Крымское побережье поистине уникально не смотря на избитость данного выражения. И пока некоторые завистливые особы, дислоцирующиеся вне зоны влияния можжевеловых ароматов продолжают неистово таскать ведра словесных помоев, чтобы, щекоча чувство собственной значимости, продолжать выплескивать их на репутацию моего родного полуострова, я, зная истину буквально с рождения, продолжаю упиваться красотой и чувственностью любимых мест.
Возвращение к ним всегда радует, настраивает на нужный лад и заполняет пустотелые отсеки организма, не участвующие непосредственно в процессе жизнедеятельности организма, сладким сиропом чудодейственного эликсира. А душевные пробоины, остающиеся после схватки с каждодневной реальностью, магическим образом демонстрируют чудеса регенерации, затягиваясь буквально на глазах.
И задача стоит не в том, чтобы наблюдать, исследовать, оценивать и комментировать, как в случае с чужеродными объектами в какой-нибудь далекой стране, а просто быть по-соседству, чувствовать близость и взаимное расположение.
Конечно, тяжело чувствовать близость к нагромождению камней, дорожному полотну или непривлекательной застройке низкорослых малосемеек. Но в моей случае этого и не требуется. Крымский полуостров щедро выткан объектами, которые ценны не только как предмет гордости местного населения, подпитываемую ксенофобными настроениями, но и как вполне обособленные центры международного значения в списке памятников истории, архитектуры и ландшафта. Одним из таких является Воронцовский дворец с его великолепным парком.
И не важно сколько раз ты был здесь до этого. Моменты радости, восхищения и истинного равновесия в поле действия мировой силы притяжения не требуют подсчета.
В этот раз целью поездки была ночевка в предместье Алупки с посещением морского побережья и, конечно же, дворца с парком. Но, по правде говоря, момент был выбран не самый удачный. Оказывается, город Севастополь полон таких природолюбов как я, но только с более развитым чувством прагматизма и навыками планирования. Отели, домики, лачуги, каптерки и койко-места были плотно, забиты, забронированы и оплачены на месте. Голоса хозяев в телефонной трубке напевавшие песню на один мотив «приходите завтра» сначала вызывали удивления, а после откровенное раздражение. Подобное нашествие спровоцировали вереница выходных дней, подкрепленная национальным праздником, и щедрость природного календаря под названием «бабье лето». А какой вменяемый крымчанин не передвинет себя ближе в природе и побрезгует возможностями для купания в сентябре?
В общем, ночевать было негде, разве, что в машине. Но отсутствие жилья не стало критичным моментом этой поездки, а всего лишь ее слегка откорректировало. Не смотря на бездомность, мы все-таки посетили дворец с парком, искупались в бушующем и фыркающем пеной морском коктейле, а также подрумянили первобытным способом все необходимые продукты на чудном привале в районе Балаклавских высот.
Но изюминкой поездки, конечно же, был Воронцовский дворец. Писать и говорить о нем можно много, что непременно и довольно часто делают мои соотечественники, а также приезжие ценители искусства. И я их прекрасно понимаю. Тяжело остаться равнодушным и заткнуть фонтан эмоций и печатных выражений, прогуливаясь тенистыми дорожками парка, либо позируя спутнику перед фотоаппаратом на фоне благородно серых шпилей замка диабазового происхождения.
Дворец органично врезан в зеленый ковер южной природы с великолепным задним планом в лучшем исполнении моря глубоко синего цвета. Если же смотреть на крымский вариант рыцарского замка с юга, то так он позирует еще более эффектно своим утонченным южным фасадом в восточном стиле под покровительством грандиозных высот Ай-Петри.
В прошлый раз мы решили вкушать искусство по-полной и приобрели билеты «все включено» для посещения всего дворцового комплекса. Посмотреть и послушать есть что. Интерьеры, мебель, живопись, а также скульптуры в Зимнем саду внушают уважение и восхищение. Как и в прошлый раз перед нами семенила экскурсия с немецкими пенсионерами. Складывается мнение, что они ездят сюда пачками и предусмотрительно предпочитают осенний сезон летнему. Они громко выражали свое восхищение, заворожено вслушивались в речь экскурсовода, который стремясь походить на чистокровного арийца лязгал острозаточенными немецкими выражениями не хуже ковша экскаватора.
Внутри дворца особого внимания заслуживает Зимний сад с его коллекцией редких растений и декоративных мраморных скульптур. В гуще вечнозеленых насаждений нашлось место и фонтану, органично утопленному в клетчатую гранитную плитку. Но любимицей многих является скульптура девочки итальянского мастера Корбеллини. Она умиляет, очаровывает и пленит. Казалось бы, на нее можно смотреть часами. Думаю, именно так выделяется шедевры из остальных работ, которые обычно просматриваешь вскользь или только удостаиваешь памятного снимка фотоаппарата.
Дополняет коллекцию музея экспозиция о «человеке и пароходе» Уинстоне Черчилле и его картировании здесь в далеком феврале 1945 года.
Вернувшись на чистый горный воздух у вас не будет просто никаких шансов удеражаться от посещения несравненной Южной террасы и не повидаться в очередной раз с чудными львами, которые стерегут вход в обитель князя Воронцова. Каждая пара из них по разному относиться к выполнению служебных обязанностей. Больше всех умиляет спящая парочка, которая никак не проявляет интереса к тысячам каждодневных фотовспышек. Кстати, именно статуэтки спящих львов пользуются наибольшим спросом в сувенирных магазинах, после бесспорного хита «Девочка», разумеется.
Свое посещение дворца мы дополнили прогулкой по парку, который не собирался готовиться к осени и также активно благоухал и пульсировал зеленым спектром могучих деревьев. Парк, как и дворец, весьма многолик. Нижний парк окаймляющий дворец с востока и с юга, представлен пальмовой аллеей, богатейшим собранием редких видов растений продолжаемые уже ближе к дворцу зелеными лужайками и цветочными оранжереями. Юго-западное отделение представлено местной флорой с кедрами, кустами магнолии, усиленными каскадными водопадами ведущими вплоть до морского побережья.
Ну а Верхний парк в северной части с грозными валунами, упорядоченными в «малый» и «большой хаос» и не менее величественными платанами демонстрирует совершенно другие пейзажи подкрепляя ощущение очарования таинственными ущельями гротов и лебедиными озерами.
Здесь можно гулять часами в компании или полном одиночестве. Никогда мне еще не приходилось видеть такого законченного образа органично существующего дворца и окружающего его природного мира. Быть в Крыму и не оказаться здесь, это все равно что приобрести автомобиль и отказаться от использования его по прямому назначению. Романтика 19-го века, сказочные горы и экзотическая растительность, позволят вам ощутит внутреннюю гармонию, поупражнять чувство восхищения и услышать «застывшую музыку» парадного архитектурного искусства.
по материалам сайта samivkrym.ru