«20 лет муж копал и копал» — мне показалось, что у женщины после этой фразы и жеста махнувшей руки, полились слезы. Её можно понять, не каждая жена вытерпит, что видит мужа только перед сном, а дальше после пятичасового сна он идет заниматься не пойми чем. С виду это, действительно, выглядит бредово. 21 метр вглубь земли, сквозь каменные породы, вырытые в одиночку. Для масштаба представьте, что было вывезено около 500 самосвалов грунта и камней из маленького деревенского дворика. Но зачем обычному жителю армянской деревушки это было надо?
Весной 1985 года по просьбе жены Левон решил вырыть погреб. После начала работы ему приснился сон, где, с его слов, божественные силы дали ему наставление работать дальше. Во сне Левон видел каждый следующий шаг.
Строительство шло без планирования и расчетов. Однажды он сказал жене, что выбьет в камне тоннель в 9 м 10 см и выйдет в определенном месте и после окончания работ так и оказалось — тоннель был размером 9 метров и 10 см.
«Я был влюблен в камень, он притягивал меня. Жена приспособилась к такой жизни. Бог знал, какую жену мне подарить, чтобы я смог выполнить Его волю. Чтобы не оставлять семью без хлеба, 3-4 дня работал на строительстве, а заработанные деньги отдавал жене» — говорил Левон. Во время его увлечений жена работала в пекарне и воспитывала четверых детей.
Левона не стало, а дом превратился в музей. Тетя Тося, не знающий русский язык, показывала нам его инструменты, которые он использовал.
Левон не страдал никакими легочными заболеваниями, несмотря на то, что под землей было не более 10 градусов и постоянная пыль. Он работал даже без перчаток.
В музей приезжают со всего мира. Множество телеканалов и прессы взяли у него интервью. Тоннель действительно завораживает, если знать, что все это сделал один человек. Там было столько ходов и выходов, что я запутался. Огромные залы и кресты, выбитые в стенах.
В качестве сувениров тетя Тося предложила купить открытки в виде фотографий.
По окончании экскурсии тетя Тося напоила нас армянским кофе, в то время, как мы писали свои впечатления и пожелания в книгу отзывов, которую она достала из большой стопки подобных тетрадей. Лично я восхищаюсь не Левоном, а его женой — за терпимость и преданность.
Пора уезжать из Армении, но сначала нужно купить сувениры в Ереване и посетить пару исторических мест, находящихся по пути к Грузии.
Армяне неравнодушны к черным машинам. Особый пацанский понт — это черный «гелик». Свадьба из более чем 30 таких черных «геликов»:
По другую сторону сопровождают кого-то важного.
Руины храма Звартноц.
Верхушки уличных столбов в городе Вагаршапат.
Хачкар (крест в камне) в монастыре Эчмиадзин, сделанный полностью вручную. В отличие от грузин, у армян свое направление в христианстве — Армянская апостольская церковь.
Символ драма — армянской валюты.
Замок Амберд в горах.
Сначала замок захватили турки, а в XIII веке окончательно добили монголы.
Виды со стороны замка.
Алексей делает селфи с телочкой. Он уже женат, поэтому может только так.
На пути в Грузию — армянские пейзажи.
По дороге из Еревана в Тбилиси в городе Апаран есть интересная пекарня.
22082014_kavkaztrip_25
Процесс приготовления выпечки, благодаря своей прозрачности, превратился в шоу. К тандыру выстраивается огромная очередь, чтобы отведать горячую выпечку. Мы тоже взяли наугад сытную булку, но она оказалась такой острой, что не каждый рискнул ее съесть.
Армянский лаваш.
У нас была дилемма — остаться здесь, в степях Армении, переночевать или доехать поздней ночью до Тбилиси.
Повертев головами по сторонам и путем принятия решения через демократические механизмы, было решено ехать до Тбилиси.
По дороге мы попадали в пробку с коровами и молились, чтобы у нас не кончился бензин. В пределах 100 км не было ни одной заправки. В это время мы с горечью вспоминали свою канистру, оставленную на границе Россия-Грузия.