В Боголюбово мы отправились с утра пораньше и правильно сделали. В это время практически нет туристических групп, и можно все спокойно осмотреть.
Одной из двух важных достопримечательностей села Боголюбово является Свято-Боголюбский монастырь. Вот с него-то мы и начали.
Монастырь стоит на месте, где располагался дворец Князя Андрея Боголюбского. По легенде, Князь, покинувший в 1155 году Киев и отправившийся в свою вотчину в Ростово-Суздальских землях, тайно прихватил с собой икону «Божией Матери», известную нам, как Владимирская. В пути, на месте современного Боголюбова, лошади с повозкой, в которой находилась икона, остановились, как вкопанные – и ни туда, и ни сюда. Пришлось Князю заночевать в указанном месте. А ночью ему приснилась сама Богородица и повелела выстроить на этом месте церковь. Так Боголюбский и поступил – выстроил церковь Рождества Богородицы, а рядом, заодно, и дворец свой воздвиг.
Согласно летописям, княжеский дворец отличался великолепием и роскошью, и сравнивался с храмом Соломона. Дворец украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Покои князя были соединены галереями с Собором Рождества Богородицы. Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром и священный столп с четырьмя Богородичными ликами.
Изучая материал перед поездкой, "споткнулась" на этом месте. Удивил именно столп – почему четыре лика? В древней истории славян известен четырёхликий бог Святовит (Свентовит). Изображения его находили на острове Рюген и на Украине. Бронзовую фигуру Святовита нашли в Рязани, а костяную в Болгарии, в Преславе. Еще в XI веке его чтили, не смотря на принятие православия. Может быть, четыре лика Богородицы на столпе отголосок изображения древнего славянского бога? А может быть это и есть часть языческого идола?
Кроме вышеперечисленных свершений Андрей Боголюбский повелел искусным иконописцам написать икону Божией Матери такой, какой он видел ее в явлении и поместить ее в соборе. Это была первая икона, писанная на Руси. До этого все иконы писались в Византии.
Сейчас от дворца осталась лишь лестничная башня, в которой принял мученическую смерть Андрей Боголюбский, и галерея, ведущая к собору. Сам собор не сохранился по причине неумелых переделок, а тот, что мы видим, был построен в XVII веке. Да... как-то без особого трепета наши предки относились к памятникам архитектуры...
Икону, точнее древний список с нее, можно видеть в Соборе иконы Боголюбской Божией Матери, который был выстроен в XIX столетии на территории монастыря.
Побродив по монастырю, посмотрев икону Боголюбской Божией Матери, полюбовавшись на лестничную башню, отправились в Рождественский собор, где сейчас находится музей.
В музее открыта выставка «Город камен именем Боголюбый». Здесь выставлены архитектурные фрагменты, найденные при раскопках. Среди собранных в соборе фрагментов находится и драгоценный памятник русского письма XII века — белокаменный крест с резной надписью «похвалы кресту». Здесь же стоит четырехликая часть капители, описанная в летописи.
С помощью археологических раскопок, мы можем хоть немного представить себе каким он был — храм, построенный князем Андреем. Полы храма были устланы медными пластинами и отполированы до блеска. Основания древних колонн выполнены в стиле "соколиный коготь". А если поковыряться в исторических источниках, то можно найти летописное упоминание игумена Аристарха о том, что собор в точности был похож на Покров на Нерли.
Как хотелось бы, т.е. с чувством, с толком и другими вдумчивыми ощущениями, посмотреть экспозицию нам не удалось, т.к. к этому времени набежало много народу. В небольшом пространстве при таком скоплении туристов было трудно пробраться к экспонатам. Но зато мы прошли в музей без билета – нас приняли за экскурсантов из группы.
Осмотрев монастырь, мы отправились к церкви Покрова на Нерли, которую оставили на «десерт». Меня давно манила эта удивительная, уникальная церковь. Несколько раз мы проезжали мимо по трассе М-7, любуясь ею издалека, а вот остановиться все никак не получалось. И теперь мы отправлялись храму с трепетом первого свидания. Но здесь нас ждал сюрприз, и наше путешествие к церкви превратилось в настоящее приключение.
Те, кто бывали в Боголюбово, знают, что к церкви можно подойти только пешком, переправившись по мосту у железнодорожной станции и пройдя по Боголюбскому лугу. Всего полтора километра. Так вот, по мосту мы поднялись, а дальше…. Дальше ступени лестницы уходили в воду….
Впереди целое море, которое простиралось до горизонта, и стволы деревьев выступали из воды, грустно отражаясь в ее поверхности. Весенний разлив…. Было понятно, что до церкви нам не добраться.
Хотели было уже расстроиться, так как отсюда собор плохо просматривался – мешал информационный щит, но тут на меня снизошла, как оказалось, счастливая мысль. Надо попробовать пройти по железнодорожной насыпи и оттуда посмотреть на церковь. Хоть и далеко тоже, и толком не разглядеть, но, по крайней мере, ее ничего не загораживает.
— Не расстраивайся, — говорила я мужу, при этом больше уговаривая себя, чем его, — не пускает нас к себе церковь Покрова, а мы приедем еще раз... Но пройдя совсем немного, мы увидели весельную лодку, причаленную у насыпи. В ту же минуту подошел мужичок и предложил нас довести на лодке всего за 200 рублей с человека. И мы с радостью согласились!
Было страшно, странно и, в то же время, весело. Страшно от неизвестности под толщей воды, странно проплывать мимо верхушек небольших деревьев и задевать ветки покрытых водой кустов, и весело от сочетания всех этих чувств одновременно.
Не могу сказать, что мы легко скользили по поверхности. Лодка шла довольно трудно. Мы с мужем «работали» штурманами, подсказывая нашему лодочнику направление, когда лодка пыталась зарулить не туда.
Дядечка оказался сменным сторожем при храме Покрова на Нерли. Он рассказал нам, что в этом году вода поднялась выше обычного, и такого разлива не было лет двадцать.
По дороге нас обогнала моторка, и волна от нее чуть не перевернула нашу лодку, по крайней мере, здорово покачала. Как выяснилось, доставка на моторных лодках к церкви во время разлива это обычное дело, просто мы приехали несколько раньше, чем начинались «заезды».
Постепенно мы приближались к холму, на котором находилась церковь. Она будто вырастала из водной глади. Пейзаж напоминал сюрреалистический.
Легенда гласит, что храм в устье Нерли был построен в ознаменование победоносного похода владимирских полков в Волжскую Булгарию в 1164 году. Но некоторые историки принимают за дату строительства церкви 1158 год, опираясь на летопись, в которой сказано «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены во имя святыя Богородица». Одна церковь, как мы знаем, Рождества, а другая предположительно Покрова.
Описание храма Покрова на Нерли не благодарное занятие. До меня ее называли шедевром мирового зодчества и вершиной творчества владимирских мастеров, сравнивали с «белым лебедем» и «поэмой, запечатленной в камне» — что я могу добавить?!
Храм построен, казалось бы, не в самом удачном месте – на слиянии двух рек, да еще и в низине, в заливных лугах. Для ее строительства даже специально был насыпан холм, а фундамент уходит вниз на пять метров. Но на мой взгляд, это так и было задумано, это такая архитектурная «фишка» — весной, во время половодья, когда вода подступает к самым стенам храма, он возвышается над этим великолепием во всей своей красе.
Обратно нас должны были доставить моторной лодкой, а пока нам предложено было погулять.
Погулять вокруг церкви нам пришлось довольно долго, так как надо было ждать, когда моторка отвезет «на большую землю» группу товарищей, предварительно покатав их, и привезет сюда очередную порцию клиентов. Поэтому мы имели возможность не торопясь рассмотреть собор и его прекрасную белокаменную резьбу.
На фасадах церкви, с трех сторон, изображен все тот же царь Давид, что и на Дмитриевском соборе во Владимире. Ниже расположились львы, символ власти и мудрости, и голуби, символ мира. Но, оказывается, раньше считалось, что лев – это не только символ власти, но ещё и лучший сторож. На Руси верили, что лев спит с открытыми глазами. Поэтому изображение вечного стража столь часто можно встретить у оконных проёмов (позднее появился обычай ставить фигуры львов у парадных входов, ворот и лестниц).
Над окнами – женские печальные лики. Некоторые исследователи предполагают, что это изображение самой Богоматери.
С двух сторон от изображения царя Давида находятся грифоны, держащие в лапах лань. Ну, это я теперь знаю, что это грифоны. А тогда я видела каких-то сказочных хищных существ. Но, в действительности, это вовсе не образ хищного зверя. В средневековых традициях грифон считался символом Сына Божьего, а лань – символом трепетной христианской души. И грифон отнюдь не терзает бедную лань, а, напротив, бережёт и охраняет её.
Вообще, в резьбе храма присутствует множество различных интересных животных – «улыбающиеся» львы, крылатые зверьки, барсы, орлы и др. Среди них изборожденные морщинами морды, их называют «свинячьи рыла», но мне кажется, что это выхухоль.
— Почему выхухоль? – удивленно спросил муж, когда я, задумчиво разглядывая изображения, поведала ему о своей версии.
— Почему выхухоль? – не менее удивленно спросили на работе, когда я рассказывала о поездке.
— Почему выхухоль? – думаю, Вы тоже зададите этот вопрос.
Не знаю! Просто я думаю, что это похоже на выхухоль. При этом я опираюсь не только на свои ощущения. Я нашла фотографии этого зверька, и должна сказать – «предчувствия меня не обманули». Определенно, сходство есть! А если учесть, что зверек встречается в течении реки Клязьмы, то возникает вопрос: «Почему бы нет?».
Но, не удовлетворившись риторическим вопросом, решила все-таки "копнуть" глубже. Всезнающий интернет рассказал мне, что Русская выхухоль является элементом славянской культуры, при этом не конкретизируя в чем именно этот элемент выражается. Но помните, был такой киножурнал "Хочу всё знать"? Там были слова: "Мы не привыкли отступать!" И я нашла! Не много, правда, но нашла.
Вот, что я раскопала о зверушке. Ее мех ценился больше бобрового. Кроме того, ценился сушеный хвост водяного зверька — из-за расположенных в нем специфических мускусных желез. В России его клали в сундуки с постельным бельем, благодаря чему белье долго хранило приятный своеобразный запах свежести.
Мое маленькое расследование ни в коем случае не претендует на какую-либо истину. Так, размышления на тему... Но и "свинячьи рыла" мне тоже не понятны...
В этот день было достаточно прохладно, и я немного подмерзла. Дяденька-сторож пригласил нас к себе в сторожку и напоил оба-а-алденным чаем с душистыми травами. К тому времени и лодка подошла.
Обратно возвращались с ветерком. На мосту уже стояли очередные желающие съездить к церкви.
Продолжение следует
PS. К моему глубокому сожалению, все фотографии, которые мы сделали во время поездки во Владимир, были выполнены на мобильные телефоны, т.к. наш фотоаппарат отказался фотографировать, а потом и вовсе сломался.
Начало Город со старинным русским именем
Продолжение Ах, эта Кидекша