Почему мы, городские жители, так любим деревню?
Малопонятные предметы быта, незнакомые запахи...
Повседневный уклад, никак не укладывающийся в наши представления о верном образе жизни.
И ведь действительно любим. Совсем не так, как когда-то, будучи воспитанными в духе интернационализма и дружбы народов пионэрами, любили далеких, загадочных негров.
Или, как уже повзрослев, став интелигентными, толерантными, все понимающими, начали "любить" таких близких, но еще более непонятных геев...
Тут не поймите превратно. Не то, чтобы совсем уж непонятных...
Общее представление имеется. Что, куда, в принципе ясно.
Просто старое название немного путает мысли, не дает сосредоточиться...На любви...
Впрочем, я о любви к деревне.
Деревню мы любим не свысока, и не из боязни прослыть заскорузлыми снобами.
Любим практически искренне, Не отдавая себе отчета за что, как впрочем, не очень понимая что такое деревенская жизнь вообще.
Тяжкий труд, неудобства, а порой, и суровый быт, нам не видны. И не интересны.
Не вписывается все это, в ассоциативный ряд, завернувшего в деревушку туриста.
Пастораль, безмятежность, единство с природой...
Где тут место для ежедневной упорной работы...
Турист в городе и деревне, это две большие разницы. В городе, мы перемещаемся от одного памятного места к другому, не выпуская из рук какой-нибудь "Lonely Planet".
И даже при наличие свободного времени, когда уже все intresting place давно обведены маркером, никто не бродит совсем уж, "просто так".
Нам крайне важно, что этот дом, спроектировал архитектор А, вон в том особняке, жила мадам Б... Ну и, далее по списку...
В деревне же, можно бродить совершенно бесцельно. Путеводителей все равно нет.
Местные, конечно, точно знают кто тут Б, и где живет главный Г, но чужакам, врядли расскажут.
Нельзя нарушать ассоциативный ряд и подвергать опасности психику туриста.
И это, не шутка юмора.
Антон Городецкий, который из Лукьяновского "Ночного Дозора", как-то сообразил, что, скорее всего, у любого человека, едущего отдыхать за границу, автоматически срабатывает тумблер, отключающий 80% мозга. Чтобы не изнашивался. А на отдыхе, и 20% за глаза хватит.
И это, многое объясняет... В самом деле, у нас, у туристов, все всегда "зачетно".
Ну нет здесь "must to see", ну и что? Ты — на отдыхе.
Хочешь, поброди не спеша, умиляясь цветочкам, дворикам, ставенкам...
Хочешь — дербани коньячка. .
Если уже опытный турист — съэкономь время, дербани и поумиляйся одновременно.
Как мы в Маркене.
А главное: именно это, и есть хорошо.
Именно так быть должно и правильно. Не часто, господа, иногда...
Но не забывайте: тумблер, 20% , и — умиляйтесь...
Итак, Маркен. Маленькая, ничем вроде-бы непримечательная, но довольно известная деревушка. Она популярна у туристов, и упоминается в большинстве путеводителей по Голландии.
И хотя, информация, как правило, исчерпывается всего лишь общими фразами, Маркен может быть интересен, и даже полезен.
Допустим, вы оказались в Амстердаме. На несколько дней и не впервые.
То есть, в музее мадам Тюссо уже сфотографировались, шоу-программу "Розового слона" выучили наизусть, и в сети кафе-шопов "Бульдог" с вами здороваются официанты...
Ваш организм, несомненно потребует смены обстановки и передышки, а деревушка, отлично вписывается в однодневный пасторальный маршрут вокруг столицы вседозволености — Волендам, Монникендам, Маркен.
До 1957 года, Маркен был рыбацкой деревушкой расположенной на островке, в заливе Северного моря. Впрочем, историю свою, остров ведет с XIII века, когда здесь поселились монахи-норбертинцы.
Это были представители когда-то влиятельного католического ордена Премонстрантов. Орден был основан в аббтстве Премонтре в Пикардии (отсюда премонстранты) Святым Норбертом Ксантенским, потому, еще и норбертинцы.
В середине XIII века, орден располагал 1300 монастырями, и был довольно влиятелен
Но Реформация, и особенно Французская революция, которые имели общую интересную особенность все сокращать (у физически лиц — сантиметры роста, у юридических — километры собственности), быстро довели их количество до цифры 8 (!).
Граф Голландии, желая идти в ногу со временем, не стал упускать возможности поживиться за счет ослабевшего ордена, и изгнал монахов из страны. Покинув остров, премонстранты оставили на Маркене довольно крепкое сельское хозяйство и скотоводство.
Но море продолжало наступать... Почва постепенно засолялась, плодородный слой смывался, и уже к XV веку, жителям не оставалось ничего иного кроме рыболовства.
Итак, до 1957 года, Маркен был рыбацкой деревушкой расположенной на островке в заливе Северного моря. Попасть туда можно было только по воде.
Потом построили дамбу, и... ничего не изменилось.
Рыбаки в деревне остались, и по-прежнему выходят в море из игрушечной гавани, хотя сегодня, это уже не единственное занятие жителей.
Все таки, всего 22 километра от Амстердама, по нынешним временам, это почти в центре.
Но Маркен, перестав быть островом, не перестал быть деревушкой, и не утратив пасторального очарования, в пригород мегаполиса не превратился.
Маркен, традиционная прибрежная деревушка. Дома на сваях.
Голландцы, веками боровшиеся с морем, были вынуждены защищать дома от затопления.
Но в отличии, от скажем, всем известной Заансе-Сханс, Маркен не фольклорно-туристический проект. Его жители, сохранили вековой уклад, не корысти ради... Нравится им так.
Туристов для наживы, они специально не заманивают. Хотя, особо от них, и не отбиваются...
Интересна окраска домов.
Большинство, покрашены в темные тона, но выглядят совсем не мрачно, а вполне празднично.
Черные, или темно-зеленые доски, отделены друг от друга полоской белой краски, отчего дома, кажутся будто разлиноваными.
Нарядно разлиноваными. Как тетрадь отличницы. А белые оконные ставни...
Приветливо распахнутые миру глаза, которыми дома смотрят на нас из-за заборов..
Они так схожи.
Но, как нет идентичных глазных сетчаток, так и одинаковых окошек в Маркене, вам не найти.
Я упоминал, что информация о Маркене в сети исчерпывается в основном общими фразами.
Но кое-чем любопытным, все же могу поделиться. Оказывается, в Маркене долго жил бельгийский художник Ксавье Меллери, которого называют предтечей символизма.
На остров он уехал для выполнения заказа Шарля де Костера на иллюстрацию его произведений. Представляете, еще во 2-й половине XIX столетия, Маркен казался современикам этаким заповедником, чудом сохранившим старинные обряды и обычаи.
Вот так выглядела деревушка на фотографиях позапрошлого века.
Мне показалось, с тех пор, мало что изменилось.