Март не самый удачный месяц для путешествий… Так думала я, собираясь в дорогу…
В принципе, эта поездка и должна была быть в декабре, а не в марте… и не в Польшу, а на Гоа… и не на неделю, а на две… и цель изначально предполагалась – символическая свадебная церемония на пляже в честь нашего серебряного юбилея…
Но обстоятельства сложились таким образом, что поездку пришлось отменить, а отпуск, запланированный на декабрь, перенести в отчаянной надежде, что вот уж весной, под конец сезона, все получится…
Почему Польша? Поняв окончательно, что и в марте Гоа «накрывается», а душа требует перемен, решили поехать «куда-нибудь недалеко». Варианты «недалеко» рассматривались. И вдруг… Задумчиво глядя «вдаль», муж сказал: — А давай поедем в Польшу… Я бы посмотрел Краков…
В Краков я влюбилась почти мгновенно. Может виной тому был теплый весенний ветерок, нежно перебирающий пряди волос и ласкающий щеки,… а может быть, так напоминающий детство, запах свежих краковских бубликов, на привокзальной площади… или это было просто мое прекрасное настроение... Мне кажется, я сразу почувствовала неповторимую атмосферу города, обладающую особым магическим воздействием. Недаром поляки говорят, что тот, кто хочет узнать жизнь и будущее страны, должен ехать в Варшаву, а кто хочет познакомиться с ее душой – пусть едет в Краков.
Первое упоминание о Кракове датируется 965 годом в хронике арабского купца Ибрагима ибн Якуба, где он упомянул о славянах и руссах, прибывших из Кракова в Прагу.
Одна из легенд связывает название Кракова с легендарным основателем — князем Краком, победившим страшного дракона из вавельской пещеры. И надо сказать, что поляки эту легенду не оставили своим вниманием и не пустили на самотек. У пещеры, где предположительно обитало ископаемое, была установлена скульптура дракона. Судя по отзывам, еще недавно металлическое чудище регулярно пускало изо рта всполохи огня. Но нам, к сожалению, это зрелище не удалось увидеть. По не проверенным мною данным, сейчас, когда газ в Польше стал дорог, для того, чтобы увидеть извергающего огонь дракона, нужно отправить платное смс.
Краков, вообще, полон легенд, как старинный ларец драгоценными камнями. Эти сказки-каменья нанизываются на нить истории, как ожерелье, и окутывают таинственным мерцанием город.
Свое знакомство с Краковом и его легендами мы начали с Вавельского замка, места, которое является, как говорят сегодня, знаковым не только для города, но и для всей Польши.
Замок имеет продолжительную и, даже где-то, трагическую историю, но я ее не буду рассказывать полностью. Может быть просто коснусь немного по ходу повествования, если так уж необходимо будет.
Первое, что обращает на себя внимание, когда попадаешь на территорию замка – Кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава на Вавеле. Это один из самых почитаемых храмов Польши. Здесь короновали и здесь же хоронили польских королей. Великолепно выполненные каменные саркофаги усопших размещены по всему периметру собора. Тонкая резьба по камню и плавно обозначенные линии завораживают и заставляют подолгу задерживаться у каждого из них.
А в центре собора находится главная святыня собора — мощи святого Станислава, помещенные в серебряную раку.
Существует интересная легенда: в XI веке разгорелся конфликт между польским королем Болеславом Смелым и краковским епископом Станиславом, в результате которого епископ был убит: во время ссоры Болеслав отрубил голову епископу, а затем тело было разрублено на куски и выброшено в пруд неподалеку от костела. Поверье гласит, что тело, разрубленное на части, вновь чудесным образом срослось, а король вынужден был бежать из-за охватившего страну всеобщего возмущения.
Епископ Станислав, причисленный в 1254 году к лику святых, считается с тех пор небесным покровителем Польши. В этой связи уже в раннем средневековье возникла традиция: каждый новый король, восходивший на престол, обязательно проходил пешком путь от замка Вавель к костелу Паулинов на Скалке, который в 1079 году и стал свидетелем убийства епископа, и там, преклонив колени у алтаря, просил прощения за "грех предка своего Болеслава". Обычай этот соблюдался свято даже теми королями, которые не состояли в родстве с Болеславом.
Еще одна легенда, с которой мы сталкиваемся в Кафедральном соборе, связана с самым большим в Польше колоколом "Зигмунт" (Сигизмунд), отлитым из пушечных ядер, переплавленных в 1520 году на деньги короля Сигизмунда I Старого. Согласно сказанию он может принести человеку лишь одно из благ — либо деньги, либо любовь. Каждый пришедший может выбрать это сам для себя и лишь один раз. Для осуществления заветной мечты нужно просто прикоснуться к колоколу правой рукой для обретения любви и левой для получения денег. Честно говоря, до колокола я дотрагивалась, но вот только, убейте меня, не помню какой рукой. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы это была левая… Но, как я обычно говорю мужу, свой счастливый билет мы уже вытянули, когда встретились, поэтому участие в лотереях не дает желаемых результатов.
Само восхождение на колокольню представляет собой увлекательный аттракцион! Поднимаясь по довольно узкой деревянной лестнице, приходится протискиваться между прочными балками, которые как-то хитро переплетаются между собой, оставляя для маневра минимальное пространство, и норовят стукнуть по лбу. Зато, какие потрясающие виды открываются с колокольни на Старый город!
Но и это еще не всё! У входа в собор, на цепи, висят кости мамонта. По существующему поверью кости диковинного животного сохраняют мир и несут процветание той земле, где они находятся.
Есть на земле точки, попадая в которые создается ощущение полного присутствия в определенном отрезке времени. Так было со мной в Гороховце. И здесь тоже на несколько минут мне показалось, что будто с помощью машины времени я перенеслась в далекое прошлое. Случилось это на экскурсии по королевским покоям в Вавельском замке.
Сам замок, в свою очередь, окутан огромным количеством историй и легенд. Одна из них связана с Посольским залом. А точнее с таким элементом декора, как знаменитые «вавельские головы». А еще точнее, с одной из них, той, которая с завязанным ртом. Однажды, когда король Зигмунт Август вершил суд в Посольском зале, он по каким-то соображениям приговорил к казни невиновного человека. Тогда уста одной из деревянных голов раскрылись и изрекли: «Король Август, суди справедливо!». В наказание за дерзость ей и закрыли рот.
Это всего лишь легенда. А вот реальностью является то, что почти каждая из голов была портретом конкретного придворного из свиты короля и королевы. Говорят, так король отомстил им за отказ признать его брак с Барбарой Радзивилл, хотя и это подвергается сомнению историков. Время не пощадило «вавельские головы» — когда-то их было 194, но до нашего времени сохранились только 30. Остальные погибли при пожаре XVII века. Эти головы произвели на меня такое незабываемое впечатление, что я не удержалась и купила в сувенирной лавке копию одной, именно той, у которой завязан рот.
Но более снисходительным неумолимое течение времени оказалось к шикарной коллекции фламандских гобеленов короля Зигмунта Августа. Судьба этих произведений весьма драматична. Во время третьего раздела Польши в конце XVIII века они были вывезены в Россию, откуда возвратились лишь в 20-х годах нашего столетия. В первые дни второй мировой войны были эвакуированы в Румынию, а затем через Францию и Англию в Канаду, откуда возвратились в 1961 году, что бы вновь занять своё место в королевских покоях. Уникальность коллекции заключается в том, что все было сделано в одну эпоху, по одному заказу и одним производителем гобеленов специально для создания неповторимых парадных интерьеров Вавельского замка.
Еще одно сказание связано коронационным мечом, носящим имя «Щербец». Название свое меч получил от зазубрин на лезвии меча. Хранится он среди экспонатов Сокровищницы замка. По легенде во время одной из битв королю явился Ангел с мечом и сказал, что пока меч в руках польских королей, они будут одерживать победы. С тех пор при церемонии коронации этот меч всегда вручался новому королю — от Владислава Локотка до Станислава Августа Понятовского.
Меч "Щербец" единственный, оставшийся из древних регалий, принадлежащих некогда польской короне. Когда-то во владении Пястов находились копье Св. Маврикия и золотая диадема, подаренные германским императором Оттоном III князю Болеславу Храброму в 1000 году.
В «Хронике Галла Анонима» сообщается, что император, прибывший в польскую столицу Гнезно во время своего паломничества к мощам Св. Адальберта (Войцеха), «снял со своей главы цесарскую диадему и возложил ее на голову Болеслава в знак примирения и дружбы и дал ему в дар гвоздь от Креста Господнего и копье Св. Маврикия». Эти регалии недолго находились во владениях Польских королей — после смерти преемника Болеслава Храброго, Мешко II, его вдова Рыкса вывезла королевские регалии в Германию, и больше они никогда не вернулись на польскую землю.
Остальные экспонаты, представленные в Сокровищнице, особого впечатления не произвели.
А вот Оружейная палата — это да!!! Замечательная коллекция!!! Представлено оружие XV-XVIII веков — рыцарские доспехи, мечи, копья, арбалеты, седла и прочее. И все это выставлено в древних стенах из неотесанного камня и грубого кирпича. Все-таки, согласитесь, антураж имеет значение! Здесь же развешаны копии знамен войск, одержавших победу над крестоносцами в Грюнвальдской битве. У выхода, внизу, установлены пушки. Мужчинам, как взрослым, так и не достигшим совершеннолетнего возраста, на мой взгляд, понравится.
Фотографировать в залах замка, а также в Сокровищнице и Оружейной палате категорически запрещено — служители музея пресекают всяческие попытки достать фотоаппарат или мобильный телефон. Поэтому мне пришлось позаимствовать фотографии на официальном сайте замка.
А теперь мы отправимся дальше – постигать город и узнавать его легенды…