикими животным жить в городах, но и обеспечить взаимную безопасность двух трудносовместимых систем, при этом минимизировать неудобства неизбежно возникающие в этих коммуналках. Для того чтобы комплексно решить возникающие при совместном проживании вопросы следует перестать сюсюкать и начать считать. Мы любим оленей? Мы хотим чтобы они жили в городе и паслись на газонах?
Белка считает, что олени в городе – это совершенно не допустимо. Ишь ты желуди она жрать повадилась. Желудей тут нам самим, городским не хватает. Понаехала деревня...
Давайте перестанем сыпать нитратные удобрения на газоны (болеют олени от нитратов) и посчитаем сколько стоят удобрения разрешенные для использования на пастбищах. Посчитали? Отлично. Ваш налог на городское хозяйство вырос на ?? долларов. Оленей сбивают машины. Страдают и олени и люди. Есть очень простое решение, надо поднять дорожное полотно на эстакаду. Ваш дорожный налог вырос на ??? долларов. Я не говорю что это плохо, но я не говорю что это хорошо. Откуда я знаю? Мне ведь не сказали цену. Одна и та же вещь по одной цене хороша, а по другой не приемлема.
Когда то давно, прослывший простоватым, президент Джонсон спросил американцев: «Вы какое образование для ваших детей хотите?». «Самое лучшее!» — дружно заорали американцы. «Хорошее образование стоит три процента от стоимости вашего дома ежегодно» — быстро подсчитал бывший учитель начальной школы. «Ну ты чо?» — сказали граждане. Президент предложил за один процент, но плохое. Сошлись на полутора. Здесь, в вопросе с животными, я тоже хочу открытой игры без повизгиваний и причитаний. Скажите мне, сколько с меня?
Кроме этого я хочу понимать, что за заплаченные мной деньги будет обеспечена безопасность моим близким и моему имуществу. Большая проблема заключается в том что дикие животные перестают бояться человека и будучи больше и сильнее его часто довольно жестко отстаивают свои права на территорию.
Каких животных мы хотим в городе. Вот таких? Как написано на плакате. «Бизон не хищник, но ...». Вот этот например считает что дорогу построили для него, а не для автомобилей. Его задница твердо выражает простую мысль: «Еще раз посигналишь, я за себя не отвечаю».
Про хищников тоже не надо забывать. Пару лет назад старший ребенок мирно пил кофе у себя на веранде хьюстонского дома, рано утром, перед тем как ехать на работу. С крыши гаража свисал и раскачивался на ветру какой то шланг, а может тряпка, а может хвост от пумы. Нет все таки хвост от пумы. Он мог и не пить кофе во дворе, а сразу пойти за машиной в гараж. Вот только вопрос удалось бы ему после этого попить кофе на работе.
По сути, любой вопрос охраны природы – это финансовый вопрос. Сколько и каких животных в городе, сколько серы в атмосферу какая разница. Человечество давно придумало эквивалент. Лес напротив вашего дома обойдется в определенную сумму дорожного строительства. Он удаляет спальный район от делового центра. При этом часто ли вы слышали, чтобы защитники (нападающие) природы оперировали экономическими параметрами.
Можно обеспечить стопроцентную очистку выброса в атмосферу данного предприятия? Можно, только потом его придется закрыть, оно будет не рентабельно. Это вроде как понятно, но обсуждается обычно вовсе не уровень прибыли предприятия. Обычно просто кирпичи в окна кидают, да и то если конкуренты подвезут достаточное количество кирпичей и пива. Не то чтобы продаются, от души кидают, просто не интересуются «мелочами», не когда, да и интереснее кирпичи кидать чем разбираться есть ли в этом смысл.
Я не призываю всех поголовно записываться в экологи. Это сложная многогранная профессия освоить которую дано не многим. Но мне кажется, что мы должны знать основы. Последнее решение зависит от нас, просто людей (даже если сейчас в некоторых странах это не так, такое положение временно). Для того чтобы это решение принять, мы должны понимать о чем идет речь, и требовать исходных для размышлений в исчерпывающих объемах.
Экологических задач много. Они вокруг нас на каждом шагу. Животные в городе – это экзотический пример, так чтобы смешно было. Статья конечно не про животных, статья про последовательную продуманную позицию каждого из нас.
Люди, как бы нам так договориться, сначала самим с проблемой разобраться, а потом бежать с дубьем других учить. Когда толпа орет и кидает кирпичи – это понятно, на то она и толпа. Когда лидеры не способны выйти за уровень агрессивных лозунгов – это печально. Созданная Президентом Джонсоном, в его «Великом Сообществе», логика отрытого взаимодействия правительства и граждан страны, за полвека своего существования, доказала право на жизнь. Мне кажется, пора прекратить считать людей дураками и формировать из них толпы защитников природы или стада борцов за права меньшинств. Следующий успешный политик должен сказать нам цену успеха, объяснить сроки и масштабы проекта. Да не дураки люди, поймут! У Линдона Джонсона был самый высокий рейтинг за всю историю выборов в Штатах, не думаю, что с тех пор люди поглупели.