Утро в Ришикеше. Я выбрала себе местечко на берегу Ганги, чтобы помедитировать. Саша ушел еще раньше, он более ответственен чем я. Заметила его прямую и светлую фигуру вдалеке, на плоском камне, пока пробиралась к узкой полоске желтовато-серого пляжа.
Я завидую Саше, потому что он честно читает 16 кругов на четках и потому что для него в этом есть смысл. А я читаю — "на авось", сколько получится. Ожидая при этом каких-то небывалых открытий и реализаций. Стыдоба.
Всё чего мне хочется — это тоже вычитать, через силу 16 кругов и гордо сказать об этом Саше. Ну, чтоб он меня похвалил. Стыдоба.
Села, наконец. Достала четки. Вокруг — никого. Слабо слышны голоса людей и гудки машин на верхней дороге. Мне холодно и я кутаюсь в шерстяной чадр — солнце уже встало, но его лучи пока не добрались до меня.
Гляжу на спокойную воду Ганги. За рекой, на другом берегу — два сине-зеленых молчаливых холма. Они довольно близко, и я могу разглядеть верхушку каждого дерева.
Читаю мантру, перебираю четки. Стоит мне "по правилам" закрыть глаза — я тут же отвлекаюсь на что-то внутреннее и глупое. Решила — буду лучше смотреть вокруг. Может, и правда что-то светлое в голову придет.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Мантра как музыка — если начать с затакта.
3 раза Харе
1 раз Кришна
3 раза Кришна
3 раза Харе
1 раз Рама
1 раз Харе
3 раза Рама, и сначала. Бесконечный круг.
Вокруг мне все кажется пустым и неживым.
Никого и ничего нет — так я думаю.
Все, что меня окружает, я привычно воспринимаю как неодушевленное и единичное. Два Холма. Они пустые. Одна река. Десять камней. Скучное окружение.
И я сижу, и гляжу, и всё пусто и просто и понятно.
Это ощущение собственной единственности. Эго. Я уже давно не чувствую ничего, кроме себя.
Что же будет, если меня не будет?
Но неожидано что-то сдвигается. Вспышка, озарение, глаза широко раскрыты.
По прежнему никого — но я уже знаю, я чувствую: в одном сантиметре этого холма, который я считала неживым — больше жизни, чем во мне. В листве этих деревьев прячутся сотни птиц. В этой воде скрыто от моих глаз тысячи рыб. В траве копошатся миллионы и миллиарды жуков, улиток, муравьев. В самой глубине земли — землеройки, кроты, червяки, личинки. Их совсем не видно. Но они есть...
Где-то среди деревьев — маленькие полянки, над которыми порхают сотни и сотни цветных бабочек, жужжат пчелы и шмели... И всё это двигается, шевелится, пульсирует дышит, играет, ест, шмели садятся на цветки, бабочки несут нектар в своих хоботках... и их миллиарды миллиардов, этих живых существ.
Их 8 400 000 форм, если верить.
И им всем вообще нет дела до меня. А я сижу здесь, на берегу Ганги. И думаю. что я одна, что вот холм, вот вода, а вот камни... И что этот мир создан для того, чтобы удовлетворять мои чувства.
Да?
Жизнь вокруг меня — бесконечный поток, и я всего лишь песчинка, пылинка.
"Матушка Яшода заглянула в ротик своему сыну Кришне, чтобы проверить, не ел ли он глину, и увидела там, во рту у своего любимого мальчика, все галактики, вселенные и миры, всех богов и полубогов..."
Мир становится полным — как только я перестаю смотреть в себя.
Внезапно, как будто без моего участия, сердце открывается, чтобы видеть всю эту жизнь. Оно готово замечать и чувствовать. И Всё оживает вокруг. Здесь больше нет пустоты, как будто кто-то прогнал ее.
Прибегает собака и, виляя хвостом, начинает обнюхивать меня. Стая птиц вырывается из глубины изумрудного холма. Нежные белые бабочки, как маленькие живые лепестки порхают над сверкающей водой Ганги. Я замечаю крупную юркую игуану на соседнем дереве, крошечных и блестящих черных муравьев, бегущих по своим делам.
"Всегда что-то происходит" — говорит Учитель неразумному ученику, чей взгляд направлен только на себя.
Всегда что-то происходит.
УРОК № 2. ТЫ ЗДЕСЬ НЕ ОДИН. И ТЫ ЗДЕСЬ — НЕ ГЛАВНЫЙ.