Принимая во внимание, что всякое наблюдение страдает от личных предпочтений путешественника, могу с уверенностью сказать, что мое желание сравнить Баган с Ангкор Ватом никогда не было подлинным. Однако забавная и немного пугающая мысль о том, что Восток и впрямь является метафизическим центром человечества вдруг обрела для меня свой явный смысл. Их сравнение получилось скорее спонтанным, если не надуманным, продиктованным возможно и тем, что всякое перемещение в пространстве, не опосредованное физической необходимостью, есть всего лишь форма самоутверждения, к которой можно отнести и то, что всего через полутора суток после посещения Багана я оказался в Ангкор Вате, чтобы успеть снять материал для экспериментального тридцатиминутного фильма «Присутствие» (концепт фильма прост: 7 секунд на каждую страну мира и так через все 258 стран на земле).
Относительной компактностью не грешит ни тот, ни этот комплекс. В архитектурном плане оба – это традиции миропорядка (космоса), пропорциональности, повторяемости и симметричности. Это удивительно при том, что Баган — памятник тхеравадского будизма, а Ангкор Ват – безусловная вишнуистская традиция (часть его храмов были посвящены Вишну, более поздние – Шиве, сейчас же там справляют только культ Будды) Баган — пыльная, выхолощенная буддистская метафизика Азии: земля, пытающаяся подняться в воздух, оторваться от самой себя, как рассеяный туман, неспособный скрыть островерхие шпили храмового ландшафта.
Как нигде в Мьянме, здесь полно гужевого транспорта — собственно для тех, кому влом крутить педали: именно так от храма к храму здесь катают в прогулочных повозках не столь многочисленных, в сравнении с Ватом, туристов. С велосипедом замучаешься и увязнешь в пыли. Роскошь Багана условна: местные власти исходя из собственных эстетических предпочтений восстанавливают храмы, что вызывает гнев ЮНЕСКО: как ни странно, но Баган до сих пор не отнесен к всемирному наследию человечества, коим он, безусловно, является. Баган (наряду с пагодой Шведагон в Янгоне и озером Инле), как ни крути, остается главной достопримечательностью Мьянмы, а Ангкор Ват – это не только символ Камбоджи, но и, вообще-то, крупнейший храмовый комплекс на земле.
В Багане особенно хороши фрески XIV века, которые сохранились в некоторых храмах благодаря сухому микроклимату: их ни разу не реставрировали.Некоторая спонтанность нагромождения храмов Багана проигрывает рядом с монументальностью замысла Сурьявармана Второго, за которым можно, при желании, лицезреть все дикости восточных деспотий. Может, поэтому привлекательность Багана имеет гораздо более тонкую природу. Ни Баган, ни Ангкор Ват, ставший известным благодаря учителю русского языка Анри Муо, никогда не были полностью покинутыми комплексами. Несмотря на то, что население по разным причинам переселилось из этих мест, и тот и другой не переставали быть сакральными религиозными центрами поклонения Будде, где постоянно, на протяжении веков обитали монахи. В видео об Ангкор Вате мы попытается представить храмы Ангора такими, какими их увидел их первооткрыватель, когда там еще не было туристов.http://youtube.com/watch?v=X7BzPxQSi…
youtube.com/watch?v=m-AhdmhyX…